Диссертация (1138886), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Однако разделение их представляетсялогичным,какправильноуказываетзаконопроектомначинаетсясТ.Н.постановкиРахманинавопроса,«Работапредложениянадонеобходимости издания того или иного закона. Иными словами, процесссоздания закона начинается с зарождения самой идеи будущего закона»91.Идея законопроекта предшествует созданию концепции, где идея предстает вразвернутом виде, воплощается в тезисы будущего закона.Таким образом, вырисовывается цепочка последовательных этаповнаучно обоснованного рождения закона: идея – концепция – законопроект.Безусловно, доктрина в той или иной степени играет роль материальногоисточника на всех этих этапах, однако, на наш взгляд, она в большей степенитяготеет именно к стадии зарождения идеи закона.
Та или иная доктриналежит в основе любой законодательной идеи; на последующих этапахпроисходит перевод доктринальных положений на практический языкзаконотворческой техники.В современной российской правовой системе категория «концепция»имеет место не только в значении «концепция закона». В последние годыпринят (создан) целый ряд самостоятельных политико-правовых документовподобщимнаименованием«концепция»:Концепциянациональнойбезопасности России, Концепция перехода Российской Федерации кустойчивому развитию и др.92 Эти концепции и их соотношение с доктриной90См., например: Исаков В.Б.
Формирование идеи (концепции) законопроекта //Законодательная техника: научно-практическое пособие. М.: Городец, 2000. С. 60–62.91Рахманина Т.Н. Организация и методика подготовки законопроектов //Законотворчество в Российской Федерации: научно-практическое и учебное пособие / Подред. А.С. Пиголкина. М.: Формула права, 2000. С. 178.92См., например: Концепция национальной безопасности России.
Утверждена УказомПрезидента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170;Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. УтвержденаУказом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 // СЗ РФ. 1996.№ 15. Ст. 1572; Концепция внешней политики Российской Федерации // Российскаягазета. 2000. 11 июля.49как политико-правовым документом будут подробно рассмотрены в § 2.3.диссертации.Нередко в литературе доктрина характеризуется как теория, к которойприбегают юристы, политические деятели, интерпретируя правовые нормы93.В этой связи возникает необходимость рассмотреть соотношение доктриныи теории.В общем языковом значении теория понимается как: а) системанаучных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающихзакономерностиприроды,общества,мышления;б)совокупностьобобщенных положений, образующих науку или раздел какой-нибудь науки,а также совокупность правил в области какого-либо мастерства94.В сфере юриспруденции наибольшей степенью научного обобщения инаибольшим охватом научно-практического материала отличается теорияправа и государства.
Условно разделяясь на две части (теорию права итеорию государства), теория права и государства, по сути, состоит изнесколькихдесятковконцептуальныхтеорий(теорияправовогорегулирования и юридических средств, теория правоотношений, теорияюридической ответственности и т. д.), которые воспринимаются отраслевымнаучным знанием. В науке конституционного права, например, под теориямипонимаются констатация, описание и получившее подкрепление опытомлогическое объяснение понятий и категорий конституционного права, идей иположений,выдвинутыхконституционно-правовоймыслью,атакжедоказательство фактов, заданных конституционно-правовой практикой95.Из сказанного видно, что теория по своим характеристикам близка кнауке, а различие науки и доктрины нами уже рассматривалось.
Та или инаятеория может приобрести доктринальный характер в результате ее93См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю.Тихомирова. М., 1998. С. 149–150; Словарь основных теоретических категорий итерминов // Методические рекомендации по изучению курса теории государства и права /Под ред. В.Л.
Кулапова. Саратов, 2003. С. 98.94Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2006. С. 769.95См.: Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001. С. 16.50общепризнанности, авторитетности и задействованности в юридическойпрактике. Показательно, что ни идеи, ни теории, ни концепции непризнаются в качестве источника права, в то время как за доктриной, с темиили иными оговорками, подобный статус признается как в национальныхправовых системах, так и в международном праве.Нельзя не согласиться с Н.А.
Богдановой, утверждающей, что похарактерулогическогообобщенияправовогознания,смысловомусодержанию и форме доктрина сравнима и с принципами, и с теориями, и сконцепциями. Каждое из теоретических построений может приобрести чертыдоктрины, однако при этом оно должно нести дополнительную нагрузку вюриспруденции и быть особым образом связано с практикой96. Пообоснованному мнению Л.В. Голоскокова, их путь в правовую доктринулежитчерезвосприятиепрактикой.Высокаяимассоваяоценкаправоприменителем открывают идеям и теориям путь к авторитету97.Назначение доктрины заключается в утверждении, распространении,возможно, и навязывании идей, составляющих ее содержание, с целью ихприменения в практической деятельности.
