Диссертация (1138886), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Все они, за исключением Морскойдоктрины, введены в действие правовым актом субъекта правотворчества –либо Президента Российской Федерации, либо Правительства РоссийскойФедерации. Обычно таким способом вводятся в действие нормативныеправовые акты типа «положение», «правила», «порядок», «перечень» и т. п.,при этом их юридическая сила напрямую зависит от места органа,утвердившего акт, во властной иерархии. Однако не может не вызватьудивления та юридико-техническая «пестрота», с которой вводились вдействие 8 вышеперечисленных доктрин:одобрена Указом Президента Российской Федерации – 1;утверждены Указом Президента Российской Федерации – 3;утверждена Президентом Российской Федерации «напрямую», безиздания специального акта – 1;298299СЗ РФ. 2000.
№ 41. Ст. 4089.СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.170утверждена распоряжением Президента Российской Федерации – 1;утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации – 1(национальная доктрина образования)300. При этом в соответствующемПостановлении Правительства указано «Одобрить» (выделено мною. –Е.М.)подготовленнуюФедерацииучастиемпопоручениюПравительстваМинистерствомобразованияРоссийскойФедерацииоргановгосударственнойзаинтересованныхфедеральныхРоссийскойсвласти, органов государственной власти субъектов Российской Федерациии организаций Национальную доктрину образования в РоссийскойФедерации», а непосредственно в самой доктрине утверждается, что онаутверждена Правительством.
Как представляется, одобрение документа иего утверждение – это далеко не одинаковые организационно-правовыерешения, поэтому с точки зрения юридической техники такое решениеправотворческого органа вряд ли можно признать безупречным;одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации – 1.Таким образом, лишь три из восьми действующих на федеральномуровне доктрин введены в действие одинаковым способом.Еще большая правовая неопределенность возникает в результатеизучения легальных дефиниций и характеристик доктрин, данных в ихтекстах.Так, в Военной доктрине указано, что «Военная доктрина РоссийскойФедерации является одним из основных документов стратегическогопланирования в Российской Федерации и представляет собой системуофициально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженнойзащите и вооруженную защиту Российской Федерации. … Военная доктринаоснована на положениях военной теории и направлена на ее дальнейшееразвитие».
Таким образом, в данном документе напрямую декларируется его300Здесь и далее в настоящем параграфе используются сокращенные наименованиявосьми перечисленных выше действующих доктрин. Сноски в каждом случае неоформляются, выходные данные приведены выше в начале параграфа и в спискеиспользованной литературы.171встроенность не только в политическую систему России, но и в системунаучных взглядов в соответствующей области: Военная доктрина, во-первых,основана на положениях военной теории, а во-вторых, направлена на еедальнейшее развитие.В Доктрине развития российской науки в формепреамбулыпредложено следующее положение: «Доктрина развития российской науки –система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости ипроцветанияРоссии,атакжепринципов,определяющихмеханизмгосударственного регулирования научной деятельности, которыми с учетомконкретнойсоциально-экономическойситуациируководствуютсяфедеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной властисубъектовРоссийскойисследовательскиеФедерации,организации,научныеработники,научно-техническиенаучно-обществаиобъединения».
Из данной формулировки можно предварительно усмотретьтакую функцию доктрины, как связь теории с практикой: доктрина, с однойстороны, отражает «взгляды» (по-видимому, имеются в виду выработанныеучеными и принятые политиками воззрения; отметим, что в последующихдоктринах правотворец более точен и говорит именно об «официальныхвзглядах»), а с другой – устанавливает основанные на этих взглядахпринципы, имеющие, как мы смогли убедиться в § 1.1, непосредственнорегулятивное значение и назначение. Об этом здесь сказано прямо:«принципов, определяющих механизм государственного регулирования…»Во введении к Национальной доктрине образования утверждается:«НациональнаядоктринаобразованиявРоссийскойФедерации–основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритетобразования в государственной политике, стратегию и основные направленияего развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути ихдостижения посредством государственной политики в области образования,ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025года».
Отметим, что «введение» – вовсе не характерный для строгого172нормативно-правового текста структурный элемент. Еще один показательтого, что авторы доктрин пока что находятся в состоянии поискаоптимального варианта данного документа, – то, что данная доктрина имееттитул «национальной», тогда как остальные 7 просто доктрины. В отличие отрассмотреннойвышеДоктриныразвитияроссийскойнауки,устанавливающей, если исходить из данного в ней самой определения,только принципы государственного регулирования, Доктрина образования,как следует из приведенной дефиниции, устанавливает: а) приоритет; б)стратегию; в) основные направления развития; г) цели и пути их достижения;д) ожидаемые результаты.В Доктрине информационной безопасности для характеристики самогоактавновьиспользуетсяпреамбула:«Доктринаинформационнойбезопасности Российской Федерации представляет собой совокупностьофициальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направленияобеспечения информационной безопасности Российской Федерации.Настоящая доктрина служит основой для:формирования государственной политики в области обеспеченияинформационной безопасности Российской Федерации;подготовкипредложенийпометодического, научно-технического исовершенствованиюправового,организационногообеспеченияинформационной безопасности Российской Федерации;разработкицелевыхпрограммобеспеченияинформационнойбезопасности Российской Федерации.Настоящая доктрина развивает Концепцию национальной безопасностиРоссийской Федерации применительно к информационной сфере».Последнее положение интересно само по себе тем, что, вероятно,разработчики данного типа документов не проводят особой разницы между«доктриной» и «концепцией» (коль скоро доктрина может развиватьположения концепции).173Данныйвыводподтверждаетсяиисследованиемследующегодокумента – Морской доктрины.
