Диссертация (1137839), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Даже для компаний, против которых санкциивведены не были, также существуют риски, связанные с санкционнымпротивостоянием РФ и ЕС, в частности, неопределенность. То есть меняетсяотношение банков к любым российским компаниям. Оно становится болеенастороженным при выдаче новых кредитов или осуществлении новыхсделок. Свертывание сотрудничества происходит не только за счетисполнения требований по конкретным санкциям. Угрозу представляют ирешения хозяйствующих субъектов в связи с опасением относительнорасширения секторального охвата санкций, а также возможного введения вотношении более широкой номенклатуры госкомпаний, компаний сгосударственным участием или аффилированных с лицами, подпадающимипод персональные санкции.
Сотрудничество с РФ в условиях санкций можетповысить транзакционные издержки для нивелирования дополнительныхрисков. Кроме того, риски для компаний сопряжены с репутационнымипотерями.Таким образом, значительный взаимный экономический ущерб иналичие возможности у страны-объекта применения действенных ответныхмер делает введение санкций Евросоюзом против России уникальнымслучаем в истории. Следовательно, на уровне бизнеса существуетобъективная взаимная заинтересованность в преодолении данной ситуации вдвусторонних отношениях. На этом фоне роль многосторонних факторов,такихкакВТО,встабилизациидвустороннихотношенийлишьувеличивается. Значение ВТО для перспектив торгово-экономическихотношений России с ЕС может меняться в значительной степени взависимости от возможных политических сценариев.127В коллективном труде РСМД193 в 2013 г.
были представлены тривозможных сценария развития отношений РФ и ЕС: политическое сближениес ЕС при сохранении экономической взаимозависимости; декларативноеполитическое дистанцирование от Европейского союза при сохраненииотношений экономической взаимозависимости с Евросоюзом; тесноеэкономическое взаимодействие без всяких политических обязательств.Следует подчеркнуть, что эксперты не предусматривали каких-либосценариев с ослаблением экономических связей между ЕС и РФ. Однако вмарте 2014 г.
ЕС остановил переговоры с Россией по визам и новомубазовому соглашению в связи с недовольством российской политикой наУкраине и в Крыму. Последние же прогнозы по поводу будущего отношенийРФ-ЕС неоднозначны. На наш взгляд, вряд ли стоит ожидать возобновлениякурса на стратегическое партнерство в ближайшее время.Несмотря на то, что в данном исследовании не ставится задачапрогнозирования развития политических и экономических отношений РФ сЕС,мыдолжныучестьвсевозможныесценариидлявыработкирекомендаций по использованию Россией инструментов ВТО для защитысобственных интересов в торговле и смежных сферах взаимодействия сЕвропейским союзом.
Таким образом, с учетом новых условий ВТО вкачестве инструмента нормализации торгово-экономических отношений сЕвросоюзом, на наш взгляд, может быть использована следующим образом взависимости от сценария. С нашей точки зрения, необходимо учитыватьчетыре основных возможных сценария дальнейшего развития экономическихвзаимоотношений:–пессимистический, т.е. дальнейшее расширение экономическихсанкций;–базовый,т.е.сохранениевзаимныхторговыхсанкций,применяемых в данный момент;193Россия — Европейский союз: возможности партнерства [Электронный ресурс]: Доклад РСМД. - Режимдоступа: http://www.slideshare.net/RussianCouncil/ss-22368267 (Дата обращения: 25.09.2014).128–умеренно-оптимистический, т.е.
возвращение экономическихотношений к докризисному состоянию, отмена санкций, но без дальнейшегопрогресса;–оптимистический, т.е. нормализация отношений с дальнейшимпрогрессом (возобновление переговоров по НБС).Пессимистический сценарий. В этом случае российской сторонеостается только пытаться использовать ОРС ВТО для оспариванияполитически мотивированных санкций Европейского союза в сферах,относящихсяккомпетенцииВТО.Тоестьнаибольшуюважностьприобретает институциональный аспект присоединения России к ВТО,которая обеспечивает стороны квазисудебным механизмом для разрешенияих торговых споров, что способствует деполитизации экономическихотношений.Также необходимо обращать внимание ВТО и ее членов нанеприемлемость использования подобных инструментов политическогодавления в целях многостороннего обсуждения и возможности выработкикаких-то решений, препятствующих такому поведению стран-членов вотношении друг друга.Базовый сценарий.
В случае реализации данного сценария акцент вэкономических отношениях также должен делаться на использованиемеханизма разрешения споров ВТО.Кроме того, участие России в обсуждении и принятии решений в ВТОдает ей шанс стать одним из полюсов притяжения многосторонней торговойсистемы в рамках ВТО, например, выступая с скоординированной позициейв ходе многосторонних торговых переговоров со странами БРИКС,развивающимися странами по ряду очень важных вопросов. Во временасложностей в торговых отношениях с ЕС на двустороннем уровне Россиикрайне важно сдерживать «торговую силу ЕС», чтобы защищать своиинтересы. В рамках исследования именно торговых и экономическихаспектов отношений России и Европейского союза, нам интересна,129концепция «ЕС-торговая сила»194.
