Диссертация (1136593), страница 2
Текст из файла (страница 2)
В ходе обсуждения истории семьи акцентировалосьвнимание на прародителе, который, по мнению испытуемого, оказалнаибольшее влияние на развитие его личности. После актуализациивоспоминаний, связанных с прародителем, испытуемому предлагается7представить, что выбранный прародитель находится рядом с ним изаново заполнить указанные выше опросники.
К описанным вышеметодикам добавлялась еще одна – модификация методики К.Людевига «Семейная доска» с целью исследования личностногопространства и его изменения в зависимости от «присутствия» фигурматериизначимогопрародителя.Длявалидизацииданныхисследования нами была введена группа сравнения: все испытуемыезаполняли опросники «Кто Я» и «Обзор ценностей» в условияхактуализации материнского образа. В исследовании приняли участие30 человек, 15 мужчин и 15 женщин в возрасте от 22 до 32 лет.Достоверность и обоснованность полученных результатовобеспеченыисходнымиметодологическимиитеоретическимипозициями, адекватностью использованных методов исследования, ихсоответствием цели и задачам работы, обоснованным применениемкачественной обработки результатов, представительностью выборки.Теоретическая значимость и научная новизна работы состоитвдальнейшейразработкепроблемструктурыличностнойидентичности и процесса ее становления.
В результате анализаконцепций идентичности в философии и психологии были выделеныдихотомические характеристики, раскрывающие суть личностнойидентичности. В работе определены и описаны структурныекомпонентыидентичности.Понятие«бабушкаидедушка»рассматривается как значимый для российской культуры социальныйфеномен. Были изучены непосредственные эффекты актуализациивнутренних образов прародителей, выявлены векторы и характер8изменений структурных компонентов идентичности как результатэтой актуализации.Практическаязначимостьисследованиязаключаетсяввозможности использования полученных данных в индивидуальнойпсихотерапевтической работе со взрослыми и детьми, а также врамкахсемейнойтерапии.Результатыработымогутбытьиспользованы в учебных курсах по психологии личности, психологииразвития, общей психологии.
Возможно использование данных нетолько в психологической, но и в педагогической практике в качествеориентиров для педагогов в ходе работы не только с родителямивоспитанников, но и со старшим поколением. Данные могут бытьполезны и в социальной работе с семьей. Работа предлагаетметодический аппарат для диагностики структурных компонентовличностной идентичности.Положения, выносимые на защиту:1.
Личностная идентичность обладает рядом дихотомическиххарактеристик: «внутренняя согласованность и соответствиесоциальныможиданиям»,«целостность и адаптация»,«постоянствоиизменчивость»,раскрывающих ее сущностныйдинамический характер;2. Актуализация внутреннего образа прародителя способствуетвыраженно позитивному самовосприятию;3. Актуализациясмещениявнутреннегообразаценностно-смысловыхпрародителяориентацийввызываетструктуреличностной идентичности в сторону социально одобряемых.9Апробация и внедрение материалов диссертации.
Результатыработы обсуждались на XIV Международной конференции студентов,аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2007», МеждународногомолодежногоВсероссийскойнаучногофоруманаучной«ЛОМОНОСОВ-2010»,конференцииIII«Психологияиндивидуальности», IV Всероссийской научной конференции синостранным участием «Психология Индивидуальности». Такжеработа была представлена на научном семинаре на кафедре общей иэкспериментальной психологии на факультете психологии НИУВШЭ.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двухтеоретических и одной эмпирической глав, выводов, заключения,перечня литературы (110 источников, из них на иностранных языках16) и 14 приложений.
Основной текст диссертации изложен на 123страницах и сопровождается 2 рисунками и 14 таблицами.10Глава 1. Методолого-теоретический анализ понятия«личностная идентичность»1.1 Философско-психологическая трактовка сущностиконцепта «личностная идентичность»Проблема идентичности занимает важное место в современныхисследованияхбольшинствоипсихотерапевтическихакадемическихтрудовдискуссиях.посвященоОднакопроблемамсоциальной, этнической идентичности и становлению личностной вюношеском возрасте.
Развитие идентичности в зрелости по-прежнемуостается мало изученным. В данной работе представлен обзорразвития взглядов на проблему идентичности в философии ипсихологии.рассмотренияИменнофилософскиесущностиконцепцииданногозадаютфеномена,модусызакладываютпротивоположные полюса. Полученные в ходе теоретическогоэкскурса выводы проясняют основные вехи в динамике идентичностив зрелом возрасте.Согласно философскому подходу, идентичность (или сходство)состоит в том, что делает объект определимым и распознаваемым сточки зрения обладания рядом качеств или особенностей, которыеотличают этот объект от объектов различного типа [Абушенко, 2003].Ф.
Брентано представлял идентичность как «соответствие,мыслимое в совершенстве» [Абушенко, 2003]. С точки зрения логики,идентичностьнеразрывносвязанаспонятиемтождестваипредполагает не только операции абстракции отождествления, но иабстракции неразличимости. Следовательно, понятие тождества11можно интерпретировать как неотличимость объектов друг от другапо ряду (или совокупности) свойств.Связь понятий идентичности и тождества прослеживается еще современ античной философии. В аристотелевской традиции понятиетождества наделено большим фундаментальным значением, нежелипонятие различия.
В Новое время Р. Декарт проинтерпретировал этосоображение как субстанциальность cogito [Абушенко, 2003]. Позжеэта идея нашла свое развитие в трансцендентализме, в особенности в«философии тождества» Ф. Шеллинга [Кузнецов, 1989]. Шеллингтрактуетидентичностькактождественность,аточнее,самотождественность, структур «чистого» мышления, идеального«Я». Идентичность в этом случая представляется как данность, онаочевидна для познающего субъекта.
