Диссертация (1138886), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Тиунова, утверждая, чтовключение в понятие системы наряду с главными конструктивными(статическими) элементами иных, «из которых складывается подвижная,205Словарь русского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1988. Т. 4. С. 99.Мушинский М.А. Эффективность законодательства в правоохранительной сфере имеханизм ее обеспечения (теоретико-правовой аспект): дис. канд. юрид. наук. СПб., 2003.С. 110.206113динамическая часть системы, умаляет четкость структуры и вносит вконструкцию элемент недостаточности»207.Для обозначения максимально широкой совокупности юридических исвязанных с правом общественных институтов, явлений, связей, принципов,процессов, состояний нужно использовать какое-то иное понятие, нежели«правовая система».По мнению процитированного выше автора, в данном случаеоптимально подходит категория «правовая жизнь», которую активноразрабатывает А.В. Малько.
Как указывается в его работе, при соотнесениипонятий «правовая система» и «правовая жизнь» возможно по аналогиивоспользоватьсясоотношениемпонятий«политическаясистема»и«политическая жизнь» (последнее очевидно объемнее и насыщеннеепервого), или «экономическая система» и «экономическая жизнь». «Правоваясистема создает условия для нормального протекания правовой жизни,обеспечения ее стабильности, нейтрализации и вытеснения из неенегативных юридических явлений (правонарушений, злоупотреблений ииной «злокачественной юридической опухоли»).
Другими словами, она поотношению к правовой жизни играет организующую роль, придает ейопределенное единство, правомерные начала. …Между тем правовая системавыступает лишь составной нормативно-упорядочивающей частью самойправовой жизни, ибо последнее явление (и понятие) шире первого»208.«Альтернативная» официальной правовая идеология и негативные правовыеявления – преступность, правонарушения, деформации и т.
п., - тожеимеющие отношение к бытию права, к юридической сфере жизни общества,к элементам правовой системы не относятся, но отрицать их пребывание вправовой жизни людей невозможно. Поэтому понятие «правовая жизнь»позволяет гораздо объемнее взглянуть на правовую действительность как207Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. Методология и теория.СПб., 1991. С. 51.208Малько А.В. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство иправо. 2001. № 5. С.
9.114позитивного, так и негативного плана. Такой взгляд необходим, ибо придаетправовым реалиям определенную целостность.По мнению тех же авторов, к которому мы склонны присоединиться, вструктуру правовой системы не следует включать также такие явления, какзаконность и правопорядок, поскольку они, как правильно указывает И.В.Петелина, «скорее являются закономерным итогом действия правовойсистемы,указываютобщественныхнастепеньотношений,упорядоченностисвидетельствуютиобстабильностиэффективностисуществующих правовых институтов, юридических норм и т. д.»209.Правопорядок, таким образом, это результат функционированияправовой системы, состояние общества, в которое оно приходит подвоздействием ее элементов.
Законность и правопорядок – это непременныеатрибуты правовой жизни, но не элементы правовой системы.«Исходя из изложенного, – подытоживает М.А. Мушинский, –представляется правильным в рамках понятия «национальная правоваясистема», в статическом аспекте, рассматривать реальные конкретныепредметы и явления правовой действительности:идеологические воззрения в правовой сфере, правовые принципы,выраженные в признанных государством международных нормах, вКонституции и в нормах-принципах кодексов и текущих законов;правовую политику руководства государства, подлежащие реализацииправовые программы и концепции, зафиксированные в политикоправовых, целеполагающих документах государства и в официальнойпрессе;правотворческие органы;систему правовых норм, выраженную в законодательстве (нормативноправовые акты и иные действующие в государстве источники права);209Петелина И.В. Теоретические проблемы российской правовой системы: автореф.
дис.канд. юрид. наук. Саратов, 1996. С. 8.115систему правоприменительных, в том числе правоохранительных, а такжефактофиксирующих ведомств и органов государства, с включенной в неенадзорно-контрольной подсистемой;систему негосударственных учреждений и организаций, созданных назаконной основе и выполняющих во взаимодействии с государством(иногда – в конструктивной оппозиции) правоохранительную функцию;систему процедурно-процессуальных норм, правил, приемов, а такженаработок юридической практики, воплощенных в процессуальномзаконодательстве, прецедентах и правоинтерпретационных актах;юридическую науку, представляющие ее учреждения и коллективы;источники и средства воздействия на правосознание и правовоговоспитания»210.В динамическом аспекте, характеризуя систему в действии, в еехарактеристики необходимо добавить также действия и воздействия друг надруга и на окружающую социальную среду каждого из перечисленныхэлементов.Иные правовые и связанные с правом явления и процессы,представляющие собой результат разного уровня теоретико-правовойабстракции, в том числе те, которые традиционно включаются в механизмправового регулирования (правоотношения, юридическая ответственность ит.
