Диссертация (1137839), страница 27
Текст из файла (страница 27)
Полученныерезультаты позволяют сделать следующие выводы. Для всех трех стран ТСотрицательный статический эффект от создания ЗСТ с ЕС больше, чемположительный, но в долгосрочной перспективе этот эффект нивелируетсядинамическим эффектом за счет роста инвестиций и накопления капитала.Однако выигрыш Таможенного союза совокупный, то есть на каждую из трехэкономик отмена таможенных пошлин в торговле с ЕС повлияет по-разному.Таким образом, второй важный вывод исследования состоит в том, чтоРоссия и Казахстан останутся в выигрыше, в то время как издержки Беларусипревысят возможные выгоды, в основном из-за структуры экспорта Беларусив Россию, на которую сильно повлияет либерализация торгового режима с195Саммит Россия – Европейский союз [Электронный ресурс] // Сайт Президента России.
– Режим доступа:http://www.kremlin.ru/news/20113(Дата обращения: 15.09.2014).132ЕС вследствие смещения спроса со стороны России с белорусских товаров наевропейские. Все это говорит о том, что РТС с ЕС возможен лишь присозданиипротивноммеханизмовБеларусьвнутреннегобудетлибоперераспределениявсяческивыигрыша,блокироватьвподписаниесоглашения, либо настаивать на таком количестве изъятий, что о зонесвободнойторговлиможнобудетговоритьлишьноминально196.Помимо этого, велись переговоры по заключению соглашения о свободнойторговле между странами Таможенного союза и Европейской ассоциациисвободной торговли (ЕАСТ), в которую входят страны,хоть и неявляющиеся членами ЕС (Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн и Исландия),но входящие в Европейское экономическое пространство, то есть торгующиебеспошлинно с Евросоюзом, что также могло бы оказать косвенное влияниена российско-есовскую торговлю.
Однако по политическим мотивам и этотпереговорный процесс был свернут.Один из ключевых, но нерешенных до кризиса вопросов касается сутидвустороннего торгово-экономического режима. Под лозунгом «ВТО-плюс»Евросоюз понимает зону свободной торговли, предполагающую гораздоболее глубокий уровень взаимодействия, нежели классическая ЗСТ197, то естьречь идет о формате «ЗСТ-плюс». Европейская сторона настаивает налиберализацииторговлиуслугами,регулированииилиберализацииинвестиций, ограниченном взаимном доступе на рынок государственныхзакупок, наращивании сотрудничества в сфере конкурентной политики,защиты интеллектуальной собственности198. Однако очевидно, что присуществующей структуре российской экономики и экспорта Россия непойдет на ЗСТ в таком формате, о чем говорил и глава российского МИДС.Лавров: «Думаю, со временем, когда российский бизнес полностью196Кнобель, А.
Возможные экономические последствия торгового соглашения между ЕАЭС и ЕС вконтекстеевразийскойинтеграции[Электронныйресурс].–Режимдоступа:http://www.iep.ru/files/Gaidarovskie_chtenia/2014/astana/Knobel1.pdf (Дата обращения: 15.09.2014); КнобельА. Россию в ЕС не пустит Белоруссия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.vedomosti.ru/opinion/news/20361631/kollektivnyj-put-v-es (Дата обращения: 15.09.2014).197Кавешников, Н. Экономический фундамент отношений между Россией и ЕС пока недостаточно крепок[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/experts/document238133.phtml (Датаобращения: 25.09.2014).198Россия — Европейский союз: возможности партнерства [Электронный ресурс]: Доклад РСМД.
- Режимдоступа: http://www.slideshare.net/RussianCouncil/ss-22368267 (Дата обращения: 25.09.2014).133адаптируется к условиям членства в ВТО, можно будет сделать следующийшаг в сторону дальнейшего облегчения взаимного доступа на рынки.Партнеры из Евросоюза уже говорят о создании зоны свободной торговли.Спешить с этим не следует»199. Тем более, в одностороннем порядке Россия впринципе этого сделать и не может, так как с началом функционированияТаможенного союза торговая политика России, Беларуси и Казахстана, атеперь еще и Армении, по отношению к третьим странам передана нанаднациональный уровень в Евразийскую экономическую комиссию, вкоторойрешенияпринимаютсяконсенсусом.Однакоприусловиинормализации отношений возобновлять переговоры по НБС необходимо,поскольку после того, как в результате расширений границы Европейскогосоюза непосредственно подошли к России, одного Соглашения о партнерствеи сотрудничестве стало уже не достаточно.
