Диссертация (1138886), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Инаоборот. Например, норма права, будучи структурно организованной(гипотеза, диспозиция, санкция), выступает формой по отношению к128правилу поведения и одновременно содержанием – по отношению кнормативно-правовому акту.4. Форма права (так же, как и явления правовой действительности,составляющиесодержание)являетсяпостоянноразвивающимся,динамичным явлением.
Хотя она и тяготеет в обычных условиях кстабильностииконсерватизму,ноподвоздействиемпостоянноменяющегося содержания, внешней социально-политической средыформа права постоянно развивается, видоизменяется и совершенствуется.Такое взаимодействие формы и содержания – процесс взаимный идвусторонний: изменения содержания вызывают изменения формы, аформа, в свою очередь, влияет на содержание. Организуя и «оформляя»систему правил поведения, составляющих содержание права, форма праватем самым создает условия для его стабилизации, закрепления исоответственно для его дальнейшего совершенствования и развития229.В силу своей специфики проблемы источников права исследуютсяпрежде всего в общей теории права.
Однако обсуждается тема и в рамкахотраслевых исследований. Так, например, активная дискуссия развернуласьвокруг проблемы источников уголовного права. В частности, неоднозначнотрактуетсярольобычая,международно-правовыхнорм,КонституциируководящихРоссийскойФедерации,постановленийПленумаВерховного Суда Российской Федерации по отношению к уголовному праву.А.Н. Комиссаров, ссылаясь на ч. 2 ст. 1 УК РФ, называет КонституциюРоссийской Федерации и ратифицированные Россией международныедоговоры не источниками, а «юридическим основанием» уголовногозаконодательства230.
Другие авторы предлагают рассматривать понятие«источник» в двух значениях: материальном и формальном. «Подматериальными источниками, – пишет З.А. Незнамова, – понимаются те229Марченко М.Н. Форма права: проблемы понятия и значение // Вестник Московскогоуниверситета. Серия 11 «Право». 2002. № 1.
С. 4–8.230Уголовное право России. Общая часть: учебник / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М.:Юристъ, 1996. С. 24.129силы, которые творят закон, те истоки, которые питают нормы права, тематериалы, которые положены в основу того или иного законодательства».Далее автор указывает, что вопрос о материальных источниках уголовноправовых норм является достаточно спорным.
Прежде всего, материальнымисточником уголовно-правовых норм является государственная власть,поскольку эти нормы создаются в процессе правотворчества, котороеявляетсянаправлениемгосударственно-властнойдеятельности.Законотворческая деятельность основана на правосознании, которое такжеможно рассматривать в качестве одного из материальных источниковуголовно-правовыхнорм.Правосознание–этоотносительносамостоятельная форма общественного сознания, которая представляет собойсовокупность идей, взглядов, представлений и чувств, выражающихотношение людей к праву. Оно играет значительную роль в процессеправотворчества,ибопрежде,чемсоздатьгосударственно-властныеправовые предписания, следует осознать закономерности общественногоразвития, необходимость их правового регулирования231.
Эти выкладки изучебных трудов, в концентрированном виде передающих для студентов теили иные научные воззрения, являются результатом серьезных научныхобсуждений проблематики источников права, происходящих в уголовноправовой научной среде.Примерно то же происходит и в других отраслях права: основываясь наобщетеоретических разработках, ученые наполняют их своей отраслевойспецификой, связанной с разницей не только в предмете и методе правовогорегулирования, но отображающей те или иные отраслевые доктрины.
Однаков учебниках проблематика в конечном счете сводится к перечню форм права,в которых выражены нормы соответствующей отрасли, и определению ихиерархии. Так, например, Н.В. Постовой, В.В. Таболин и Н.Н. Черногор вучебнике по муниципальному праву России пишут, что «под источниками231Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов / Под ред. И.Я. Козаченко,З.А. Незнамовой. М.: НОРМА, 1998. С. 25.130муниципального права понимается система нормативных правовых актовобщего и специального характера, содержащих нормы муниципальногоправа, а также совокупность правовых обычаев, традиций и юридическихпрецедентов,применяемыхприосуществленииместногосамоуправления»232.