д.), а также правосознание и сопутствующие ему явления, которыеотносятся к интеллектуально-психологической сфере правового бытия,нужно считать продуктом деятельности элементов правовой системы иодновременно средствами связи между ними, а также средствами ихвоздействия на социальную среду, на личность, коллективы личностей, наобщество. Их совокупность составляет понятие «правовая жизнь», или«правовая действительность».
Правовая система, таким образом, являетсянаиболее конкретной, осязаемой и непосредственно регулируемой частью210Мушинский М.А. Указ. соч. С. 112–113.116правовой действительности, а система права, выраженная (зафиксированная)в законодательстве составляет костяк правовой системы.Правовая система является средством управления обществом состороны государства, имеющим приоритетную задачу – защита прав исвобод каждой личности, создание условий для реализации ею своих прав иинтересов при одновременной максимально возможной защите законныхинтересов других личностей, их объединений, социума в целом.
Она нестатичный объект, не застывшая данность, асистема динамичная,функциональная, в основе существования элементов которой лежит ихдействие (деятельность) и взаимодействие и совместное воздействие насоциальную среду с целью ее урегулирования. Содержание правовойсистемы, в том числе и ее властно-институциональную «подсистему», так жекак и нормативно-правовую, определяют права и свободы личности. Инымисловами, одна из главных реализуемых на сегодня правовых доктрин –доктрина прав и свобод человека и гражданина– оказываетнепосредственное влияние на структуру и характер функционированияправовой системы Российской Федерации. Абсолютно справедливо В.В.Талянин и И.А.
Талянина указывают на то, что «изменение подходов квзаимоотношению государства и гражданина не может быть сведено лишь кчисто концептуальным трактовкам этих вопросов; за ним следуют новыеподходы к пределам властных полномочий различных государственныхструктур, к содержанию законодательных актов. Главным ценностнымориентиром при принятии законов становятся не интересы государства, егоорганов,должностныхлиц,аестественныенеотчуждаемыеправачеловека»211.Точно так же можно проиллюстрировать влияние на формированиеструктуры правовой системы Российской Федерации и ее функционированиеи других политико-правовых (правовое государство, разделение властей) и211Талянин В.В., Талянина И.А. Особенности правовой системы современной России //История государства и права.
2007. № 4. С. 2.117чисто правовых доктрин, т. е. научно обоснованных, авторитетных воззренийи теорий по поводу элементов правовой системы и юридическойдеятельности, имеющих научно-прикладной характер и непосредственнорегулятивные возможности.Современныедоктринальныеприоритетыправовогоразвитияопределяют не только структуру, элементный состав правовой системы, но иее динамику, действие ее элементов. Т.В. Кухарук правильно указывает, что,«будучи стороной правовой жизни, правовая система предстает каквнутренне организованная, динамичная целостность, состоящая из процессови действий, ведущих к образованию и совершенствованию правовых явленийи взаимосвязей между ними»212. Однако в отношении этого высказыванияодним из процитированных выше авторов делается справедливое замечание.Правовая система – это целостность, состоящая не только (и не столько) изпроцессов и действий, сколько из явлений и элементов, а процессы идействия – средство связи между ними.Активной по отношению к правовой системе является внешняясоциальная среда.
Это четко видно на примере правосознания, участвующегов правовом регулировании на всех его этапах, активно влияющего накачество и результативность и правотворчества, и правоприменения, иправоохраны. Поэтому при конструировании правовой системы, особенно впериоды ее активного реформирования, необходимо учитывать все внешниепо отношению к правовой системе факторы, все возможные воздействия наее элементы213. Безусловно, решающую роль в этих расчетах, в ихобосновании призвана сыграть юридическая доктрина.Мы позволили себе несколько пространных цитат из диссертационнойработы М.А. Мушинского потому, что в целом согласны с предложенной имконцепцией структуры правовой системы.