Диссертация (1137839), страница 23
Текст из файла (страница 23)
Производство в отличие от производственной кооперации необеспечивает трансфер технологии производства либо всего продукта, либоключевых его компонентов. Таким образом, из таблицы 2.7 видно, чтопромышленная сборка автомобилей не всех крупнейших европейскихкомпаний на территории России имеет отношение к технологическойкооперации из-за низкого уровня локализации.Кроме того, ввиду условий ВТО перспективы данного вида совместныхпредприятий (СП) весьма неопределенны, поскольку льготный ввоз168Иллюк, Е.А. Инвестиционно-технологические факторы повышения эффективности экономическогопартнерства России и Европейского союза [Текст]: автореф.
дис. на соиск. учен. степ. канд.эк. наук(08.00.14) / Иллюк Екатерина Анатольевна; Дипломатическая академия МИД РФ. – Москва, 2011, с. 23-24.110автокомпонентов в 2018 г. должен быть отменен в соответствии со взятымина себя обязательствами в ВТО.Такимобразом,кооперированиясРоссиинеобходимоевропейскимиискатьдругиепроизводителями,таккакформырежимпромышленной сборки нельзя в полной мере считать примером успешнойпередачи технологий.Важно заметить, что эффективное инвестиционное сотрудничество иразвитие производственной кооперации возможны только в условияхстабилизации экономических отношений РФ-ЕС.
В сегодняшней жеситуации такое сотрудничество крайне затруднено и будет постепенносвертываться. Этому способствует, прежде всего, следующие санкцииЕвросоюза, вступившие в силу 1 августа 2014 г.: запрет на экспорт товаровдвойного назначения и технологий для военного использования в Россиюилироссийскимконечнымвоеннымпользователям;обязательствоэкспортёров получать предварительное разрешение компетентных органовгосударств-членовнаэкспортопределенныхвидовэнергетическогооборудования и технологий в Россию, а также введение запрета на поставки вРоссию высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике,на глубоководном шельфе и сланцевой нефти.Уже можно констатировать, что санкции оказывают ощутимоевоздействие на деловые связи, в том числе в части производственнойкооперации, ЕС с Россией.
Далее представлены конкретные примеры,информацияокоторыхбыладоступнанамоментзавершениягерманскийконцернRheinmetallдиссертационного исследования.ПравительствоГерманииипрекратили поставки оборудования в Россию стоимостью 100 миллионовевродля строительстваЦентрабоевыхученийв городеМулиноНижегородской области. Первый в России межвидовой окружной учебныйцентр должен стать основной высокотехнологичной полигонной базойподготовкивоеннослужащихЗападноговоенногоокруга.
Германскаясторона заявляет, что Центр не может быть использован в полной меребез специальной лазерной техники, которую компания поставить не успела.111Российская сторона утверждает, что Центр боевой подготовки в Мулиноимеет высокую степень готовности, а все германские запчасти замененына комплектующие российского производства.Германский концерн Siemens в апреле 2014 г.
объявил, что будет четкособлюдать все антироссийские санкции. Однако позже в июне 2014 г.руководство компании заявило, что уровень локализации производстваэлектропоездов «Сименс» на территории России к 2017-му г. превысит 80%.На этом немецкая компания не останавливается и планирует дальшеразвивать свой бизнес в России, несмотря на политические разногласияРоссии и Запада. Надо заметить, годовой оборот корпорации Siemensв России составляет около 2 млрд долл.
США, при этом численностьработников корпорации на российских предприятиях достигает трех тысяччеловек.Французская компания Renault Trucks Defense, принадлежащаяшведскому концерну Volvo, приостановила разработку совместного сроссийским «Уралвагонзаводом» проекта перспективной боевой машиныпехоты «Атом», начатого в феврале 2013 г.Чтокасаетсяпоставкивертолетоносцевтипа«Мистраль»,тофранцузская сторона срывает сроки по контракту стоимостью 1,2 млрд еврона поставкудвухвертолетоносцев,которыйбылзаключенмеждуфранцузской компанией DCNS и «Рособоронэкспортом» в 2011 г. Согласноконтракту, первое судно— «Владивосток»— должно поступитьна вооружение российского флота в 2014 г., второе — «Севастополь» —в 2015 г. В сентябре Франция пригрозила России приостановить поставкувертолетоносцев типа «Мистраль», связав свое решение с кризисомна Украине, в котором, по заявлениям французской стороны, Москвапринимает непосредственное участие.
Президент Ф. Олланд обозначил своюполитическую позицию, согласно которой он не одобрил передачу суднав ноябре, так как ситуация на Украине не улучшилась.Итальянская фирма «Финкантьери» приостановила совместный с ЦКБМТ «Рубин» проект по разработке перспективной малой неатомной подлодкиS-1000.112Итальянская нефтеперерабатывающая компания Saras отложила планыпо созданию на паритетной основе с ОАО «Роснефть», подпавшей подсекторальные санкции, совместного предприятия по продажам нефти инефтепродуктов, реализация которых началась в июне 2013 г. Крупнейшейроссийскойнефтекомпании«Роснефть»принадлежит20,99%акцийитальянской компании.Нидерландско-британская нефтегазовая компания Royal Dutch Shellпрекратила сотрудничество с отечественной нефтяной компанией «Газпромнефть» по совместному предприятию «Ханты-Мансийский нефтяной союз»(ХМНС), которое разрабатывало сланцевые месторождения в ЗападнойСибири.Западные санкции, включая и санкции ЕС, могут вызвать снижениемобъемовдобычинефтинаместорожденияхЗападнойСибирииприостановить начало реализации новых проектов, в том числе освоениеарктического шельфа и труднодоступных запасов.Помимо этого, пострадала и сфера российских авиаперевозок.
