Диссертация (1136483), страница 15
Текст из файла (страница 15)
ТакженепользователисоставляютполовинуэлекторатаЛДПРиСправедливой России. Что касается «Единой России», то для неёиспользование Интернета не является переменной, обуславливающейэлекторальную структуру: за партию власти проголосовали бы впримерно равной пропорции и пользователи и непользователи Рунета.Что касается активных Интернет-пользователей, то они преобладают вэлекторате партий «Яблоко» и «Патриоты России», но статистическинизкий уровень электоральной поддержки этих партий ограничиваетвозможность делать репрезентативные заключения.94Таблица № 6. Частота использования Интернета и голосование запартии [218].За какую из следующих партий Вы бы, скорее всего, проголосовали на выборах вГосударственную Думу России, если бы они состоялись с ближайшеевоскресенье? (опрос в апреле 2012 г.)ЧастотаиспользованияИнтернетаежедневно/практическиежедневноКПРФЛДПР6,40%иногданикогдаВсегоПатриотыРоссииСР7,00%5,60%1,30%ЕР59,20%0,50%24,10%33,90%38,60%61,50%47,80%33,30%8,80%7,40%16,40%68,50%14,00%15,00%9,60%51,20%7,40%11,40%6,50%50,00%0,70%7,70%0,60%30,80%50,70%9,10%48,30%43,10%2,20%33,30%0,40%33,30%11,40%8,90%6,20%0,90%53,20%0,60%100,00%100,00%100,00%100,00%Не стал быучаствоватьЯблоко100,00%20,00%46,60%16,20%8,40%17,50%45,00%18,40%100,00%100,00%Какие можно сделать выводы из анализа электоральныхпредпочтений?Преждевсего,очевидныразличиямеждуэлекторальными предпочтениями пользователей и непользователей.Во-вторых,данныеиспользованияразличияглобальнойсети:актуализируютсяразличиявчастотойэлекторальныхпредпочтениях значительны только между активными пользователямии непользователями.
В-третьих, можно сделать предположение о том,что различия в голосовании за ту или иную партию или кандидата несвязанысусилиямиполитическихакторовпомобилизацииэлектората. Значительной разницы между оценкой предвыборнойагитации разных партий между пользователями и непользователямипрактически нет (см. приложение, таблицу 4). В-четвертых, можнопредполагать, что традиционно высоким остаётся уровень поддержкисо стороны Интернет-пользователей по отношению к политическимсилам, позиционирующим свою принадлежность к демократическомусегментуполитическогоспектра.Даннаягипотезабудетстатистически проверена в эмпирической части исследования.95Таким образом, можно сделать вывод о том, что применительнок измерению «пользователи-политические институты» Рунет серьезноограничен в возможностях воздействовать на политический процесс:а) условиями цифрового неравенства; б) узостью политизированногосегмента и отсутствием интереса к политике у большинствапользователей; в) недостаточной развитостью Рунета в качествеисточникаполитическойинформации;эксклюзивностьюРунета,демографическимихарактеристикамиг)элитарностьюобусловленнойиисоциальноэлекторальнымипредпочтениями аудитории.Рунет является одним из лидеров среди национальныхсегментовИнтернетагоризонтальнойпообеспечениюкоммуникациимеждувозможностейдляпользователями,чтовыражаются в распространённости социальных сетей.
Подавляющеебольшинство российских пользователей Интернета зарегистрированыв социальных сетях. Если в 2010 году социальными сетямипользовались 52% населения страны, то в 2012 этот показатель выросдо 82% [77]. При этом социальные сети в России пользуются гораздобольшей популярностью по сравнению с другими странами мира. Поданным ComScore наапрель2012года,российскиеИнтернет-пользователи проводят в социальных сетях 12,8 часов в месяц,что является самым высоким показателем в мире, а пользуетсясоциальными сетями 99,7% суточной аудитории Рунета.