Поэтому доктрина всегдакатегоричнее, а при определенных обстоятельствах консервативнее принципаи теории. Ей присущ в большей или меньшей степени догматическийхарактер98.Доктрина имеет практическую направленность в том смысле, что онане только предлагает теоретическое обоснование возникающих проблем, нои имеет реальную возможность непосредственным образом влиять нагосударственно-правовое строительство.В последние годы на стыке теории и философии права активноразвивается аксиологическое направление юридической науки. В этой связи96Богданова Н.А.
Указ. соч. С. 191.Голоскоков Л.В. Правовые доктрины: от Древнего мира до информационной эпохи.С. 320.98См.: Богданова Н.А. Указ. соч. С. 191.9751представляется правильным рассмотреть также соотношение доктрины иправовой ценности.Ценности – это некие особо важные предметы и явления, имеющиебольшое, определяющее значение для личности, страт, всего общества,государства. Статус ценностей могут приобретать различные факты иявления материального и идеального характера: материальные предметы иблага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены(мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты.
Ониявляются правовыми ценностями, поскольку лежат в основе права иправопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования нормправа, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цельправа и его институтов99. В качестве высшей правовой ценности выступаетчеловек, его права и свободы (ст. 2 Конституции Российской Федерации).Остальные по своей сути производны от нее.
Иными словами, имеет местосвоего рода иерархия ценностей, основу которой определил еще Дж. Локк,выделивший триаду неприкосновенных, неотъемлемых главных правчеловека – право на жизнь, на свободу и на собственность100.Общество весьма неоднородно по своему социальному составу,поэтому фактически невозможно выстроить единую общепризнаннуюиерархическую систему ценностей. Ведь личности, из которых состоитобщество, имеют зачастую диаметрально противоположные нравственныеустановки, жизненный опыт, уровень духовного развития и т. п. Однакосуществуетявлениеправовойсоциализации,котораяконтинуальноосуществляется по отношению к каждой личности с младшего возраста ивсю жизнь, это одна из важнейших совместных задач государства игражданского общества, и результаты ее предполагают приведение если невсего,тобольшинстваобществакобщимпоказателямвоценкесправедливости и целесообразности, воспитание в обществе уважения к99Философия права: учебник / О.Г.
Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов и др. / Подред. О.Г. Данильяна. М.: Эксмо, 2005. С. 257.100Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2. С. 8.52безусловным, признанным большинством правовым ценностям, приведениеиндивидуальных ценностей в соответствие с коллективными. Правовыеценности отражены в действующих нормах права и входят в различныеиерархииценностейкорпоративными,нарядуполитическимиснравственными,ценностями,религиозными,отображеннымивсоответствующих регулятивных системах. В аксиологии права существуетверсия, согласно которой правовые ценности обладают способностьюнепосредственно воздействовать на общественные отношения.
В частности,А.Н. Бабенко указывает, что, поскольку ценности формально зафиксированыв законодательстве, они сами по себе обладают регулятивными свойствами:«Большая часть ценностных феноменов относится к явлениям нормативногохарактера. В еще большей степени это относится к правовым ценностям.Правовые ценности общества, носящие предметный характер, имеютнормативную организацию. Нормативность правовых ценностей выражаетсяв отражении их содержания в правовых нормах»101.В подчеркнутом А.Н.
Бабенко свойстве ценностей и проявляется,пожалуй, их сходство с доктриной: и ценности, и доктрина опосредованноприобретают регулятивные возможности через формально определенные взаконодательстве нормы права, в которых они находят свое воплощение.Связь же их заключается в том, что представления о ценностях формируютсяне без участия доктринальных воззрений.
Однако не всегда та или инаяправовая ценность имеет строгое научное обоснование, зачастую в ихформировании большее значение играет не наука, а общественнаянравственность, а иногда – интересы определенных социальных групп. Вэтом ценности больше схожи с идеологией, являются ее продуктом, аразницу между идеологией и доктриной мы выше уже характеризовали.Таким образом, в результате сравнения доктрины со смежными,однородными и близкими ей явлениями представляется возможнымвыделить признаки, отличающие ее от этих явлений, и сформулировать101Бабенко А.Н.