Здесь установлено, что Морская доктринаРоссийскойФедерацииявляетсяосновополагающимдокументом,определяющим государственную политику Российской Федерации в областиморской деятельности – национальную морскую политику РоссийскойФедерации. Морская деятельность – это деятельность Российской Федерациив области изучения, освоения и использования Мирового океана в интересахбезопасности,устойчивогоэкономическогоисоциальногоразвитиягосударства. «Морская доктрина развивает применительно к морскойдеятельности положения Концепции национальной безопасности РоссийскойФедерации, Концепции внешней политики Российской Федерации, ВоеннойдоктриныРоссийскойФедерации,КонцепциисудоходнойполитикиРоссийской Федерации, Основ политики Российской Федерации в областивоенно-морской деятельности на период до 2010 года и других нормативныхправовых актов Российской Федерации».
Как можно заметить, в данномслучае разработчики утвержденного Президентом России документа впрямой форме называют концепции, доктрины, а также документ подназванием«Основыполитики»нормативнымиправовымиактамиРоссийской Федерации. Тот же подход обнаруживается и в Доктринепродовольственной безопасности: «В настоящей доктрине развиваютсяположения стратегии национальной безопасности Российской Федерации до2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12мая 2009 г. № 537, касающиеся продовольственной безопасности РоссийскойФедерации, учтены нормы Морской доктрины Российской Федерации напериод до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27июля 2001 г., и других нормативных правовых актов РоссийскойФедерации (выделено мною.
– Е.М.) в этой области».В отличие от ряда предыдущих примеров, в Климатической доктринепреамбула использована не для характеристики самого документа, а дляхарактеристики климатической ситуации в связи с глобальными процессами.174А документ характеризуется в разделе I «Общие положения»: «Настоящаядоктрина представляет собой систему взглядов на цель, принципы,содержаниеипутиреализацииединойгосударственнойполитикиРоссийской Федерации внутри страны и на международной арене повопросам, связанным с изменением климата и его последствиями…Учитывая стратегические ориентиры Российской Федерации, настоящаядоктрина является основой формирования и реализации политики в областиклимата».В Доктрине продовольственной безопасности преамбулы нет вообще, адефиниция, посвященная самому документу, также введена в «Общиеположения»: «Настоящая Доктрина представляет собой совокупностьофициальныхвзглядовгосударственнойнацели,экономическойзадачиполитикиивосновныенаправленияобластиобеспеченияпродовольственной безопасности Российской Федерации».В Экологической доктрине (также в «Общих положениях») даетсяскорее не определение, а описывается предмет доктрины: «Экологическаядоктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи ипринципы проведения в Российской Федерации единой государственнойполитики в области экологии на долгосрочный период».Таким образом, в текстах доктрин в большей степени подчеркиваетсяих политическая, а не юридическая составляющая (формирование ипроведение единой общегосударственной политики в той или иной области,по тому или иному вопросу).
Вместе с тем сами правотворческие органыпризнают за ними значение нормативных правовых актов, и вводятся они вдействие с соблюдением той же процедуры, что и нормативные правовыеакты. Кое-где координация правового регулирования упоминается как однаиз задач доктрины (например, Доктрина информационной безопасности, гдесреди задач указано, что доктрина служит основой для подготовкипредложений по «правовому обеспечению информационной безопасности»).175В ряде доктрин правовая составляющая выражена более четко. Анализихтекстовпоказывает,целеполагающийчтохарактер,большаядаютсячастьихперечниположенийзадачимеетпроведениягосударственной политики в той или иной области. В числе прочихопределяются и приоритеты правовой политики.
Например, в Национальнойдоктринеобразованиясрединесколькихдесятковосновныхзадачгосударства в сфере образования указывается, что государство призванообеспечить: а) реализацию конституционного права и равные возможностидля различных социальных слоев и территориальных групп населения наполучение бесплатного образования высокого качества; б) воспитаниемолодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону; в)единоеправовоеобразовательныхпространствоучрежденийфункционированияразличныхформиразвитиясобственности;г)законодательное определение сфер материальной, административной иимущественной ответственности учредителей образовательных учреждений;д) повышение ответственности работодателей за соблюдение трудовогозаконодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплатытруда, реализацию социальных гарантий работников образования иобучающихся; е) создание правовых условий получения образования как засчет средств бюджетов всех уровней, так и за счет средств обучающихся и ихсемей, предприятий и организаций; ж) создание правовых условий дляпредоставления образовательных кредитов учащимся и студентам измалообеспеченных семей.Понятно, что реализация каждой из перечисленных и иных задачгосударства в сфере образования предполагает активную правотворческую,прежде всего законотворческую деятельность, принятие законодательныхактов, обеспечивающих осуществление государственной политики в сфереобразования,разработкуюридическихимеханизмов эффективной реализации этих законов.властно-организационных176Об этом же прямо говорится и в Доктрине информационнойбезопасности:«Начатоформированиебазыправовогообеспеченияинформационной безопасности.
Приняты Закон Российской Федерации «Огосударственной тайне», Основы законодательства Российской Федерации обАрхивном фонде Российской Федерации и архивах, Федеральные законы«Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии вмеждународном информационном обмене», ряд других законов, развернутаработа по созданию механизмов их реализации, подготовке законопроектов,регламентирующих общественные отношения в информационной сфере».