Диссертация (1136556), страница 14
Текст из файла (страница 14)
При этом нужно учитывать, чтомы, используя вербальный инструментарий «вторичного интеллекта», пытаемсяописать процессы функционирования «первичного интеллекта» – архаичного,релятивного, магического и слабо доступного для непосредственного изучения.В этом мы видим некоторые ограничения нашей модели.Изложимосновныеположениямоделионтогенезаличностивобращении с жизненными оппозициями:Новорожденныйнеимеетнисобственнойдифференцированнойпсихической структуры, ни тонкой различительной чувствительности кстимулам. С момента рождения у него уже функционирует «системавосприятия» [Фрейд, 2015], но он еще не отделяет себя от мира и не различает«внутреннее»и«внешнее».Длянегосуществуеттольковсеобщее71недифференцированное «мое», в котором смешаны внутренние и внешниестимулы, не определены границы собственного тела и не различены внешниеобъекты. «Функции, впоследствии составляющие эго и сознание, еще неразвиты:нивосприятие(перцепция),нипроизвольныедвижения,ниспособность связывать напряжение с помощью контркатексиса» [Фенихель,2005, с.
56].В момент рождения младенец подвергается разрушительной стимуляции, скоторой он не в состоянии совладать. Удовлетворение потребностей отключаетстимуляцию и позволяет психоиду погрузиться обратно в бессознательное –заснуть. Напряжение и релаксация – это первые оппозиции, с которымисталкивается психика ребенка, и их чередование имеет важное значение дляпоследующего развития сознания. «Первые проблески сознания отражают неразличие между эго и не эго, а скорее различие между большим и меньшимнапряжением» [там же, с. 57].
Голод и жажда, холод и телесный дискомфорт,имеющие определенную продолжительность и периодично возникающие,порождают первую ментальную тенденцию психоида – избавление отнапряжения. «Если любая потребность удовлетворялась бы сразу, представлениео реальности, возможно, никогда бы не возникло» [там же, с. 57]. На данномэтапе психоид еще не может обращаться с сокрушительной стимуляцией, содной стороны, и полной релаксацией, с другой, на которые распадается егосуществование.
Однако, Н. Мак-Вильямс отмечает, что конституциональночувствительные младенцы в момент затопления возбуждением способныотключаться [Мак-Вильямс, 2001], впадая в сон. О. Фенихель указывает, что«направленное» отключение становится доступно только дифференцированномупсихоиду [Фенихель, 2005]. Так или иначе, это переключение из состояниянапряжения в его противоположность (операция исключения оппозиции)является ментальной тенденцией организма и может закрепляться в качестветакого защитного процесса, как изоляция.
Н. Мак-Вильямс указывает, чтосильное преобладание в жизни этого способа справляться с трудностями можетвлиять на сформирование шизоидного типа личности [Мак-Вильямс, 2001].72Сходная операция используется в «отрицании», но в этом механизме защиты несам целостный организм переходит в противоположность (бодрствующий –спящий), а магическим образом исключается тревожащий стимул. В отрицаниификсируется операция превращения в противоположность (но не исключенияоппозиции), потому что дериватом отрицаемого стимула является егоподчеркнутое отсутствие, которое направленно акцентируется эго.
Сильновыраженное отрицание, согласно Н. Мак-Вильямс, может влиять на развитиегипоманиакального типа личности [там же].Постепенно младенец начинает различать «первичный объект» (мать),появление которого избавляет его от чрезмерной стимуляции. И в ситуациивозбуждения он уже ожидает «нечто знакомое», что становится началомдифференциации внешнего мира и основой объектных отношений. «Первоепредставление об объектах должно зарождаться в состоянии голода» [Фенихель,2005, с. 57]. Со временем сами объекты начинают порождать желания, и уребенка появляется «голод по стимулам». О. Фенихель отмечает базовоепротиворечие человеческой жизни: между стремлением к релаксации и голодомпо стимулам.Также ребенок обнаруживает и исследует границы собственного тела.«Благодаря симультанному действию внешних тактильных и внутреннихраздражителей, собственно тело становится обособленным от остального мира,поэтому делается возможным различение самости и не-самости» [там же, с.58].Границы между «мое» и «не мое» еще очень условны.
Но связи между слабоосознаваемыми двигательными ощущениями «внутреннего тела», видимымиглазу хаотическими движениями собственных рук и ног, звуком собственногоплача и появлением первичного объекта (с его «нагруженностью» позитивнымистимулами и готовностью избавить ребенка от негативной стимуляции) ужедостаточно устойчивы для развития комплекса «всемогущества движений». Сутьэтого комплекса в том, что ребенок может «призвать» своими движениями икриком первичный объект с тем, чтобы посредством его избавиться отзатопления возбуждением и превратить его в полную противоположность, т.е.73уснуть.
