Диссертация (1138886), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Хотя для русскойправовой доктрины вообще (достаточно вспомнить «Слово о законе иблагодати» киевского митрополита Иллариона XI в.146), а особенно XIX –начала XX в. характерен был поиск именно духовных доминант русскогоправа, не столько религиозных, сколько собственно нравственных начал(в категориях «благодать», «общежитие», «правда», «добро» и др.), чтонашло свое отражение в трудах В.С. Соловьева, Е.Н. Трубецкого,И.В.
Михайловского, А.С. Ященко, Н.Н. Алексеева, И.А. Ильина и другихрусских теоретиков и философов права того времени. Давно отмечено, что врусском языке слова «право» и «правда» имеют один корень (опять же –«Русская правда»). А.А. Корольков по этому поводу совершенно вернопишет: «В России всегда искали правду жизни, не удовлетворялисьполезностью и умозрительностью. Правда не может быть чисто юридическойрегламентацией146поведенияграждан,правда–этостремлениекИларион писал в том смысле, если пытаться перевести с непростого для пониманияязыка того времени в современные категории, что писаное право (закон) естьнеобходимость, которая, однако, не может рассматриваться как жизненная цель,формализованное право чуждо жизни.
Истинной целью является благодать, которая менееформальна, но более содержательна и направлена к душе человека. См.: Иларион. Слово озаконе и благодати. М., 1994.71справедливости, к истинности человеческих отношений, к добру исовершенству»147.Действительно, в то время, как в католической и протестантскойЕвропе начиная с Нового времени развивались спекуляции на темуестественного права – «механическая» концепция общественного договора(Т. Гоббс, Дж. Локк), «натуралистическая» теория Ж.-Ж. Руссо, теория «духазакона» Г.
Гегеля и т. п., - российские мыслители искали существо права вдобре и справедливости, в собственной, связанной с православием, но неисчерпывающейся им духовно-нравственной традиции. Поэтому данныйвопрос именно в контексте взаимодействия духовно-нравственной иправовой доктрин еще ожидает, как видится, своих исследователей.Правовыедействительностидоктринымогутбытькакявлениесобственнопроклассифицированыпоправовойнесколькимоснованиям.По происхождению (генетически) полагаем возможным выделитьследующие их виды:1. Правовые доктрины, воспринятые национальной правовой системой изсистемы международного права и международно-правовой науки.2.
Правовые доктрины, заимствованные и развитые в связи с вхождением вромано-германскую правовую семью.3. Правовые доктрины, унаследованные из советского периода развитияотечественной юриспруденции.4. Правовые доктрины досоветского периода, возрожденные после 1991 г.Например, доктрины, связанные с мировым судопроизводством.5.
Правовыедоктрины,сформированныеврамкахотечественнойюриспруденции в современный период (после 1993 г.).Понятно, что, как и любая другая классификация, предложенноеделение не имеет абсолютного характера. Возможны некие промежуточные,147Корольков А.А. Одухотворенная наука о праве // Русская философия права: антология /Сост.
А.П. Альбов, Д.В. Масленников, М.В. Сальников / Под ред. В.П. Сальникова. СПб.:Алетейя, 1999. С. 6.72«гибридные» варианты. В качестве примера можно привести доктринутерриториальной организации местного самоуправления в части ее основы –категории «муниципальное образование».Этот пример интересен тем, что в истории России до 1993 г. местногосамоуправлениявегосовременномпониманиикакобщественно-политического явления, по сути, вообще никогда не существовало.Пореформенные институты и учреждения 1860-х гг.
– 1917 г., равно как ипоследующие Советы народных депутатов и исполкомы при них, имелидостаточно суррогатный характер и представляли собой скорее продолжениегосударственной власти на местах, нежели реальные самоуправленческиеединицы. Поэтому после 1991 г. среди важнейших задач стояла реанимация,а по сути, создание с нуля института местного самоуправления в России.Соответственно требованиям времени в этой части стала развиватьсяконституционно-правоваяиформироватьсямуниципально-правоваядоктрина.Первоначально доктринальные положения о местном самоуправлении,отчасти заимствованные из Европейской хартии местного самоуправления иразработок зарубежных ученых о муниципальной власти, а отчастисформированные молодой отечественной наукой, нашли свое отражение в ст.12, 130–133 Конституции Российской Федерации.
В части территориальнойорганизациибылоустановлено,что«местноесамоуправлениеосуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях сучетом исторических и иных местных традиций» (ч. 1 ст. 131). Здесьявственно ощущается влияние прежнего советского административнотерриториального устройства и: а) желание сохранить в терминологиинациональную самобытность («город», «село», «поселение»); б) максимальноприблизить власть к населению, к территориям, тем самым реализовавклассическую доктрину самоуправляющихся местных сообществ.
