Диссертация (1136931), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Дажеесли и делается попытка предварительно изучить условия существования ОПС,действия клиентов могут оставаться непонятыми (как в истории с маслом).5. Врезультатенововведениятранслируютсясверхуувереннымивнепреложности и универсальности рыночных законов управленцами, а19рядовые сотрудники не всегда подчиняются требованиям.
В лучшем случаеони могут подвергнуть их критике (как в случае с отслеживанием посылок вистории о «ромашке смерти»). Но также сотрудники могут практическисимулировать исполнение, «расцепив» политику и практики [Bromley, Powell,2012], как это сделала бабушка – начальница отделения на Кругобайкальскойжелезной дороге.
Либо сотрудники выполняют требования без понимания ипривязки к целям организации, «расцепив» ее цели и средства [Bromley,Powell, 2012], как это было сделано с повсеместной установкой пунктовколлективного доступа в интернет.6. Поскольку знание сотрудников на местах основано на опыте и является скореенеявным,отказотсуществующихпорядковподвергаетрискамихсложившееся представление о своей профессиональной идентичности, чтонегативным образом сказывается на том, как сотрудники воспринимаютисходящие «сверху» установки.
Так, история о чашке в завуалированнойформе раскрывает трагедию постепенной утраты идентичности сотрудницы,«демонизируя» материальный объект в качестве причины организационныхизменений.7. В пяти историях сотрудников также находят свое отражение и более глубокиеконфликты и проблемы, не артикулируемые напрямую: противоречия винтересахидействияхучастников (историяофирменномстилеисалфеточках); недовольство изменениями в кадрах и организационнойструктуре (история о чашке); отсутствие комплементарности в обновленныхподразделениях, уровень взаимодействия организации с внешней средой(история о масле); выстраивание новых способов коммуникации и усилениеконтроля («ромашка смерти»); провалы инициатив из-за упрощенногопонимания жизней и потребностей клиентов и человеческих отношений(история про ПКД)8. Переживание организационных изменений сотрудниками осмысляется ипереживается в разнообразных по стилю повествования, структуре и эмоциямисториях, которые могут выступать самостоятельным и эмпирически богатым20материаломдляанализа.Истории«драматичной»(Б.Чарнявска),«неуправляемой» (Я.
Габриэль) и «повествующей» (Д. Боже) организациидемонстрируют «внутреннюю кухню» изменений на микро-уровне, отражаядеятельность организации в целом.Общие выводы исследованияПроцессуальный подход к анализу организационных изменений позволяетпродуктивным образом связать макро-контекст функционирования организации смикро-практикамиразличныхееучастников,чтобыпроанализироватьтрансляцию принимаемых руководством решений на уровень исполнителей и то,как эти решения реализуются на местах. Переключение исследовательскогофокуса с организации на организовывание дает возможность выявить, какимобразом понимаются и каким смыслом наделяются происходящие событие наразличных уровнях и в разных подразделениях организации.Особенность изменений в Почте России во многом определяетсяспецификой самой организации.
Во всем мире национальные почтовые операторына сегодняшний день оказались перед серьезными вызовами и конкуренцией –внутренней, со стороны частных компаний и курьерских служб, и внешней, состоронысредствинтернет-коммуникации.Вбольшинствестранпереднациональными почтами возникают одни и те же вопросы: как сделать почтуболее прибыльной (или менее убыточной); следует ли пересмотреть состав икачество оказания универсальной услуги почтовой связи; как быть с историческисложившейсямонопольнойформойсобственностииможно/нужнолиприватизировать почту; какой должна быть «эффективная» почтовая службастраны, может ли она совмещать финансовую успешность с социальнымизадачами.
Это лишь часть вопросов, обусловленная отраслевыми особенностями.В дополнение к этому, российская почта имеет целый ряд своих отличительныхчерт, связанных с экономическими, политическими, культурно-историческими исоциальными особенностями. Это масштаб, локальность и слабая сцепленность еечастей.21Существующеепредставлениеоборганизационныхизмененияхкакзапланированных последовательных действиях по улучшению работы едва липозволяет описать функционирование организации, для которой изменения –нормальное состояние. Почта России являет собой пример того, что организация –это не столько некоторая сущность, сколько процесс и постоянное становление.Если в географически распределенных организациях можно говорить оразных локальностях подразделений, то в силу различных причин Почтасуществует буквально в разных темпоральностях, со своими темпами жизни,скоростью изменений и даже пониманием этих изменений.
