Диссертация (1136861), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Он больше всегоценит собственную независимость, имеет ярко выраженные лидерскиенаклонностииготовкриску.Описаниеотдельныхчертпсихологического портрета предпринимателя можно найти в ряде работ[McClellan, 1961; McGhee and Crandall; 1968; Lao, 1970; Liles, 1974;Hornaday, Aboud, 1971; Amit et al.2001].Вслед за Шумпетером, предприниматель часто рассматривается какинноватор [см. например Amit et al., 2001]. Действительно, портретинноватора, описанный в работе Роджерса, напоминает приведенныйвыше портрет предпринимателя [Rogers, 2010]. По мнению автора,инноватор – это член системы, имеющий космополитические взгляды иориентированный вовне.Он связан слабыми связями с другимичленами системы. Ориентация вовне помогает инноватору преодолетьограничения локальной системы и дает ему свободу опробовать новыеидеи.
Цитируя Георга Зиммеля [Simmel, 1908/1964], инноваторописывается как «чужак» (stranger), чьи преимущества связаны снедостаткоминтегрированностивлокальноесообщество.Егомировоззрение не ограничено внутри-групповыми ценностями этого116сообщества, которые могли бы повлиять на его восприятие, понимание иоценку заданных условий, что делает его открытым для любойинформации.
По мнению Роджерса, прототипом описанного Зиммелемчужака послужил странствующий торговец, который часто был евреем.Мы видим, что как психологическому портрету предпринимателя, так иобразу инноватора присуща автономность, независимость от ин-группыи ориентация на слабые связи.Подобный психологический образ несколько противоречит образуучастника сетевой коррупции, чья индивидуальная свобода жесткоограничена взаимными обязательствами перед другими людьми.Обратная сторона социального капитала, как фактора, сдерживающеголичную свободу и креативность, отмечалась ранее в ряде работ[Boissevain,1974;предпринимателяPortes,В1998].участниксетевойотличиекоррупцииот–этотипичногочеловек,рассчитывающий не столько на себя, сколько на помощь других. Он неимеет столь явно выраженных лидерских качеств и готов мириться сосвоей подчиненной позицией по отношению к целому ряду «нужных»людей.Участниксетевойкоррупцииполучаетопределенныепривилегии от локального сообщества и поэтому он заинтересован всохранении статус-кво.
С целью не допустить разрушения данногосообщества, что может повлечь за собой утрату ряда личныхпривилегий, он ревностно охраняет принятые в нем нормы и ценности.По этой причине участник сетевой коррупции вряд ли может выступатьвролипредпринимателя-инноватора,призванногостимулироватьизменения.Участиеврыночнойпредпринимательскойкоррупциидеятельностью.лучшесогласуетсяКакипредприниматель, участник рыночной коррупциистипичныйне зависит от ин-группы, он открыт для любой информации и для использования любых117возможностей.
Его творческий и инновационный потенциал ничем неограничен, кроме недостатка финансовых ресурсов.С другой стороны существует целый блок литературы, гдепоказано, что предпринимательский успех обусловлен размеромсоциального капитала и вовлеченностью предпринимателя в социальныесети [см. например Aldrich, Zimmer, 1986; Greve, Salaff, 2003]. Ученыесходятся во мнении, что в наибольшей мере открытию нового дела иуспешному ведению бизнеса способствуют слабые связи, позволяющиевыявлять новые возможности и генерировать бизнес идеи [Burt, 1992;Singh et al.
1999]. Сильные связи также могут оказаться весьмаполезными для предпринимателей. В частности близкие знакомые могутпомогать в приобретении первоначального капитала, в получениикредитов за счет институтов микрофинансирования, помогать с поискомквалифицированнойрабочейсилыит.д.Всеперечисленныепреимущества сильных связей для ведения бизнеса подробно описанына примере этнического предпринимательства[Portes, 1987; Portes,Stepick, 1993; Aldrich , Waldinger, 1990]. Кроме того, как сильные, так ислабые связи часто позволяют предпринимателям минимизировать своифинансовые издержки, а также риск оппортунистического поведения состороны контрагентов [Coleman, 1988; Portes, 1998].