Поэтомупоселение изначально подразумевалось как основное звено территориальнойорганизации местного самоуправления. Однако впоследствии, по мере73практическойапробации,муниципально-правоваядоктринасталаразвиваться в ином направлении.В 1994 г. в доктринально-дефинитивный ряд Гражданским кодексомРоссийскойобразования.Федерации148Такимбылообразом,введеноположениепонятиемуниципальногоКонституцииРоссийскойФедерации о том, что местное самоуправление осуществляется в поселениях«и на других территориях», было существенным образом развито. Часть 1ст. 124 ГК РФ называет в числе субъектов гражданско-правовых отношений«городские, сельские поселения и другие муниципальные образования».В дальнейшем этот термин был раскрыт в не действующем нынеФедеральномзаконе«Обобщихпринципахорганизацииместногосамоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.149 В ст.
1указанного законодательного акта муниципальное образование определялоськак городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенныхобщей территорией, часть поселения, иная населенная территория, впределах которых осуществляется местное самоуправление, имеютсямуниципальная собственность, местный бюджет и выборные органыместного самоуправления.Такимобразом,законнедавалисчерпывающегоперечнямуниципальных образований и продолжил образованную КонституциейРоссийской Федерации доктринально-правовую позицию, согласно котороймуниципальным образованием может являться любая «иная территория»,однако эту конституционно-правовую позицию существенным образомуточнил – это не любая «иная», а именно «иная населенная» территория. И148Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г.
№ 51–ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. Далее в тексте для обозначения действующих кодексовбудут использоваться общепризнанные аббревиатуры – ГК РФ, УК РФ, КоАП, ЗК РФ,ГПК РФ и т. п. В каждом случае имеется в виду действующая на момент написаниядиссертации редакция соответствующего кодифицированного законодательного акта.Подробные данные о кодексах включены в список использованной литературы.149Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995.
№ 35. Ст. 3506. Нынене действует.74действительно, вообще ненаселенная территория может входить в составмуниципальногообразования,нообразоватьсамостоятельноемуниципальное образование в ее границах невозможно, т. к. некому будетосуществлять местное самоуправление. Разработчики Закона о местномсамоуправлении 1995 г. сохранили в соответствии со смыслом КонституцииРоссийской Федерации за субъектами Федерации право создавать различныемуниципальныеобразования,«муниципальноеобразование»однакоприбольшуюэтомпридалиопределенность,терминуперечисливпризнаки соответствующего муниципально-правового явления.Большинство специалистов – исследователей муниципального правасегодня указывает, что действующий Федеральный закон об общихпринципахорганизацииместногосамоуправлениявРоссийскойФедерации150 менее последователен и конкретен в трактовке категории«муниципальноеобразование».Вместотогочтобыдатьлегальнуюдефиницию или передать суть этой категории через перечисление еепризнаков, авторы закона в дефинитивной норме (ст.
2) дают лишьисчерпывающий перечень видов муниципальных образований: городскиепоселения, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа,внутригородские территории городов федерального значения. Здесь видитсяпрямое отступление от упомянутого выше, имеющего доктринальноепроисхождение положения Конституции Российской Федерации касательно«иных территорий».Существующие научные изыскания в этой части, к сожалению,правотворческой и правоприменительной практикой пока что не восприняты,т. е. не приняли характер доктрины, хотя выдвигаются представителямивесьма авторитетных научных школ. Так, О.Е.
Кутафин и В.И. Фадеевпредложили следующее определение: «Муниципальное образование – этонаселенная территория, в границах которой местное самоуправление150Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.75осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иныеорганы местного самоуправления в целях решения вопросов местногозначения».Обязательными признаками каждого муниципального образования, помнению ученых, является:наличие собственной территории, границы которой установлены закономсубъекта Федерации в соответствии с требованиями Федерального законао местном самоуправлении;наличие собственной компетенции, которую определяют законодательноустановленные вопросы местного значения и полномочия местногосамоуправления;наличие собственной экономической основы, которую составляютнаходящееся в муниципальной собственности имущество, средстваместных бюджетов, а также имущественные права муниципальныхобразований;наличиесобственныхвыборныхииныхоргановместногосамоуправления;наличие устава муниципального образования, иных муниципальныхправовых актов, составляющих в совокупности систему муниципальныхправовыхактовмуниципальногообразования(онипринимаютсянаселением непосредственно и (или) органами и должностными лицамиместного самоуправления);право устанавливать в соответствии с федеральным законодательством игеральдическимиправиламиофициальныесимволы,отражающиеисторические, культурные, национальные и иные местные традиции иособенности151.Врядлиотсутствиелегальнойдефиниции«муниципальноеобразование» следует расценивать как «квалифицированное молчание»151Кутафин О.Е., В.И.