Торговая сила ЕС заключается в том, чтоЕвропейскийсоюз,будучипервойэкономикоймира,крупнейшимэкспортером и, имея огромный опыт ведения торговых переговоров какмногосторонних (в ВТО у ЕС 29 мест (28 стран + ЕС), так и двусторонних, поразличным международным соглашениям, в том числе и преференциальным(ЕС – лидер по участию в РТС, участник 34 соглашений), представляетсобой наиболее могущественный торговый блок в мире. Таким образом,посредством торговых переговоров ЕС может добиваться выигрышных длясебя договоренностей в других сферах, поскольку, будучи одним из лидеровв мировой торговле, имеет возможность использовать внешнеторговыепереговоры и внешнеторговые инструменты, которые полностью входят вкомпетенциюнаднациональныхорганов,длядостижениясвоихвнешнеполитических целей. Именно поэтому в торгово-экономическихотношениях с Россией ЕК действует иногда не в интересах отдельных странчленов, приостановив строительство «Южного потока», приняв решение осанкциях в ущерб отдельным европейским государствам, а в интересахмощного торгового блока под названием «Европейский союз», который вотличие от отдельных европейских странобладает совершенно другимэкономическим и политическим весом в мире.Именно поэтому в условиях напряженности в отношениях с ЕС, а,следовательно, ограниченного сотрудничества для России все большеезначение приобретает увеличение политического и экономического весаЕАЭС и перевод части вопросов внешнеторговых переговоров с уровня РФЕС на уровень ЕЭК-ЕК.
Для этого РФ необходимо еще более активноесодействие скорейшему присоединению Казахстана и Беларуси к ВТО дляфактического, а не только юридического признания ТС соответствующимнормам ВТО. Перевод части внешнеторговых переговоров с ЕС на уровеньЕЭК даст возможность снизить политизированность данного аспектаотношений РФ-ЕС (подробнее см. параграф 3.3).194Meunier S., Nicolaidis K. The European Union as a conflicted trade power // Journal of European Public Policy.№13- 2006.P.906–925130Умеренно-оптимистический сценарий.
На первый взгляд, в случаеотмены санкций обращаться в ОРС ВТО уже нет особого смысла, посколькувозместить ущерб в любом случае не удастся. Весь смысл обжалованиякаких-либо мер в ВТО заключается в обязательстве нарушителя отменитьдискриминационную меру, в случае же его бездействия истец получает правоввести ответные меры. Однако есть еще один мотив использованиямеханизма разрешения споров ВТО – создание прецедента и формированиетакого толкования норм ВТО, которое снижает вероятность возникновенияаналогичных проблем в будущем. Но с ограниченным опытом участия РФ вразрешении споров в ВТО это пока сложно осуществить в свою пользу.К тому же, данный нетривиальный иск может быть и отклонен ОРСВТО со ссылкой на то, что ситуация на Украине – это форс-мажор,следовательно, ВТО не рассматривает введенные по этой причине торговыеограничения.Смысл имеет активное участие России и продвижение своих интересовв многосторонних переговорах на уровне ВТО по вопросам, связанным сторговлей энергоносителями (подробнее см.
параграф 2.3), для возможностииспользоватьВТОвкачествеинституционально-правойрамкиЭнергодиалога РФ-ЕС опять же в целях деполитизации и большейпредсказуемости отношений в этой сфере.Также крайне важную роль играет и сближение техническихстандартов, что значительно упрощает торговлю не только с ЕС, но и сУкраиной, которая по правилам Ассоциации с Евросоюзом присоединяется ктехническим стандартам последнего.
Это грозит катастрофой для российскоукраинской торговли. Членство России в ВТО существенно сглаживаетданную коллизию.Оптимистический сценарий. В этом весьма утопичном с точки зрениянынешних событий случае обретает смысл все то, что его утратило во времякризиса. Речь идет о возможности выхода России и ЕС на путь строительстваОЭП, включающего соглашение, дополняющее правила ВТО.В сложившихся условиях перспективы торговой интеграции России сЕвросоюзом в форме ЗСТ выглядят нереалистичными, однако, все же вопрос131об экономическом сближении России с ЕС рассмотреть стоит, так как онвозникнет снова при реализации оптимистического сценария.Исходя из сегодняшней геополитической ситуации о скорейшемподписании НБС говорить не приходится. При этом стоит отметить,подчеркивая стремительность развития кризисной ситуации, что еще в конце2013 г.
- начале 2014 г. перспективы торгового соглашения между ЕС и РФобсуждались на высшем уровне во время двустороннего саммита, а такжебыли весьма актуальны среди исследователей. Более того, наканунеприсоединения РФ к ВТО на переговорах по новому базовому договоруевропейцы пытались зафиксировать в тексте положения, выходящие за рамкиобязательств России как члена ВТО, то есть режим «ВТО-плюс» междуРоссией и ЕС.
На саммите Россия-ЕС 28 января 2014 г. российской сторонойбыло озвучено предложение руководству Евросоюза «изучить возможностьформирования зоны свободной торговли между ЕС и создаваемым Россией,Беларусью и Казахстаном Евразийским экономическим союзом»195. В связи сэтим,появиласьнеобходимостьисследоватьвопросы,связанныеспотенциальной возможностью заключения РТС РФ-ЕС.Так, сотрудники ИЭП им. Гайдара представили результаты своегоисследования, нацеленного на количественную оценку создания ЗСТ междуЕС и Таможенным союзом РФ, Беларуси и Казахстана.