Далее авторами дается характеристика нормативныхправовых актов, содержащих нормы муниципального права, в соответствии сих иерархией по юридической силе.Таким образом, в научных трудах понятию «источник права»придается более широкое и разнообразное значение, нежели в учебных. Этообусловлено двумя моментами: а) полисемичностью слова «источник»; б)многоликостью исходного явления – права. Научный интерес к данной темепостоянен, однако, судя по хронологии публикаций и научных форумов,последний по времени определенный всплеск внимания к ней имел место вначале 2000-х, в условиях интенсификации реформы правовой системыРоссии, вышедшей на качественно новый уровень. Так, о проблемеадекватного определения понятия и использования категории «источникправа» говорил в 2002 г. своем выступлении на всероссийской научнойконференции, специально посвященной этой теме, Ю.И.
Гревцов. Им былаотмечена множественность значений слова «источник» и указано на то, чтоюристы преимущественно пользуются лишь одним из значений этоготермина. Выступающий сформулировал задачу более основательногосогласования понятия «источник права» с множеством значений слова«источник». Ю.И. Гревцов предложил понимать под источником права всобственном смысле слова материальные источники права, являющиесяпродуктом разных видов правотворчества: спонтанное правотворчество(правовой обычай), правотворчество посредством создания конкретных норм(правовой прецедент, кияс и т. п.), правотворчество посредством созданияобщих юридических норм (нормативно-правовые акты и юридическая232Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н.
Муниципальное право России: учебник.М.: Юриспруденция, 2008. С. 33.131доктрина), заимствование правовых ценностей, созданных прошлымипоколениями233.Еще раз делаем акцент на том обстоятельстве, что тот или инойвариант решения конкретным автором (группой ученых) вопроса о сущностиисточников права во многом зависит от решения им (ими) вопроса осущности самого права, т. е. от школы правопонимания, к которой он (они)относится. М.Н.
Марченко справедливо указывает, что решение вопросов,касающихся понятия формы права и его соотношения с понятием источникаправа, производно от решения проблем правопонимания и определениясамого понятия права. «От того, на каких методологических позицияхнаходится исследователь, придерживается ли он, скажем, позитивистскихвоззрений или же разрешает проблемы правопонимания с позицийестественного права, в полной мере зависят и его представления о формах иисточниках права»234.
В первом параграфе диссертации мы уже доказывалитезис о том, что в основе любой доктрины лежит тот или иной тип научногоправопонимания. В полной мере это относится и к доктрине источниковправа.Т.В. Гурова предлагает придать источнику права статус многозначногонаучного понятия и обращается к коллегам с предложением достичьопределенных договоренностей относительно его грамотного использованияв контексте теории государства и права. По мнению автора, прииспользовании термина «источник права» целесообразно присоединение кнему дополнительных определяющих слов, очерчивающих сферу егоприменения: социальный источник, политический источник, формальныйисточник и т. д.235233Всероссийская научная конференция «Источники (формы) права: вопросы теории иистории» // Правоведение.
2002. № 4. С. 209.234Марченко М.Н. Форма права: проблемы понятия и значение // Вестник Московскогоуниверситета. Серия 11 «Право». 2002. № 1. С. 3.235См.: Гурова Т.В. Актуальные проблемы теории источников права: автореф. дис. канд.юрид. наук. Саратов, 2000.132Безусловно то, что использование категории «источник права» в самомузком значении обедняет наличное теоретико-правовое знание.
В нашизадачи не входит детальное семантическое, логико-юридическое и пр.исследование искомого понятия, однако, на наш взгляд, правы те из авторов,которые исходят из посыла, что право – это сфера должного, а не сущего.«Поэтому изначально оно может иметь и действительно имеет внеправовуюоснову, поскольку является продуктом (следствием) развития общества, егоэкономических, политических, идеологических, социальных детерминантов.Способ производства материальных благ, формы их распределения,деятельность государства, политические отношения в обществе, расстановкаклассовых сил, идеология, господствующая (главенствующая) в обществе,социальная структура общества выступают внеправовыми (доправовыми)источниками права»236.По нашему мнению, выше речь идет не о чем ином, как о пониманииявления «источник права» в материальном смысле, в значении «базаформулирования правил поведения, закрепленных в нормах права, ихначало».