Так,бюджетный перевозчик «Добролет», дочерняя компания «Аэрофлота», былвынужден прекратить полеты в августе 2014 г. из-за аннулированияЕвросоюзом контрактов, предоставляющих авиалайнеры в лизинг.Таким образом, санкции Евросоюза будут иметь крайне негативныепоследствия для тех секторов, в которых производственная кооперация сРоссией находится на более высоком уровне (нефтяной и оборонныйсекторы), чем в прочих отраслях. Однако это не значит, что не пострадаютостальные отрасли. По всей видимости, на кооперационные связи окажутвлияниеограничениявфинансово-экономическойсфере,аименноограничения на предоставление займов и инвестиционных услуг для пятибанков («Сбербанка России», ВТБ, «Газпромбанка», «Внешэкономбанка»,«Россельхозбанка»), которые являются системообразующими в России.Кроме того, под угрозой свертывания теперь находится и «Партнерстводля модернизации», поскольку в рамках программы предусматривалосьпредоставление совместного финансирования Внешэкономбанком, ЕИБ иЕБРР в зависимости от конкретного проекта, на срок 5-7 лет (ЕБРР) или до11325 лет (ЕИБ) в форме кредитования, предоставления гарантий, атакжеинвестиций в капитал169.Подробно возможность обжалования торговых и экономическихограничений ЕС в ОРС ВТО будет рассмотрена в следующей главе.Выводы по параграфу 2.2.
Россия сохраняет высокую инвестиционнуюзависимость от Европейского союза. В условиях замедления темпов ростаВВП разрушение связей с ЕС будет крайне болезненным.Расчет показателя доли внутриотраслевой торговли указывает напотенциал для производственного кооперирования в некоторых отрасляхтранспортного машиностроения и в производстве продуктов неорганическойхимии. Расчеты по отдельным товарным группам говорят о том, что уровеньВОТ с отдельными странами в Европе высок.
Так, перспективными странамидля производственной кооперации в производстве продуктов неорганическойхимииявляютсяИспания,Финляндия,Германия, Португалия,автранспортном машиностроении Словакия, Финляндия, Литва и Эстония.Квыявленнымосновнымпроблемамтрансфераевропейскихтехнологий в Россию относятся низкий уровень локализации производства,высокая доля европейских оффшорных юрисдикций в ПИИ в Россию,экономические санкции ЕС (отток европейского капитала), которые ужеоказываютощутимоенегативноевоздействиенапроизводственнуюкооперацию ЕС с Россией.169Инициатива России и ЕС «Партнерство для модернизации» [Электронный ресурс] // Официальный сайтВнешэкономбанка.
– Режим доступа: http://www.veb.ru/strategy/pmfi/vebeibebrd/ - (Дата обращения:19.11.2014).1142.3. Значение регулирования торговли в рамках ВТО для ЭнергодиалогаРоссии с Европейским союзомТрадиционно Энергодиалог, первый из отраслевых диалогов РоссияЕС, занимает центральное место в российско-европейском сотрудничестве.Именно через энергетику в первую очередь предполагалось идти кзаявленной цели сотрудничества – интеграции России с Европой. РФ такимобразом надеялась на модернизацию национальной экономики. По крайнеймере до сегодняшних проблем европейские и российские компании активнорасширяли сотрудничество на энергетических рынках друг друга.
Пооценкам европейского газового союза Eurogas, в 2012 г. на долю Россиипришлось 23% поставок газа в ЕС-28170, что делает ее крупнейшимпоставщиком природного газа в Евросоюз171.В связи с присоединением к ВТО в августе 2012 г. Россией были взятына себя определенные обязательства и в сфере торговли энергоносителями,которая играет важнейшую роль в российско-европейском экономическомсотрудничестве. Поэтому сперва рассмотримвлияние регулирующейфункции ВТО на энергетические рынки в целом.Историческипрактическинерегулированиясферыосуществляетсяэнергетикиввидув рамкахспецификиВТОторговлиэнергоносителями.
Присоединение к ВТО не оказывает значительныхэффектов на энергетический сектор России даже в экспортоориентированныхотраслях. Однако само членство в ВТО характеризует Россию как надежноготоргового партнера, в том числе в сфере энергетики.Помимо этого, по мере того, как страны – энерго-экспортерыприсоединяются к ВТО, значимость правил международной торговлиэнергоресурсами будет только возрастать, а, следовательно, вопрос о170Eurogas statistical report 2013 [Электронный ресурс] // Европейский союз газовой промышленностиEurogas.