В дальнейшем фантазии о собственном всемогуществе, подкрепляемыебезотказными появлениями первичного объекта, становятся источником такогозащитного процесса как всемогущий контроль. Таким образом еще диффузныйпсихоидснедифференцированнымсознаниемислабойразличающейспособностью проявляет тенденцию совладания с первичными оппозициямижизни: возбуждением и релаксацией. Это обращение происходит посредствомцелостного организма – о первичном эго еще не идет речь, но именно во«всемогуществе движений» обнаруживаются его зачатки.
Психоид начинаетреализовывать направленноеобращение с оппозициями, для котороговпоследствии консолидируется соответствующая инстанция – Я. Во взросломвозрастефиксированноепереживаниевсемогущегоконтролястановитсяисточником формирования социопатической личности [Мак-Вильямся, 2001].Первичная инкорпорация объектов становится для формирующейсяпсихики первой моделью освоения реальности. Поглощение с последующей«телесной имитацией» объекта ложится в основу первичного восприятия.Зарождающееся сознание условно начинает различать объекты в качестве«плохих»и«хороших».Первыенеобходимовыплюнуть,вторые–инкорпорировать.
Эти операции являются источником последующего развитиязащитных процессов проекции и интроекции. «Интроекция представляет собойпопытку заставить части внешнего мира влиться в эго. Проекция – попыткааннулировать отделение эго от не-эго противоположным образом, переносянеприятные ощущения во внешний мир» [Фенихель, 2005, с. 63]. В проекции иинтроекции граница между «собой» и «миром» для ребенка очень условна.Соответственно,приятныеинеприятныестимулы«распределяются»примитивным эго по обе стороны этой границы – приятное относится к эго, всенеприятное – к внешнему миру.
З. Фрейд называет это стадией «рафинированноприятного эго» [там же, с. 63]. Мы усматриваем в этих процессах операциюполяризации оппозиций. Следует отметить, что ярко выраженные проекция иинтроекция характерны для параноидальной личности [Мак-Вильямс, 2001].74Когда ребенку приходится отказаться от убежденности в собственномвсемогуществе, он начинает верить во всемогущество взрослых и пытаетсяприсоединиться к нему посредством инкорпорации или фантазий о собственнойпоглощенности всемогущим взрослым.
Нарциссическая потребность, илипотребность в самоуважении, основана на «опыте» примитивной психики вуправлении базовыми оппозициями напряжения и разрядки. «Самоуважение –этоосознаниеиндивидомтого,насколькоонблизоккисходномувсемогуществу» [Фенихель, 2005, с. 64]. Согласно идеям О. Фенихеля, детскаяпотребность в любви имеет оральную природу. Она представляет собой не чтоиное, как потребность ребенка быть уверенным, что он всегда можетпосредством любящего взрослого справиться с возникающим голодом и такимобразом поддерживать свое самоуважение. Вероятно, в основе всех этихустремлений (к самоуважению, к одобрению взрослым, к всемогуществу илипринадлежности всемогущей силе) лежит потребность индивида управлятьбазовыми оппозициями, связанными прежде всего с телесным благополучием.В детских фантазиях о всемогущем взрослом берет свое началонарциссическая личность.
Для нее характерны такие защитные процессы какидеализация и обесценивание, направленные на конкретные self-объекты,которыми могут быть другие люди или любые места, вещи и сферы активности,поддерживающиесамоуважениеличности.Идеализируяself-объект,примитивное эго переживает собственную грандиозность, на фоне которой этотобъект блекнет и в конечном итоге обесценивается. В идеализации используетсяприем рафинирования объекта – утверждения значимого свойства как наиболеехарактерного для объекта и операция исключения из объекта любых следовчего-либо противоположного этому свойству.
Нарциссическая личность неспособна переживать, что она достаточно хороша для того, чтобы ее любили илиона сама могла себя уважать. Нарциссическое эго переживается либо какграндиозное, либо как ничтожное. Таким образом, нарциссическая личностьиспользует операцию поляризации, но это поляризация оппозиций Я.75К 2,5-3 годам примитивное эго развивает способность выдерживатьнапряжение оппозиций, и время между стимулами и реакциями увеличивается,так как ребенок осваивает произвольные движения. Вместе с тем, эго развиваетфункцию суждения и овладевает тревогой, что открывает для него возможностивнутренне проживать оппозиции (и разные отношения между ними) в своемпредставлении и воображении и таким образом моделировать события.«Разрядканапряжениязамедляется,склонностькгаллюцинаторномуисполнению желаний сводится к воображению предполагаемых событий, авпоследствии к представлению этих событий в абстрактных символах»[Фенихель, 2005, с.