Диссертация (1136556), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Реконструкция его оппозиций, так же, какоппозицийследующих за ним авторов текстов самопознания, выполнена методом«сгущения» паттернов оппозиций (Е.Б. Старовойтенко). Реконструированныйспособ обращения автора с оппозициями можно назвать «амплификацией Ясубъекта»:•Желание увековечить свое имя возникло во мне слишком рано ßàСлишком поздно я оказался в состоянии выполнить свое намерение.•Пусть ты будешь писателем, — говорил я себе. ßà Но обладаешьли ты таким искусством, чтобы читатели захотели продлить чтение твоихпроизведений?•Пусть твои писания выдержат это испытание ßà Но с годами всенаписанное тобой окажется если не в презрении, то в пренебрежении.•Но пусть даже твои произведения просуществуют годы. Сто?Тысячу? Десять тысяч лет? ßà Все произведения в конечном счете упадут впропасть забвения.•Какое это имеет значение, длится ли существование произведениядесять дней или десять миллионов веков? ßà Все это ничто в сравнении свечностью.45•Ты будешь терзать себя надеждами, дрожать от опасений, подрыватьсвои силы трудами и упускать все прелести жизни.
ßà Однако, и Цезарь, иАлександр, и Ганнибал, и Сципион, и Курций, и Герострат, идя на величайшиемучения, всему предпочитали эту надежду.•Если душа бессмертна, к чему ей пустой блеск имени? И в чемпоможет имя, если душе суждено исчезнуть? ßà Я горел этим желаниемдобиться славы, я поддерживал в себе эту безрассудную страсть.В континууме этих насыщенных чувством мыслительных действий соппозициями Кардано наращивает силу «Я» в его желании творить и достичьвыдающихся результатов. Череда противопоставлений желаемого и реальногоамплифицирует «Я».
В этом приеме обращения автора с оппозициямипрослеживается его восхождение от безвестности к великим именам, отпроблемы «читаемости» собственных произведений к предчувствию вечности ихсуществования, от дерзкого желания быть известным людям к страсти повечности собственного имени. Осознанные и артикулированные в уникальномжизненномконтекстепротивоположностиусиливаются,резчепротивопоставляются, заставляя Я глубже осознать себя и сделать достойныйвыбор между оппозициями. Вероятно, текст «О моей жизни», который долженбыл увековечить имя Кардано, не стал известен достаточно широко.
Но, так илииначе, Кардано принадлежат известные изобретения в математике, технике икриптографии.С течением культурного времени, самопознание в оппозициях начинаетвскрывать все более сложные и множественные коллизии жизни автора. Ониохватывают множество сфер его жизни и открываются в тщательномнаблюдении за собой, в эмоциональном проживании значимых ситуаций, врефлексии и в мыслительном оперировании знанием о человеческой жизни как«чреватой противоположностями».
В текстах самопознания появляются «Я»,знающее о своих неразрешающихся противоречиях и «Я», осознанно держащеенапряженную дистанцию между оппозициями и приобретающее в данном46напряжении творческую силу. Эти ипостаси «Я» хорошо выражены врефлексивных текстах Н. Бердяева и С. Дали.Приведемфрагментыгерменевтическойреконструкцииоппозицийсамопознания Н.
Бердяева, выполненные языком оригинального текста[Бердяев, 2008]:•Когда пробудилось мое сознание, я сознал глубокое отталкивание отобыденности. ßà Я не только выхожу из себя к миру мысли, но выхожу и кмиру социальному.•Я не любил социальной стороны жизни. ßà И всегда в неевмешивался.•Страдание людей, даже мне не близких, я переживал болезненно.ßà Я мало помогал страдающим людям.•С детства я жил в своем особом мире.ßà Меня постояннововлекал в себя мир внешний.•Мир окружающих казался мне не моим.
ßà Я всегда старалсяпритвориться, что я такой же как другие люди.•У меня было чувство собственной неприспособленности к миру.ßà Но в мире я слыл «почтенным человеком».•В «практической» стороне жизни я всегда чувствовал себябеспомощным. ßà Я не считаю себя застенчивым человеком и всегда говорю идействую уверенно.•В обыденной жизни я был скорее робок, неумел, несамоуверен. ßàЯ был мужествен и храбр в идейной борьбе.•Мое «Я» переживает себя как пересечение двух миров. ßà «Сеймир» переживается как не подлинный, не первичный и не окончательный.ßà Есть «мир иной» более реальный и более подлинный.•ßà УДля меня мечта в каком-то смысле реальнее действительности.менядействительности.всегдабылооченьреалистическое, трезвоечувство47•У меня была брезгливость ко всему, связанному с плотью мира,материей.