Ведь рынки друг другастановились для европейских и российских компаний зоной жизненноважных интересов, и тем фирмам, которые претендовали на свое присутствиена соседних рынках, необходимо было приступить к их активному освоению.По этой причине, на наш взгляд, перспективным направлением припроработке оптимистичного сценария взаимоотношений РФ-ЕС, то есть ихнормализации и последующего прогресса в переговорах по НБС, становитсявключение в проект экономической части НБС определенных элементовсоглашения типа «ВТО-плюс», не затрагивающих вопросов, по которым врядли получится быстро договориться. Так, в рамках нашего исследования, ужебыло сформулировано, что подразумевается под термином «ВТО-плюс» икакие вопросы могут быть включены в такое соглашение (см.
параграф 1.1).ВТО могла бы стать столь необходимой для ЕС и Россииинституциональной и правовой основой НБС. Соглашения ВТО регулируютмножество важных сфер, касающихся международной торговли товарами,услугами и прав интеллектуальной собственности. Однако есть вопросы,тесно связанные с торговлей, по которым на многостороннем уровнедоговориться до сих пор не удалось, или эти договоренности носят весьма199«Лавров не советует спешить с созданием зоны свободной торговли с ЕС», 8 октября 2012 г.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/news/269737 (Дата обращения:14.01.2014).134ограниченный характер.
Тем временем, они все чаще включаются врегиональные торговые соглашения. В случае России и ЕС их можновключить в будущий НБС.Таким образом, на наш взгляд, безусловно позитивным факторомприсоединения РФ к ВТО является ее участие в многосторонних переговорахпотакназываемымсингапурскимвопросам,чтонеобходимокапитализировать при переговорах о будущем соглашении РФ-ЕС. Авторскаяпозиция такова, что из разряда «ВТО-плюс/экстра» в НБС РФ-ЕСцелесообразноособенностивключить вопросы упрощения процедурускорениепрохождениятаможни.Такимторговли, вобразом,этопоспособствует росту взаимного товарооборота и других экономическихпоказателей без негативных эффектов для российской экономики, какнапример, в результате, дальнейшей либерализации сферы услуг дляЕвропейскогосоюза.ускорение процедурТак,согласнотаможенноймногочисленным исследованиям,очисткиспособствуетуменьшениюмасштабов коррупции200. Недостаточная прозрачность процедур и правил,действующих на границе, особенно обременительна для малых и среднихпредприятий.
Помимо увеличения роста взаимного товарооборота России иЕвросоюза, включение в НБС положений, направленных на содействиеторговли, может положительно влиять и на другие индикаторы. Сокращениетаможенного оформления даже на один день применительно к такомукрупному торговому партнеру, как ЕС, может оказать влияние на приростнационального продукта.
Кроме того, в теоретической части диссертации(параграф 1.1) было показано, что отдельные исследователи доказаливысокуюзначимостьдополнительнойгармонизациистандартовэлектронного бизнеса и автоматизации таможенных процедур двустороннейторговли. В частности, было установлено, что названные измененияспособствовали увеличению товарооборота между этими странами, а такжеувеличению объемов их торговли с остальным миром. Разумеется,200Уилсон, Дж.С., Оцуки Ц. Содействие развитию торговли: общий обзор [Электронный ресурс] в«Всемирная торговая организация и вступление России в ВТО» // Всемирный Банк.
–Режим доступа:http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/Resources/WBI-Training/Ch27.pdf. – (Дата обращения:14.03.2014).135присоединениеРоссиикВТОзначительноупрощаетвозможностьсотрудничества с ЕС по этим вопросам.Кроме того, на наш взгляд, несмотря на существующие рискиприсоединения России к Соглашению ВТО о госзакупках, соглашению сограниченным числом участников, стоит серьезным образом рассмотреть этувозможность. В торгово-экономических отношениях РФ-ЕС – это было быхорошим сигналом для европейского бизнеса о привлекательности Россиикак торгового и инвестиционного партнера за счет повышения прозрачностипроведениягосударственныхзакупокиснижениякоррупционныхпроявлений.
России это может дать недискриминационный доступ к емкомурынку госзакупок, так как по данным на начало 2015 г. в Соглашенииучаствуют 43 государства. Это приблизительно четверть всех участниковВТО. В экспертном сообществе высказывается мнение о том, что Россиявполне сможет получить выход на рынки Румынии, Польши, Чехии и др.Таким образом, присоединение России к Соглашению о государственныхзакупках с изъятиями может стать еще одним вариантом использования ВТОкак инструмента, стимулирующего торговые отношения РФ-ЕС.И, наконец, ВТО открывает новые возможности для диалога натрансправительственном уровне.