Диссертация (1138983), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Федеральный законо гарантиях прав коренных малочисленных народов устанавливает правомалочисленных народов и их объединений участвовать в осуществленииконтроля за использованием земель различных категорий (ст.8). В отсутствииправовых и организационных механизмов реализации данная норма остаетсясугубо декларативной и, по факту, не действующей. Ориентиром в этомконтексте, традиционно, может выступать канадский опыт.См.: Кряжков В.А.
Территории традиционного природопользования как реализации права коренныхмалочисленных народов на земли // Государство и право. - 2008. - №1. - С. 44-51.311См.: Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользованиякоренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ.2001.
№ 20. Ст. 1972312См.: Кряжков В.А. Указ. соч.310150Определяющим фактором реализации конституционно и законодательнозакрепленных прав и гарантий коренных народов Канады является «добраяволя», реализующая, в частности, через юридические механизмы выполненияпринятых решений.
Соглашение об удовлетворении земельных требованийинуитов поселения Нунавут содержит специальную главу, посвященнуюгарантиям имплементации Соглашения (глава 39). В соответствии с даннымактом, организация инуитов Нунавута (офиц. – Tungavik Federation ofNunanut), Правительство Канады и территориально правительство Нунавутадолжно разработать и утвердить План по реализации Соглашения (ст.37.2.1).План, в частности, должен:- содержать перечень обязательств, действий и проектов всех сторон суказанием сроков и развития;- зафиксировать, какие обязательства, действия и проекты должныреализовать учрежденные соглашением организации инуитов, федеральноеПравительство и правительство Нунавута;- установить источники финансирования реализации Соглашения.Для реализации положений Соглашения образуется Комиссия поимплементации, состоящая из четырех представителей: ПравительстваКанады, правительства Нунавута и двух представителей организацийинуитов (ст.37.3.2). Комиссия уполномочена осуществлять общий надзор иобеспечивать реализацию Плана по имплементации, проверять выполнениеобязательств, взятых сторонами, в том числе сроков их выполнения, а такжеосуществлять иные полномочия (ст.37.2.1).Указанные положения Соглашения позволяют констатировать наличиеу инуитов канадского Севера возможности через свои объединенияобеспечиватьвыполнениегосударствомтехобязательств,которыезафиксированы канадской Конституцией и законодательством.Введениеаналогичныхиподобныхконституционно-правовыхмеханизмов крайне актуально в России, аборигенное законодательствокоторой, по справедливому замечанию исследователей, в последнее151десятилетие находится в «правовой стагнации»313.
Кризис идей может бытьпреодолен через участие малочисленных народов, являющихся главнымибенефициарами развития и реализации аборигенного регулирования.Объединения коренных народов, на наш взгляд, должны наделятьсяполномочиями по изданию докладов, обращению в суды и иныегосударственные органы от имени малочисленных народов в целяхпресечениянеправомерныхдействий(бездействий),привлечениякответственности должностных лиц, нарушающих права коренных народов.Данные права не зафиксированы, однако они выводятся из положенийКонституции РФ и законодательства, в частности:- права направлять коллективные обращения в органы государственнойвласти и органы местного самоуправления (ст.33 Конституции);- права коренных народов на судебную защиту исконной средыобитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промысловмалочисленныхнародов(ст.14 Закона о гарантиях прав коренныхмалочисленных народов).Стимулирование государственной власти к активным организационноправовым действиям в отношении коренного население также возможнопутем использования механизма кадровых полномочий объединенийкоренных народов.
Как видно на описанных выше примерах Комиссии поимплементации Соглашения об удовлетворении земельных требованийинуитов Нунавута, юридического лица «Финнмарк эстейт», иных органовсоуправления,механизмвзарубежныхназначенияарктическихдолжностныхлицгосударствахпутемиспользуетсяделегированияотобщественных объединений коренных народов.Российскому праву институт согласования кадров с целью согласованияинтересов и обеспечения профессионализма не чужд. Так, Конституция РФнаделяет Президента РФ правом назначать прокуроров субъектов и ихСм.: Кряжков В.А. Российское законодательство о северных народах и правоприменительная практика:состояние и перспективы // Государство и право.2012. №5. C.
