Диссертация (1136514), страница 34
Текст из файла (страница 34)
Среди крупнейшихпообъемамимпортныхпродуктов,снижениепошлиннакоторыепредусматривает соглашение по ТТП – продукты нефтепереработки, в т.ч.бензин (объем импорта в 2014 г. - 381 млн. долл. США) и автомобили (290млн. долл.)319.Для Новой Зеландии – небольшой страны (население около 4,5 млн.человек) наибольшую заинтересованность будет представлять либерализациясельскохозяйственного рынка. Среди крупнейших по объемам поставокнаименований экспорта Новой Зеландии – молоко (7,7 млрд.
долл.), мясомелкого рогатого скота (2,57 млрд. долл.), масло (2,22 млрд. долл.),необработанная древесина (1,87 млрд. долл.) и говядина (1,81 млрд.), при316Глава коллегии ЕЭК: Сингапур заинтересован в создании ЗСТ с ЕАЭС // Информационное АгентствоТАСС. 16 июня, 2016 г. Режим доступа: http://tass.ru/pmef-2016/article/3369068Дата обращения: (20.06.2016)317Brunei Economic Data // Observatory of Economic Statistics. Режим доступа:http://atlas.media.mit.edu/en/profile/country/brn/Дата обращения: (20.06.2016)318Ibid.319Ibid.163этом в сумме только эти пять первых наименований составляют почти 40%всего экспорта страны (в 2014 г.
составил 42 млрд. долл.) 320 . При этомВеллингтон в наибольшей степени был заинтересован в сокращениитарифных и иных мер поддержки сельскохозяйственной отрасли, вособенности мясомолочной продукции ввиду сравнительно более низкой (посравнению с ведущими конкурентами – Канадой, Австралией и США)себестомиостью производства. Несмотря на то, что итоговое соглашение поТТП вобрало в себя большое количество особых условий для аграриев рядастран, включающие как меры защиты национального производителя, так исубсидионные и иные формы его поддержки, итоговое соглашение оказалосьдля Новой Зеландии скорее выгодным321.Последние расчеты макроэкономического влияния ТТП на государстваАТР подтверждают, что распределение позитивных и негативных эффектовот вступления его в силу будут неравномерны:График 7. Потенциальный рост ВВП в странах АТР при условиивступления в силу соглашения по ТТПИсточник: Всемирный Банк, 2016Главными бенефициарами соглашения с точки зрения прироста ВВПдолжны были стать Вьетнам и Малайзия: экономика первого в течениепоследующих 15 лет могла вырасти на 10% (дополнительный прирост в320New Zealand Economic Data // Observatory of Economic Statistics.
Режим доступа:http://atlas.media.mit.edu/en/profile/country/nzl/Дата обращения: (20.06.2016)321Ibid.164среднем на 0,75% в год), малазийская же экономика может датьдополнительных 8% (в среднем ок. 0,5% в год)322. И Вьетнам, и Малайзияявляли собой во многом схожие экономические модели: развивающиесяэкспортно-ориентированные экономики с недорогой (даже по меркам Азии)рабочей силой, наращивающие промышленную базу за счет привлечениявнешних инвестиций и размещения иностранных (в основном западных)производств.Однако, хотя количественно Вьетнам и Малайзия могли выигратьбольше всего, качество их роста в долгосрочной перспективе, по-видимому,должно было снизиться.
Правила ТТП ориентированы (в еще большейстепени, чем ВТО) на закрепление государств в международной системеразделения труда с достаточно «негибкой» спецификацией. Например, одналишь глава по защите прав интеллектуальной собственности (одна из самыхбольшихиузкорегламентированных)существенноограничиваетвозможности трансфера технологий из развитых стран (во многом«дырявые» и не имеющие эффективных институтов контроля и принужденияправила ВТО создавали достаточно мягкий режим для импортированиятехнологий развивающимися странами, прежде всего Китаем)323.
Наужесточение написанных в Вашингтоне правил, особенно в интересующихего сферах, ориентированы и предусматриваемые соглашением по ТТПправила разрешения споров324.Наибольший удар по возможностям усиления конкурентоспособностиразвивающихся стран в высокотехнологичных областях могут нанестиправила регулирования деятельности государственных монополий 325 . Так,правила ТТП запрещают предоставление некоммерческой помощи такимпредприятиям. Под «некоммерческой помощью» при этом подразумевается322Potential Macroeconomic Implications of the Trans-Pacific Partnership // World Bank Global EconomicPropsects, January 2016, pp.
