Диссертация (1137878), страница 12
Текст из файла (страница 12)
В целом решение ужевозникших после заключения контракта конфликтов настолько дорогостоящий исложный процесс, что с одной стороны, толкает участников сектора к затратам напредотвращение возможных потерь, с другой, повышает настороженность вотношениях с новыми возможными контрагентами.Эффекты особенностей контрактов на стороне торговых сетей: Инвестициивдокументооборот,бухгалтерию,юристовипереговорщиков – аналогично поставщику торговая сеть несет транзакционноебремя в целях согласования контрактов с учетом особенностей правовой среды. Барьеры входа на рынок для международных игроков.
Сложностилокального законодательства, а также ограничения, связанные с международнымиоперациями, могут рассматриваться как барьеры входа на рынок крупныхглобальных игроков, что накладывает отпечаток на общую картину розничногорынка:отсутствиенепродовольственныхжесткихдискаунтеровпотребительских(Aldi,товаровLidl),развитой(Wallmart),сетиширокогоассортимента частных марок (Carrefour, Aldi), а также систем доставки исамовывоза товаров (Aldi).Влияние контрактов между торговыми сетями и поставщиками на процессвзаимодействия торговых сетей и поставщиков: Конфликты в процессе заключения и реализации контракта на почведокументооборота и законодательных требований к оформлению сделок.Законодательные ограничения не всегда точны, однако последствия могут бытьочень значительными. Например, долгое время после введения в налоговоезаконодательство понятий «корректировочный» и «исправленный» счет-фактура,существовали различные мнения относительно того, в каком случае какойдокумент должен быть использован.
С одной стороны существовали двеобоснованные трактовки законодательства, с другой стороны «ошибка» в6263применении неверного подхода могла стоить стороне возмещения НДС илипризнания расхода для целей расчета налога на прибыль [Фетисова, 2012]. Нежелательность разрыва договорных отношений. Торговым сетям ипоставщикам в российской действительности приходится общаться или во всякомподдерживать минимальный процесс взаимодействия даже после разрываотношений ввиду наличия института истребования налоговыми органамиинформации и документов по проверяемой компании у контрагентов. Согласностатье 93.1 НК РФ обе стороны обязаны отвечать на запросы налоговых органов,однако ответ на запрос может быть осуществлен как формально, так и в лучшихинтересах контрагентов. В целях минимизации налоговых рисков компаниямнеобходимо обеспечивать второй вариант развития событий, а для этого избегатьразрыва отношений в фазе открытого конфликта.Влияние контрактов между торговыми сетями и поставщиками напотребителей: ВвидуограниченийприменениярядаВО,наборпромо-акций,используемых в магазинах для потребителей, также не достаточно широк.Чаще всего используются скидки, наборы со скидкой или бесплатным товаромвнутри, рекламные листовки и выкладки, реже применяются акции «купиполучи», а также любые более сложные программы лояльности, предполагающиедолгосрочное накапливание скидки или подарка.
Купонные акции в Россииполучили небольшое распространение в сфере потребительских товаров из-заневозможностиихпрактическойреализации(совокупностьналогового,гражданского и бухгалтерского законодательства). Постановление ВАС от30.05.2014 N 33 также ставит под угрозу применение акций по бесплатной раздачепризов и т.п., так как делает данный расход выше на 18% ввиду необходимостиначислять НДС на бесплатные раздачи, а именно увеличивать чистый НДС куплате.
В результате страдает и потребитель, который ограничен в получениидополнительных выгод, которые обычно несут рекламные акции.6364 Ввиду невысокой доли глобальных игроков на рынке российскиепотребители имеют ограниченный доступ к их ассортименту частных марок ипредоставляемым услугам и т.д. (см. выше).Влияние среды контрактной практики на развитие структуры рынка: Результирующее влияние правовой среды контрактных отношений междупоставщиками и торговыми сетями на развитие структуры рынка противоречиво.С одной стороны, снижение конкурентных преимуществ глобальных компаний посравнениюсопределеннуюнациональнымирыночнуюпоставщикаминишу.сохраняетУникальностьдляпоследнихнациональнойпрактикидокументооборота делает для международных компаний выгодной локализациючасти бизнеса в России.
С другой стороны, эффекты действующих правил –дополнительныезатратыучастниковнаадминистрирование,сделок,нежелательность разрыва контрактных отношений (а следовательно, ограничениядля установления новых) повышают издержки входа на рынок новых торговыхсетей и поставщиков, вне зависимости от их национальной принадлежности.Разрушение стратегического видения контрактных отношений (хотя бы на уровнепонимания связи между промо-акциями, спросом, ценами и бонусами) такжеобъективно ограничивает сложные формы соперничества на рынке.Отдельно стоит отметить, что логика Закона о торговле в целомсоответствуетдоговорнойособенностямпрактики.Внормативно-правовойпервуюочередьэтоосновыпроявляетсяроссийскойвоценке«справедливости» и «недискриминационности» каждого отдельно взятогодоговора поставки, а позднее – и оказания договора маркетинговых услуг, приигнорировании стратегического фокуса сотрудничества поставщика и розничнойсети.