Учитывая данныесоображения, сетевая коррупция, основанная на сильных и слабыхсвязях, может оказаться не менее, а может быть даже более успешной ираспространенной стратегией среди предпринимателей, чем рыночнаякоррупция.4.4.3. Исследовательские гипотезы на страновом уровнеНа страновом уровне мы формулируем две противоположныегипотезы о том, какая форма коррупции - рыночная или сетевая –118создаетболее(не)благоприятнуюсредудляразвитияпредпринимательства в странах с переходной экономикой3.Рыночная коррупция весьма согласованна с логикой рынка. Вотличие от сетевой коррупции, она предлагает универсальные образцыдля достижения цели, которые больше подходят для бюрократическихсистем и рыночных экономик [Scott, 1969]. Эгалитарный принципрыночной коррупции заключается в том, что любая фирма, если онауспешна и имеет стабильный доход, может позволить себе заплатитьвзятку и получить необходимую государственную услугу.Посравнению с сетевой коррупцией, рыночная коррупция воспринимаетсяпредпринимателями как более справедливая форма неформальныхотношений.
Если бизнесмен может получить у местной администрациижелаемое с помощью денежной платы – это с меньшей вероятностьювызовет его недовольство, чем если он обнаружит, что, даже заплатив,он ничего не добьется, так как семейные и кастовые связи являютсяболее значимыми факторами [Wiener, 1962].Поэтому, в ситуации рыночной коррупции больше количестволюдей, которыеимеют возможность обходить административныебарьеры и вести предпринимательскую деятельность, чем в ситуациисетевой коррупции, где доступ к коррупционным услугам открыт лишьдля узкого круга инсайдеров.Сетевая коррупция, напротив, выступает серьезным ограничителемработырыночныхинститутов.Вситуациисетевойкоррупциипредприниматели разделены на инсайдеров и аутсайдеров.
Инсайдерывовлечены в длительные доверительные отношения с чиновникамиразного уровня и имеют благодаря этому определенные преимущества.Аутсайдеры не имеют полезных знакомых среди представителей власти,в результате чего они изначально оказываются в худших условиях для3Подробнее о двух противоположных гипотезах см. параграфы 2.2., 2.2.1, 2.2.2.119открытия и развития бизнеса.Подобное разделение не позволяетмногим людям с природной склонностью к предпринимательскойдеятельности реализоваться в данной профессии. Это в свою очередьзатрудняет вход на рынок и ограничивает конкуренцию на рынках, чтоведет к повышению цены и снижению качества товаров и услуг.
Итак,наша первая гипотеза звучит следующим образом:H1: Рыночная коррупция относительно более благоприятна дляразвития предпринимательства по сравнению с сетевой.Распространение сетевой коррупции может способствовать нетолькосокращению количества фирм, но и изменению характерапредпринимательства. Это происходит потому, что бизнес среда, гдедоминируют инсайдеры существенно отличается от бизнес среды, гдеаутсайдеры играют активную роль.
Из ряда работ следует, что вусловиях,гдепредпринимательстводоминируютбудетпредприниматели-инсайдеры,отличатьсяменьшейинновационнойактивностью и с меньшей вероятностью станет движущей силойшумпетеровской «креативной деструкции».Предприниматели инсайдеры преобладают на рынках в ситуациисетевой коррупции, где вход новых игроков, не имеющих связей счиновниками, существенно ограничен. Предприниматели-аутсайдеры сбольшей вероятностью будут представлены в бизнесе в странах, гдеэффективно действуют формальные правила, а также в странах снесовершенными институтами и высоким уровнем рыночной коррупции[Leff, 1964].
В данном случае рыночная коррупция выполняет схожие сформальнымиинститутамиправила доступа на рынки.функции,обеспечиваяобезличенныеПредприниматели, желающие начатьпроизводство нового продукта или новой услуги, часто сталкиваются спротивостоянием со стороны присутствующих на рынке экономическихагентов,которые заинтересованы в сохранении статус-кво.В120результате доминирующие игроки, используя помощь знакомыхчиновников,начинаютинновационных фирм.создаватьпрепятствиядлямолодыхПри подобных обстоятельствах взятка можетбыть тем средством, которое позволяетмолодым инноваторампробиться на рынок еще до того, как они успелизакрепитьсяполитически [Leff, 1964].Инсайдеры и аутсайдеры заметно отличаются друг от друга своейпредрасположенностью к инновационной деятельности.