29.313152заместителейлишь попредставлению Генерального прокурора РФ,согласованному с субъектами РФ (ст.129). Судьи в Российской Федерацииназначаются только при положительном заключении квалификационныхколлегий судей, являющих органами судебного сообщества314.Подобный подход согласования назначения на должность можнораспространить и на должностных лиц федеральных и региональныхструктур в исполнительной власти, ответственных за реализацию правкоренных народов. Соответствующая процедура имеет некоторую практикуприменения в субъектах РФ. Например, Уполномоченный по правамкоренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)назначается на должность Президентом Республики Саха (Якутия) с учетоммнения общественных организаций малочисленных народов и с согласияГосударственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).Общественные организации малочисленных народов направляют ПрезидентуРеспубликисвоипредложенияокандидатурахнадолжностьУполномоченного315.
По подобной процедуре был назначен действующийУполномоченный (5 февраля 2014 г.).Процедуру учета мнения объединений малочисленных народов приназначениидолжностныхлицгосударственнойвластииместногосамоуправления, ответственных за принятие решений в сфере аборигенногоуправления, необходимо универсализировать. Это повысит ответственностьорганов власти перед коренным населением, обеспечит доверие к ним исправедливость взаимоотношений.Анализ законодательства арктических государств об объединенияхкоренныхнародовпозволяетприйтиквыводуореализацииконституционного-правового статуса и функций указанных объединенийчерез закрепляемые за ними полномочия.
Данные полномочия можноСм.: Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 « О статусе судей…» // Ведомости СНД иВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.315См.: Закон Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2013 г. 1220-З № 1327 – IV «Об уполномоченном поправам коренных малочисленных народов в Республике Саха (Якутия)» // Правительство Республики Саха(Якутия) – [Электронный документ] – URL: http://sakha.gov.ru/node/180224 (по состоянию на 31.08.2015).314153разделить на две группы: императивные и консультативные. Первыенаправлены на самостоятельное обеспечение внутренней организациикоренных народов; консультативные – призваны обеспечить учет мнения иинтересов коренных народов при принятии решениями государственными имуниципальными органами.Являясь не только правом (и не столько правом), но и процессом,самоопределение коренных народов представляет собой динамичнуюсистему взаимоотношений доминирующего сообщества с аборигенами.Развитиеназваннойсистемыпредполагаетрасширениесферысамостоятельных полномочий коренных народов, осуществляемых ими черезсобственные институты, включая свои объединения.
Это дает все основанияпредполагать в дальнейшем расширение круга как императивных, так иконсультативныхнародов.полномочийобщественныхобъединенийкоренных154Параграф4.Ответственностьобщественныхобъединенийкоренных народов арктических государствВпроблематикекоренныхнародоввопросыответственноститрадиционно рассматриваются применительно к государству.
Между темответственность за свою судьбу и за принимаемые решения несут и самиаборигены и их объединения. На такие мысли наталкивают, в частности,правовые позиции Верховного суда Канады. В одном из решений по спорумежду первыми нациями и провинциальным правительством БританскойКолумбии Суд указал, что консультироваться и приходить к соглашению длякоренныхнародовисключительновиихобъединенийкачественесубъективногодолжноправа,рассматриватьсянотакжеможетрассматриваться в качестве обязанности. Уполномоченные представителикоренных народов не имеют права «срывать» переговорный процесс в техслучаях, когда государство демонстрирует свою добрую волю и создаетреальные предпосылки для эффективного переговорного процесса316.Неотъемлемойчастьюконституционногостатусаобщественныхобъединений коренных народов является их ответственность.
По мнениюМ.А. Краснова, «применительно к конкретному субъекту права юридическаяответственность уже с момента наделения его соответствующим правовымстатусом и входит в структуру последнего, поскольку участвует вопределении поведения носителя статуса»317. Общественные объединениякоренныхотношений,народов,должныбудучисубъектамивжетоймереконституционно-правовыхпризнаватьсясубъектамиконституционно-правовой ответственности. При этом возможно выделениетрех аспектов указанной ответственности: 1) внутреннее отношение субъектаправа к своему долгу, установленному правовыми нормами (позитивнаяответственность); 2) ответственность перед иным субъектом, обладающим316317См.:Haida Nation v.















