Диссертация (1138886), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Эта база действительно может лежать в разных плоскостях:экономической, политической, идеологической, культурной, этнической идр. В этом отношении приведенное выше предложение Т.В. Гуровойпредставляется вполне разумным. И в соответствии с этим предложениемполагаем необходимым выделить в качестве разновидности источника«научный источник» права.
Это и есть доктрина. Еще раз подчеркнем особо(об этом уже говорилось в предыдущем параграфе), что не каждая научнаятеория (взгляд, мысль, концепция, идея) становится доктриной (источникомправа), а лишь такая, которая строго научно обоснована, авторитетна –признана научным сообществом и практиками-реализаторами правовыхнорм, имеет научно-прикладной и практический характер, обладаетрегулятивными возможностями.236Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: Академическийпроект, 2005. С.
361–362.133Такимобразом,мыпредлагаемкатегорию«источникправа»рассматривать в двух основных значениях:1) Источники права в материальном смысле, в значении «естественные,материальные, психологические и интеллектуальные факторы формированияправовыхнорм,ихотправныеначала».Срединихвыделяютсяразновидности: культурологические (цивилизационные)237, экономические,политические, научные и т. п. К ним прежде всего относятся правовыеобычаи, правовые принципы и юридическая доктрина.2) Источники права в формально-юридическом смысле, в значении«формывнешнейфиксации,официальногоформальноговыраженияправовых норм». Это прежде всего нормативные правовые акты, в том числеполитико-правовые документы типа «доктрина» и «концепция» (речь о нихпойдет в следующем параграфе работы), договоры нормативного содержанияи юридические прецеденты.
Для российской правовой системы последний изперечисленных источников в целом нехарактерен, однако такие фактическисуществующие ее элементы, как документы Конституционного СудаРоссийской Федерации и высших судебных инстанций судов общейюрисдикции и арбитражных судов, содержащие в себе так называемые«правовые позиции», обладают отдельными свойствами прецедента и играютважную роль в функциональной структуре правовой системы России. В своюочередь, на формирование судебных правовых позиций решающее влияниеоказывает правовая доктрина.
Поэтому в дальнейшем мы будем использоватьне понятие прецедента, но более широкую категорию «судебная практика».Для лучшего понимания сущности доктрины как источника праванеобходимо соотнести ее с другими видами источников.Доктрина и нормативный правовой актЛ.И. Спиридонов писал: «Источник права с наших позиций – культура, которая впроцессе селективной эволюции вбирает в себя социальный опыт и выражается вобщеобязательных правилах поведения». См.: Спиридонов Л.И. Теория государства иправа: учебник.
М.: Проспект, 1999. С. 138.237134Нормативно-правовой акт – это письменный юридический документ,издаваемыйвособомпорядкеуполномоченнымисубъектамиправотворческой деятельности и фиксирующий (выражающий) в своихструктурных элементах (статьях и др.) нормы права. Он обладает рядомпреимуществ по сравнению с другими источниками права: это, в частности,общий характер содержащихся в них предписаний, рассчитанных намногократное применение, возможность охвата широких сфер общественнойжизни, относительная быстрота процедуры их принятия, изменения илиотмены, высокая техника систематизации и кодификации.
Нормативноправовые акты издаются органами государства, а в некоторых случаях ииными субъектами (гражданами в порядке референдума, органами местногосамоуправления,негосударственнымиорганизациямивпорядкеделегированного нормотворчества) в определенной форме и рамкахкомпетенции правотворческого органа (организации).Для любого нормативно-правового акта установлена определеннаяпроцедура его принятия и соответствующая процедура его отмены.
Крометого,нормативныйактпринимаетсякомпетентныморганомлибодолжностным лицом, и превышение полномочий, принятие нормативногоакта органом, не уполномоченным на это, является основанием дляпризнания его недействительным. Предпосылкой для наделения того илииного органа, должностного лица нормотворческими полномочиями являетсяего статус органа публичной власти.Признание того, что отдельный, пусть даже выдающийся ученый,посредством доктрины создает правовые нормы, допускает смешениечастноправовых и публично-правовых начал, что было характерно дляранних эпох развития права.Закон, иной нормативно-правовой акт могут быть оспорены либо впорядке конституционного нормоконтроля, либо административного илигражданского судопроизводства. Оспорить доктрину, представленную в виде135учения, легальным образом практически невозможно.