На самых нижнихуровнях организации они могут восприниматься в виде отдельных и не всегдапродуманных действий, поскольку оторваны от контекста, локального знания иопыта сотрудников. На уровне руководства изменения скорее будут существоватьв призме запланированных и управляемых событий, которые нужно довести доисполнителей.Географическая удаленность и дистанция власти одновременно упрощают ипрепятствуютвнедрениюнововведений.Соднойстороны,расцеплениеструктуры обеспечивает возможность корректировки централизованных решенийна местном уровне. С другой стороны, снижается восприимчивость – отделения иих сотрудники могут ориентироваться не на указания из далекой Москвы, а насобственные текущие нужды или требования ближайшего начальства, почтамта.Несмотря на неизбежно возникающие вследствие этого трудности работы, слабоесцепление уровней организации позволяет ее частям все-таки существоватьотносительно непротиворечиво и сохранять связанность.
Однако это такжеусложняет коммуникационные процессы, обмен опытом и знаниями, усиливаетдистанцию власти между уровнем управления и уровнем «производства».СпецификакоммуникациюкадровоговнутриисоставаПочтывыводитмеждууровняминапервыйорганизации.планОтсутствиеуниверсальных профессиональных знаний сотрудников отделений увеличиваетроль опытного, неявного знания, которое с трудом эксплицируется и передается.Большая текучесть кадров на уровне почтальонов и операторов еще больше22девальвирует этот опыт и не решает проблему нехватки профессиональныхзнаний. Специалисты профессионализируются, обретая менеджериальную власть,а работники основных профессий (почтальоны, операторы, сортировщики)стремятся к самостоятельному регулированию собственной деятельности.Нововведениятранслируютсясверхуувереннымивнепреложностииуниверсальности рыночных законов управленцами, а рядовые сотрудники могут иподчиниться требованиям, и переосмыслить их, или же вообще отказаться отвыполнения (ведь в организации с таким масштабом снижен контроль и реальнымизменениям требуется немало времени).Поскольку идентичность сотрудников отделений во многом опирается наопытное знание, изменения в процессах и практиках воспринимаются ими либонейтрально (в лучшем случае), либо негативно.
Реакции бывают от иронии искепсиса до явного неодобрения. Переживание и эмоциональное восприятиереорганизации нашли свое отражение в историях, которые способны составитьсамостоятельный достаточно богатый и насыщенный материал для анализадеятельности российской почты.Проведенныйанализисторийвосприятияизмененийсотрудникамипозволяет посмотреть на этот процесс на микро-уровне, связав макро-уровеньзадач – показателей – стратегий организации с устройством организовывания.СлучайПочтыРоссиидемонстрируетнетолькометодологическиеиэмпирические особенности анализа изменений как процесса, но предлагаетотойти от нормативности успеха/провала организации и дает совершенно инойвзгляд на то, что представляет собой повседневное существование меняющейсяорганизации.Списокпубликацийавторадиссертации,вкоторыхотраженыосновные научные результаты диссертации:Гудова Е.А.
«Ну это же Почта!»: как происходят истории в организациях, аорганизации в историях / Е. А. Гудова // Этнографическое обозрение. – 2018. – №3. – C. 151–167.23Гудова Е. А. Драматичная, неуправляемая и повествующая: организациясквозь призму нарративного анализа / Е.
А. Гудова // Журнал социологии исоциальной антропологии. – 2017. – № 3. – C. 50–73.Гудова Е. А. Эффективность с «человеческим лицом»: эволюция понимания«эффективности» в теории организаций / Е. А. Гудова // Мониторингобщественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2016. – № 1. –C. 231–239.КонобееваЕ.А.Производствосмысловвработегосударственныхорганизаций: случай «Почты России» / Е.
А. Конобеева // Экономическаясоциология. – 2015. – № 3. – C. 46–70.24Глава 1. Подходы к изучению организационных измененийВ исследованиях организаций выделяются два подхода к изучениюизменений, имеющие принципиально разные философские основания, теоретикометодологический аппарат и следующие из этого эмпирические импликации.Согласно первому, организация представляет собой статичную сущность [entity],а переход между ее различными состояниями – в данном случае любойнаблюдаемой разницей в размере, форме, характеристиках и состоянии – являетсяизменением. Во втором подходе организация понимается как процесс [process],изменения являются естественными, а в центре оказываются не различныестадии, а организовывание.
Рассмотрим каждый из этих подходов болееподробно.1.1 Организационные изменения как переход между различными состояниямиПонимание организации как «сущности» был наиболее влиятельным втеории управления [administration science], социологических исследованияхорганизаций и менеджменте вплоть до середины XX в. Во многом это связано спроектом формальной организации М. Вебера, в центре которого находитсяпредставление о нарастающей рационализации и бюрократизации. Развитиеконкурентныхрынковикапиталистическойэкономикиподталкиваюторганизации к поиску наиболее эффективной модели управления, переход ккоторой можно условно назвать «изменением» (хотя в работах Вебера эта логикане присутствует напрямую, его интересуют сочетания типов господства и союза[Вебер, 2005]).25Основной задачей теории управления было достижение цели организации, аво главу угла ставилась эффективность, понимаемая как производительность.