Например, частично именно соблюдением требований Закона о торговлебыловызваноразделениедоговоровпоставкиидоговоровоказаниямаркетинговых услуг, и в дополнение к этому – определение условий договоровмаркетинговых услуг вне связи с объемами поставки.В свою очередь, особенности российской договорной практики повлияли ина выстраивание модели соответствия требованиям Закона о торговле.
Если6465сравнитьтиповыепотенциальнымУсловияотборапоставщикам,поставщиковразработанныеилиТребованиякрупнейшимикроссийскимрозничными сетями, с аналогичными документами зарубежных поставщиков[Авдашева, 2011; Nicholson, 2012], то видно, что значительная часть Условийотбора и взаимодействия с поставщиками в России посвящена собственноправилам документооборота в весьма узкой детализации. Но именно по этимпричинам Закон о торговле может усугубить, но не компенсировать эффектыроссийской контрактной практики.
В то же время и сами требования Закона оторговле весьма часто не налагают на участников рынка настолько жесткихограничений, как это предполагал законодатель.Например, норма о 10%-м уровне бонуса за объем выполняется достаточномеханически. Законодатель обязал ограничить все потоки финансовых выгод отпоставщика к торговой сети бонусом за объем, который в свою очередь не долженпревышать10%.Однакоэто,во-первых,непредотвращаетдискуссийотносительно закупочной цены (в процессе которых торговая сеть можетоказывать давление на поставщика); а во-вторых, является ограничивающимбизнес-практику розницы.
Как уже обсуждалось выше, взаимоотношенияторговой сети и поставщика не сводятся к определению цены и объема поставки,а включают в себя многогранные рекламные акции, вопросы выкладки и условийпоставки (отсрочка, минимальный заказ, организация доставки и т.п.). Например,если бы в процессе взаимодействия торговая сеть и поставщик согласовали планразвития бизнеса, включающий в себя детальный план выкладки товара,рекламные акции, программы лояльности, объемы отгрузок, а также проекты посовместной работе в сфере упрощения документооборота, обмена данными и т.п.,то может в целом получиться, что выплаты от поставщика торговой сетисоставляют более 10%, и не всегда зависят напрямую от товарооборота.
При этомфакт наличия дополнительных выплат в сторону торговой сети (превышающих10%й порог) не является способом реализации монопольной власти торговойсети, а наоборот, во многом вызван взаимным стремлением поставщика иторговой сети к увеличению совместных выгод. Таким образом, Закон,6566направленный на коррекцию дистрибутивных эффектов применения ВО врозничнойторговле(существованиекоторыхподвопросом),оказываетнегативное воздействие на аллокативные эффекты сложившихся бизнес-практик.Тем не менее, с нашей точки зрения Закон о торговле не являетсяопределяющим с точки зрения взаимодействия торговой сети и поставщика.Более того, та часть экономических выгод, которые он регулирует, является всеголишь частью общего пула ценности, разделение которой происходит в процессесогласованияконтрактавзаимоотношениястратегическойпоставки.торговойприродыихсетииНаиболеекорректнопроизводителявзаимодействияиврассматриватьцелом,смногоуровневойучетомсистемыдоговоренностей: цена и количество поставки, логистические условия, правиладокументооборота и условия оплаты, маркетинговые платежи, распределениерисков и т.д.
В оценку выгод той или иной стороны корректно включать не толькопрямые расходы, но и налоговые риски, которые ввиду сложности правовогобремени в России достаточно высоки.Если обратиться к практике контрактов между торговыми сетями ипоставщиками, то можно убедиться в том, что большая часть контрактапосвящена достаточно процессным положениям, не связанным напрямую с сутьюкоммерческого взаимодействия.
На примере публичных контрактов трехкрупнейших торговых сетей России («Магнит», «X5», «Дикси») видно, чтобольшая часть (более 30% условий, табл 2.4.) контракта посвящена условиямпоставки, связанным с логистикой (правила размещения заказа, приемки,распределение рисков порчи и недостачи и т.п.). И именно эти условия побольшей части несут потенциальные дополнительные расходы поставщику (болееполовины, табл 2.4.).Также отметим, что значительную часть таких расходов (30% в среднем иболее50%длялогистическихусловий)поставщикможетпонестисдополнительной 20% или даже 38% надбавкой в связи с тем, что вселогистические процессы являются сложными с точки зрения документооборота имогут быть признаны необоснованными с точки зрения налогового учета, что в6667свою очередь ведет к увеличению налоговых расходов (рост эффективной ставкиналога на прибыль или снижение суммы возмещения НДС).Таблица 2.4.












