Диссертация (1138886), страница 18
Текст из файла (страница 18)
Налицо уотечественной теории правового государства и все дополнительные(факультативные)признакидоктрины:формальнаяопределенность,прогностичность, масштабность, декларативность, самодостаточность.Необходимосогласитьсясавторамисодержательноготруда,посвященного проблемам взаимодействия государства, общества и личности,в том, что можно выделить ряд теорий, положения и принципы которыхоказалинаиболеесерьезноевоздействиенапроцессформированиясовременной теоретической модели правового государства.
Это:теория естественного права;теория общественного договора;теория либерализма;теория конституционализма;теория разделения властей;теория полицейского государства.Присоединимся также и к формулировке правового государства,предложенной авторами цитируемого труда, поскольку она в соответствии сосновной темой нашей работы имеет не «парадный», пафосный, априкладной характер и ее тезисы в соответствии с предназначениемдоктрины могут быть развернуты в конкретные принципы, нормы иправоположения. «Правовым может быть признано государство, в которомдействует система юридических гарантий, посредством которых, с однойстороны,обеспечиваетсябалансиконсенсусзаконныхинтересовгосударства, общества, личности, а с другой – оказывается эффективноепротиводействие противоправным посягательствам как в сфере публичного,так и в сфере частного права.
… К специфическим признакам правового94государства следует отнести демократический политический режим,развитое гражданское общество, признание и юридическое закреплениесамоценности человеческой личности»178.В современной юридической и политической практике представления одемократическом и правовом государстве неотделимы от доктриныразделения властей, которая, как можно было убедиться из предыдущегофрагмента диссертации, является одновременно и одной из теорий,положения и принципы которых оказали на процесс формированиясовременной доктрины правового государства, и принципом правовогогосударства, непосредственно реализуемым в политико-правовой практике.Современнаядискуссияоразделениивластейидетвокругполитической власти, реально осуществляемой основными институтамиполитической системы.
В основе этой дискуссии лежит презумпцияизначального стремления государственных структур и чиновников кабсолютизациисобственныхвластныхполномочий.Приэтомсосредоточение полноты власти в одних руках неминуемо влечет за собойзлоупотребление властными полномочиями, выход власти из-под контроляобщества и преобразование ее в какие-либо антинародные формы.Теория разделения властей в классическом виде была сформулированав XVII - XVIII вв. Наибольший вклад в ее разработку внесли такие политикоправовые мыслители, как Д.
Локк, Ш. Монтескье, Д. Мэдисон, Д. Лильберн идр. Смысл идеи разделения властей состоит в том, чтобы, ограничиввозможность сосредоточения государственной власти в руках одного лицаили института, защитить тем самым права, свободы и законные интересыграждан и их коллективов.Теория разделения властей имела и имеет в настоящее время не тольконаучное, академическое, но и практическое значение. Она авторитетна и178Государство, общество, личность: проблемы совместимости / Под ред. Р.А.
Ромашова,Н.С. Нижник. М.: Юристъ, 2005. С. 252–253.95реализуется в политико-правовой практике многих государств, в том числе ив России. То есть эта теория имеет характер доктрины.Доктрина разделения властей была широко представлена, например, втаких фундаментальных актах, имевших огромное для своего времениюридическое и политико-практическое значение, как Декларация правчеловека и гражданина (1789 г.), в которой акцентировалось особое вниманиене только на индивидуальных правах и свободах, но и на важности дляустановления конституционного порядка разделения властей (ст. 16);Конституция Франции (1791 г.), где закреплялось принципиально важноеположение о том, что «во Франции нет власти, стоящей над законом», и др.По мере своего становления и развития доктрина разделения властейнашла довольно широкий отклик в академических и политических кругах нетолько Англии и Франции, но и ряда других стран.
Имеются в виду преждевсего высокоразвитые в промышленном отношении западные страны: США,Канада, Италия, Германия и другие, которые позиционируют себя какправовые государства.Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к тексту конституцийряда стран, и в особенности США на уровне отдельных штатов.Подавляющее большинство из них не только провозглашают в общейформе, но и обстоятельно закрепляют доктрину разделения властей. Так, вКонституции штата Массачусетс (ст.
30) особо подчеркивается, что вгосударственном механизме этого штата «законодательные органы никогдане должны выполнять функции исполнительной и судебной власти или же ихдвух. Власть этого штата в конечном счете может быть только властью(господством) права, а не людей»179.В Конституции штата Коннектикут (ст. 2) также закрепляется данныйпринцип. Согласно этому основному акту, власть в штате «должна бытьразделена между тремя различными ведомствами. При этом законодательная179The Constitution of the Commonwealth of Massachusets. Boston, 1992. P.