ßà Я старался это преодолеть, но мало успевал.•Уменябылдовольносильныйорганизм. ßà Нобыловнутреннее отталкивание от любых физических функций организма.•жизненнойУменябылсильныйсилы, переливающаяжизненныйчерезинстинкт, напряженностькрай. ßà Янелюбилтакназываемой «естественной жизни».ОппозициижизниврефлексииН.Бердяевамножественны,взаимоисключают друг друга. Они позволяют автору осмыслить своеиндивидуальное «Я» в огромном жизненном контексте и самоопределиться внем в качестве носителя конкретных противоположных свойств, субъекталичного отношения к «непримиримым» Я-оппозициям, философа, владеющегознанием о противоречиях человеческого бытия.ДляСальвадораДалихарактеренприемусиления,возвышениятворческого «Я» посредством рефлексии множества «подвешенных» оппозицийжизни [Дали, 2012].
Приведем выдержки из реконструкции способа его«субъектного обращения с оппозициями», выполненной на материале текста«Дневник одного гения» [Старовойтенко, Исаева, 2016]11:•Испокон веков люди одержимы манией постигнуть форму и свестиее к элементарным геометрическим объектам. ßà И только Дали, поддавшисьнеповторимой магии носорога, нашел наконец истину.•«Кружевница»всегдасчиталаськартиной,исполненнойбезмятежного покоя. ßà Для меня она исполнена какой-то неистовойэстетической силы, как недавно открытый антипротон.•Я ощущаю приближение совершенства. ßà Оно все ещебесконечно далеко, как и все, что приближается.11Герменевтическое исследование отношения личности к жизненным оппозициям наматериалах дневника С.
Дали выполнено в 2016 году совместно с Е.Б. Старовойтенко48•Я должен сосредоточиться и сегодня же закончить начатыйфрагмент картины. ßà Мне приходится стойко обороняться, чтобы не пуститьобраз «бала Бейстегуи» в вязкий поток моих грез.•Мне казалось, что я весь покрылся чешуей и превратился в рыбу.ßà Это был мой опасный способ отождествиться с Христом, которого я тогдаписал.•Только бы мне избавиться от этой робости и начать писать безстраха! ßà Я стремлюсь к тому, чтобы каждым своим мазком добиватьсяАбсолюта.•Целый час прописанный мною фрагмент картины поражал неземнойкрасотой.
ßà Потом он просох, и все покрылось пятнами, потемнело,приобретя грязно-желтый цвет амбры.•Я нарисовал шесть ангельских ликов неземной красоты. ßà Я отних совершенно обессилен и разбит.•Когда я работал над картиной, мне хотелось овладеть недоступнымивершинами мастерства, постигнуть саму суть, квинтэссенцию одухотворенности.ßà Результат оказался просто катастрофический.С. Дали рефлексивно дробит свое творчески-эстетическое отношение наследующие оппозиции: идеалы красоты для других и идеалы красоты для меня;моя близость в идеалу и недостижимость идеала; стереотипная красота и моеперсональное видение красоты; творческий полет в процессе деятельности икатастрофическое падение в результате; сознательная активность эстетическогоотношения и затапливающая эго глубинная активность; интенсивная фантазия ирефлексия опасностей фантазирования; душевная отданность эстетическомупроцессу и физическая изможденность от него.
Дали не разрешает противоречиймежду оппозициями, наоборот, его рефлексивная активность направлена нанепрерывный поиск оппозиций и предельное заострение их противостояния.Напряжение множественных значимых оппозиций Дали создает невероятныймасштаб, предельную интенсивность и полипредметность этого отношения.Гениальное «Я» способно удержать в фокусе сознания и выдержать все49порождаемые им оппозиции творчества, что превращает его результаты вкрупные культурные события.В целом, культурогенез субъекта обращения с оппозициями включаетряд следующих моментов.-Движениесубъектаотнеразличенияоппозицийквыборуединственной (либо одно, либо противоположное ему), к паритетности,единовременности и последующей гармонизации оппозиций.-Появление и развитие Я, помещенного в пространство оппозиций.Благодаря этому у Я появляется возможность влиять на оппозиции, подвергатьсяих воздействиям и предпринимать действия в отношении них.