Таким образом, для этогонаправления философии идентичность осталась «непроблемной»сферой. Актуализация этого вопроса как раз и потребовалапересмотра «доминанты тождества», характерной для классическойфилософии.Х.подчеркивая,Ортега-и-Гассетчтонемецкаякомментируетэтотмомент,трансцендентально-критическаяфилософия представляла активность духа как фиксированную«неподвижность» [Ортега-и-Гассет, 1991]. Идеи в классическойфилософии трактуются как телесные реальности, а сами этиреальности как идентичности.В неклассической философии проблематика идентичностипредставленавтрудахМ.Хайдеггера[Абушенко,2003].Идентичность в его философии трактуется как всеобщность бытия.Всякое сущее, в представлении М.
Хайдеггера, тождественно самомусебе. Одновременно всякое сущее тождественно всякому другомусущему. Этот подход исключает не только различие как иное бытие,12но и изменение. Схожие идеи в понимании идентичности можнонайти у Э. Гуссерля. В его представлении, через трансцендентальнуюредукциюможноперейтиксамотождественному(«чистому»)сознанию как таковому [Melchert, 2006].Впсихологическойтрадицииэтиположениябылисформулированы в представлении идентичности как внутреннейсущности, ядра личности, тесно связанного с ценностно-смысловойсистемой [Юнг, 1994; Франкл, 1990].
Стремление к обретениюидентичности отражает стремление к целостности, интеграциипротивоположностей.Существуеттакжедругаятрактовкаидентичностивклассической философии, принадлежащая Иоанну Дунсу Скоту[Апполонов, 2011]. В его теории каждый объект представляет собойобщую природу и ограничивающую ее «этовость» (haecceitos),определяющуюиндивидуальностьобъекта,егокачественноесвоеобразие. Впоследствии концепция была дополнена понятием«чтойности» М.
Шелера и понималась как раскрытие самости в еесоотнесенности с Другим.Ю. Хабермас связывает эту линию трактовки идентичности сименем Г. Лейбница, который, по его мнению, впервые показал, что«каждая самопрезентирующаяся субъективность сосредоточена насамой себе и представляет мир как целое своим собственнымуникальным способом» [Хабермас, 1992, с. 44]. В дальнейшемстановлениепредставленийопроблемесвязаносанализомсоотнесенности «Я» и «не-Я» у И. Фихте и идеями ответственности ивнутреннего выбора С. Кьеркегора. Отметим, что именно этим идеямобязано сосредоточение внимания подлинности бытия в контекстепроблематики идентичности. К тем же результатам, хотя и иным13путем,приводит«идентичности»традициясДж.понятиемЛокка,связавшаяответственностипонятиечеловеказасовершаемые поступки на основе памяти о них [Абушенко, 2003].Следующим шагом в разработке концепции идентичностиследует считать тезис Д.
Юма о конституировании идентичности неиз самости человека, а «извне», т.е. из общества. В такой трактовкеидентичность поддерживается за счет имени, репутации, славы черезимя, репутацию, славу и т.д., поскольку в представлениях Д. Юма «Я»— это всего лишь «пучок восприятий» и не более того. Фактически вэто время впервые быливыдвинуты тезисы о формированииидентичности в пространстве культуры и общества. Человек в этойтрадиции находит себя через внешнее, вне себя самого, в свойдеятельности и в этом отношении «создает себя» [Melchert, 2006].Данная философская линия отразилась в психосоциальномпониманииличностнойидентичности,согласнокоторомуидентичность – это не столько внутренняя целостность, сколькорезультат согласования, баланса между потенциальной целостностью,личностными смыслами и ценностями общества, представленными втом числе и в признании значимыми Других.НаиболееяркоданнуюпозициюобозначилЭ.Эриксон,определив идентичность как «осознание того, что синтезирование Эгообеспечивается тождеством человека самому себе и непрерывностьюи что стиль идентичности совпадает с тождеством и непрерывностьютогозначения,котороепредставляетсязначимымдругимвнепосредственном окружении» [Эриксон, 1996, с.
59]. Авторраскрывает психосоциальную сущность, выделяя четыре аспекта:сознательноечувствоиндивидуальнойидентичности,бессознательную борьбу за непрерывность личностного характера,14критерий эго синтеза, поддержание внутренней солидарности сидеалами и идентичностью группы.В аналитической традиции сходное содержание отражено впонимании Персоны [Стайн, 2007]. Э. Эриксон интересовался идеямиК.Г. Юнга и развил его представления об отношениях Эго – Персона.В отечественной литературе данная точка зрения поддержана,например, Е.Т. Соколовой, которая определяет самоидентичность как«устойчивопереживаемуютождественностьЯвовремениипространстве; она предполагает аутентичность самовосприятия,высокийуровеньинтеграциичастныхдинамическихипротиворечивых образов Я в единую связанную систему, благодарячему оформляется и сохраняется устойчивым, обобщенным ицелостныминдивидуально-личностноесамоопределение,поддерживаемое и разделяемое общностью значимых других»[Соколова и др., 2001, с.
4].Таким образом сама концепция личностной идентичностиподнимаетпроблемупротивостоянияивозможностисосуществования целостного «Я» и идеалов и требований социума.Эта идея нашла отражение в диалогической философии, в частности вработах М.М. Бахтина, сформулировавшего идею вненаходимостичеловека, согласно которой подлинное Я всегда обнаруживается вточках несовпадения человека с самим собой, в его идентификациях сДругим. Таким образом, две линии, противостоявшие в классическойфилософии дискурсу тождества в понимании идентичности, совпали вХХ в.