6.96власть должна принадлежать одному ведомству. Исполнительная – другому.И судебная – третьему»180.Анализируя основные положения доктрины разделения властей подуглом зрения их применения к современной действительности, ряд ученыхконституционалистов приходит к выводу о том, что в реальной жизни даннаядоктрина нередко остается не чем иным, как лишь «формальной теорией».«Исходя из того, что все три ветви власти очень тесно связаны междусобой и стремятся в конституционном плане контролировать друг друга,пишет, в частности, Е. Грессман, трудно предположить, что совершеннонеобходимый для эффективного и свободного управления государствомуровень разделения властей друг от друга может быть когда-либо найден идолжным образом в течение длительного времени сохранен»181.В России, несмотря на самодержавный характер государственногоуправления, теория разделения властей также развивалась (пусть даже и нетакинтенсивно,какнаЗападе)идажепроявлялатенденциикпреобразованию в доктрину.
Наверное, ближе всего Россия была к этому вцарствование Александра I, когда М.М. Сперанский, основываясь на идеяхестественного права, разработал первый проект политического устройстваРоссии, предусматривающий разделение властей. Это был, по сути дела,проект первой в истории России конституции, преобразовывающей Россию вконституционную, просвещенную монархию. Увы, он так и не былреализован волею монарха и его окружения. Однако, как представляется, смомента разработок М.М. Сперанского уже можно говорить о формированиине просто теории, научной концепции, но доктрины, поскольку это быликонцепции научно обоснованные, авторитетные и подготовленные креализации в политико-правовой практике.
В основу политико-правовыхвзглядов и проектов государственного преобразования М.М. Сперанскоголегли представления Д. Локка и других мыслителей о дифференциации,180State of Connecticut. Register and Manual 1993. Hartford, 1993. P. 31.Gressman E. Separation of Powers: The Third Circuit Dimention // Seton Hall Law Review.1989. № 3. P. 492.18197принципах распределения, связи и взаимодействии отдельных частей единойгосударственной власти. М.М. Сперанский полагал, что в преобразованномпо его проектам государстве возможно наилучшим образом обеспечить праваподданных. Как отмечает исследователь политико-правового наследия М.М.СперанскогоС.И.Сперанский,«свободаполитическаяисвободагражданская – одна из основных тем размышлений Сперанского.
В егопониманииполитическаясвободаозначаетобеспеченнуюзакономвозможность участия всех сословий в действии государственной власти»182.Говоря о процессе развития теории разделения властей в современнойРоссии и постепенного приобретения ею характера доктрины, необходимоисходить из существования трех относительно самостоятельных периодов.Первый период хронологически очерчен рамками: апрель 1985 г. –сентябрь 1993 г. Характерным для него является не только формальноюридическоезакреплениевнормативно-правовыхактахдоктриныразделения властей, но начало ее реального воплощения в жизнь.
Данныйпериод отличался тем, как справедливо отмечалось в литературе, что шло«постоянное и активное изменение существующих государственной иправовой систем, политической системы общества в целом и не в последнююочередь, хотя и весьма противоречивое и своеобразное, движение в сторонувосприятия многих общепризнанных в мире признаков государственности,функционирующей на основе принципа разделения властей»183.
Так, вчастности, учреждение в 1991 г. института президентства в России иобразованиеКонституционногоСудасвидетельствовалоореальномукреплении механизма государственной власти России, начале строительствасистемы сдержек и противовесов.Закрепление в Конституции России в 1992 г. положения о том, что«система государственной власти в Российской Федерации основана на182Сперанский С.И. Учение М.М. Сперанского о праве и государстве: монография.
М.:Ось-89, 2009. С. 21.183Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики советской исовременной российской государственности // Разделение властей: история исовременность / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. С. 320.98принципахразделениязаконодательной, исполнительнойисудебнойвластей» (ст. 3), свидетельствовало об официальном признании этойдоктрины184.Таким образом, применительно к государственно-правовой жизниреформируемой России в данный период доктрина разделения властейпризнавалась не только формально, теоретически, но и стала воплощатьсяпрактически.Второйпериодприменительнокадаптациироссийскойдоктриныразделениядействительностивластейпредставлялсобойнекоторый шаг назад, имел временный и непродолжительный характер иохватывал промежуток времени с сентября 1993 г.