227-228.323Ianchovichina E., Martin W. Trade Liberalization in China's Accession to WTO // Journal of EconomicIntegration. Vol. 16, No. 4 (December 2001), pp. 421-445.324TPP Full Text Chapter 28 // United States Trade Representative Office. Режим доступа: https://ustr.gov/tradeagreements/free-trade-agreements/trans-pacific-partnership/tpp-full-textДата обращения: (20.06.2016)325TPP Full Text Chapter 17 // United States Trade Representative Office. Режим доступа: https://ustr.gov/tradeagreements/free-trade-agreements/trans-pacific-partnership/tpp-full-textДата обращения: (20.06.2016)165выдача грантов, прощение долгов, выдача кредитов на более льготныхусловиях, чем для частных предприятий и т.д.
Т.е. те традиционные мерыподдержки, которые используются развивающимися государствами длясоздания стратегических предприятий, способных эффективно выдерживатьконкуренцию на международном рынке, в том числе в высокотехнологичныхобластях. Между тем именно создание и поддержка таких стратегическихпредприятий является одним из ключевых инструментов повышениямеждународной конкурентоспособности развивающихся государств326.Всоглашениитакжеуказывается,чтоприосуществлениикоммерческой деятельности государственные компании должны действоватьисходя из коммерческих соображений.
Под термином «коммерческиесоображения» в соглашении понимаются «цена, качество, транспортировка,доступность, конкурентоспособность и другие условия покупки илипродажи; или прочие факторы, которые принимаются во внимание вкоммерческой деятельности частных компаний» 327 . При этом соглашениефактически напрямую запрещает использование государственных монополийв некоммерческих, то есть политических целях, читай – в качествеинструмента внешней политики государств-владельцев. Несмотря на то, чтов самих США внешнеэкономическая деятельность все активнее становитсяна службу американским национальным интересам, а крупным американскимкомпаниямвнекоторыхслучаяхпредлагаетсяигратьрольвнешнеполитических агентов.ПравилаТТПтакжесущественноограничиваютвозможностигосударственной поддержки экспорта, как путем прямых бюджетныхсубсидий, так и на внебюджетной основе.
Между тем, международнаяконкуренция, особенно в высокотехнологичной сфере как раз все в большейстепенихарактеризуетсяпрактикой326See:«стратегическойторговли»328-Hart J., Aseem P. Strategic Trade and Investment Policies: Implications for the Study of InternationalPolitical Economy // International Political Economy: Perspectives on Global Power and Wealth. Boston:Bedford/St. Martin's. 2000327Ibid.328See: OatleyT.International Political Economy: Interests and Institutions in the Global Economy. Longman. 2008.166активизацией различных форм государственной поддержки компанийлидеров, которые не способны конкурировать с крупными и обладающимипревосходящимиресурсамизападнымиТНК.Этоймодельюхарактеризовалось и становление до сих пор сохраняющей экспортнуюориентацию Японии, занявшей одни из лидирующих позиций в мировойэкономике в 80-е гг 329 .
нормы ТТП ориентированы на ослабление такойгосударственно-монополистической модели развития. Несмотря на то, чтоСША и сами проявляют тенденцию к использованию таких инструментовповышениясобственнойконкурентоспособности.Такимобразом,предложенная для Вьетнама, Малайзии, других развивающихся странрегиона парадигма развития в рамках ТТП, хотя и влечет за собой немалыйпотенциал роста, однако в долгосрочной перспективе может зафиксироватьэти страны в ловушке группы государств со средними доходами и узкойспециализацией в системе международного разделения труда.Среди проигравших от заключения соглашения также окажутсяближайшие союзники США в регионе. Так, потенциальным проигравшимможет стать Таиланд, главным образом опять же из-за схожести егоэкономической модели с экспортно-ориентированными моделями егососедей по региону (и партнеров по АСЕАН): Вьетнама и Малайзии.
Данныестраны конкурируют за размещение у себя элементов производственныхцепочек американских ТНК и доступ на западные рынки, что автоматическиозначает потерю Таиландом относительной конкурентоспособности в случаесоздания более благоприятного режима торговли для его соседей. При этом,даже при том, что Таиланд может понести наибольшие потери от вступленияТТП в силу, негативный эффект заключения соглашения фактически будетнезначительным: всего около 1% ВВП до 2030 г330.Незначительный негативный эффект на динамику ВВП окажетзаключение соглашения по ТТП и на экономики двух других важных329Stubbs R.