Это будет научный, ане правовой спор.Согласно принципам юриспруденции, всякое правило, которомунаселение призвано подчиняться под страхом неблагоприятных последствий,должно быть прежде всего в ясной форме полностью объявлено, а затемтолько можно применять содержащиеся в нем санкции против егонарушителей: non obligat lex nisi promulgata. В теории, по крайней мере, лицо,обвиняемое в преступлении, должно быть ознакомлено с нормой, прежде чемоно будет наказано за ее нарушение.
И известная формула «Незнание законане освобождает от ответственности» не входит в противоречие с указаннымипринципами. Главное – закон был обнародован, каждому была предоставленавозможность ознакомиться с ним. А дальше уже включается презумпциязнания закона, без существования которой правосудие теряет смысл.Выполнить данное требование применительно к доктринальнымисточникампредставляетсявесьмазатруднительным.Запределамисообщества юристов и профессиональных политиков многие концепциипрактически неизвестны.Под правом в объективном смысле понимается система юридическихнорм, объективированных в соответствующих нормативных актах (законах,указах, кодексах, конституциях) и не зависящих от каждого отдельногоиндивида238.
Научная теория всегда персонифицирована, она формулируетсяконкретным ученым или несколькими представителями научной школы,однако после того, как теория оказывается воспринята юридическимсообществом и государственно-правовой практикой, ее дальнейшая судьбауже как доктрины от ее создателя, авторов, не зависит.
Трудно привестипримеры сугубо авторских доктрин, за редким исключением, к числукоторых, например, может быть отнесена марксистско-ленинская (классовая,историко-материалистическая) доктрина права. Большинство из них, если238См.: Матузов Н.И. О праве в объективном и субъективном смысле: гносеологическийаспект // Правоведение. 1994. № 4. С. 137.136можно так сказать, анонимны: доктрина естественного права, доктринаразделения властей, доктрина подразумеваемых полномочий и т. д.Так, например, по мнению В.В.
Иванова, рассмотренный нами в § 1.3.принцип разделения властей – не результат трудов какого-либо конкретногомыслителя или одного направления политической мысли какой-либо эпохи.Различные правовые принципы и политические концепции разделениягосударственной власти с разной степенью теоретической и практическойоформленности можно встретить в любом периоде истории развитиягосударства и права и политико-правовых учений239. Конечно, наукеизвестны авторы, внесшие наиболее заметный вклад в развитие даннойдоктрины (от Монтескье и далее), однако практическая реализациянеизбежно трансформирует ее положения с учетом политико-правовыхвозможностей исторической эпохи.Доктрина и нормативно-правовой акт – понятия, с одной стороны,совершенно разные, т.
к. те признаки, которые присущи правовому акту, несовпадают с признаками доктрины.Так, С.В. Бошно выделяет четыре основных признака. Во-первых,доктрина напрямую не связана с творчеством органов государственнойвласти. Во-вторых, ее письменное изложение может не отвечать требованиямзаконодательной техники. В-третьих, она может не быть структурированавообще или ее строение может сильно отличаться от строения нормативноправового акта. В-четвертых, она может не иметь письменной оболочки, т.
к.для нее это обстоятельство не имеет значения. Особо следует выделить тотфакт,чтодоктринасоздаетсяприотсутствиипрописанноговзаконодательстве правотворческого процесса. Нередко их возникновение,становление и совершенствование происходит в течение длительногопериода времени и вне определенных стадий (процедур)240.239См.: Иванов В.В. Принцип разделения властей в Конституции США 1787 г. иКонституции Франции 1791 г.: сравнительный анализ // Государство и право. 2000.
№ 12.С. 80.240Бошно С.В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права. С. 82–91.137С другой стороны, у них есть и общие черты. Доктрины служатутверждению и распространению определенных идей с целью внедрения их вправовую действительность. Насаждение может быть способом перевода вреальную действительность доктрин консервативного, догматическогохарактера241. Иначе говоря, реализация доктринальных положений, равно каки положений нормативно-правовых источников, может производитьсяпомимо желания и воли тех субъектов, которым она адресована.Нормативно-правовые акты в российской правовой системе играютособую (главенствующую, первоочередную) роль среди источников права.Однако нестабильность правопорядка, отсутствие полноценного режимазаконности, ослабление действенности формально признанных форм праваприводит к активизации других регуляторов, в том числе и доктринальныхисточников права.