Социальныесети занимают более половины времени, проводимого в Рунете. ПриэтомувеличиваетсядоляпользователейглобальныхигроковИнтернет-рынка: в период с 2010 по 2012 году процент пользователей96Facebook вырос с 5 до 18% от общего числа пользователейсоциальных сетей, а Twitter с 2 до 9% [77].Что касается блогосферы, как отмечается в этом же докладе,видна тенденция падения популярности таких блогохостингов, какLivejournal и Liveinternet (их аудитория суммарно сократилась с 9 до5%). Данная тенденция не обязательно указывает на снижение ролиблогов, но может говорить о том, что они профессионализируются.Массовая аудитория перестаёт вести личные журналы и уходит всоциальные сети и Twitter, но при этом активно формируетсяпрослойка профессиональных блогеров, чьи журналы и по контенту, ипо размеру аудитории становятся все больше похожи на крупныеИнтернет-СМИ.
Эта тенденция касается, прежде всего, сервисаблогов Livejournal (живой журнал). Живой журнал используют нетолько как приватный или публичный дневник, но и как средствосоциализации, способ получения информации и новостей, способприобретения новых друзей, место дискуссий и создания совместныхпроектов [50]. В этом контексте стоит отметить и то, что в последнеевремя материалы из блогов все чаще становятся информационнымиповодами не только для Интернет-СМИ, но и для традиционныхмедиа. Если два года назад, цитирование политизированных записей вблогах на федеральном ТВ было редкостью, то сейчас становитсяобычной практикой.Исследование «Публичный дискурс в российской блогосфере:анализ политики и мобилизации в Рунете», проведённое ЦентромБеркмана, позволило выявить ряд важных особенностей российскойблогосферы [71]. Авторы исследования констатируют, что в отличиеот зарубежных, блогеры Рунета отдают предпочтение платформам,включающим в себя функции социальных сетей.
Русскоязычная97блогосфера в целом сильно сегментирована, однако существуетосновное «дискуссионное ядро», содержащее в себе большинствообсуждений на политические и общественные темы. В основном этоядро состоит из блогов, базирующихся на платформе «Живогожурнала». Русскоязычная блогосфера остаётся пространством взначительной степени свободным от государственного контроля.Проправительственные блогеры пока не занимают особо значимогоместа.
И, несмотря на начальный этап развития российскойблогосферы, в ней наблюдаются свидетельства политической исоциальной мобилизации со стороны политических акторов.«Новостная диета русскоязычных блогеров более независима,интернациональна и оппозиционна, чем «меню» пользователейрусскоязычного интернета в целом, и это отличие ещё болеевыражено по сравнению с теми, кто не пользуется Интернетомвообще, а получает информацию в первую очередь из федеральныхтелевизионных каналов, контролируемых государством» - говорится висследовании [71, с.5].
Для целей данного исследования этот тезиспозволяет поддерживать гипотезу о том, что активное использованиесоциальных сетей должно соответствовать более высокому уровнюнеконвенционального политического участия.Отдельно стоит сказать про феномен видеохостингов. Наданный момент наиболее часто цитируемым сайтом-видеохостингомдля пользователей остаётся Youtube (www.youtube.com).
В условияхограниченной свободы видеоконтента на федеральных телевизионныхканалах,источникомвидеохостингистановятсявидеокартинки,общественно-политическойоченьотражающейжизни.Ввостребованнымключевыеосновномсобытияполитическиевидеоролики посвящены проблемам коррупции и гласности, а также98являются ответной реакцией на злоупотребления властью со стороныэлиты, правительства и милиции.
Например, планку самой высокойпопулярности держат ролики с обращением майора милиции АлексеяДымовского, с широко известной телевизионной дискуссией осостояния демократии в России рок-певца Юрия Шевчука и премьерминистра Владимира Путина, ролики, связанные с делом Магнитскогои т.д.Результаты исследования «Анализ политической активности врусскоязычной блогосфере», осуществлённого по заказу Институтаобщественного проектирования и журнала «Эксперт», выявили, что косени 2012 года в российской блогосфере насчитывалось около200 000 политически активных блогеров, то есть авторов, пишущих наполитические темы [76].
Примечательно, что в начале исследования,весной 2011-го, их было почти на порядок меньше — около 40 000.Лавинообразный рост произошёл с октября-ноября 2011-го по май2012 года, на фоне всплеска протестной активности. С одной стороны,в блогосфере имеется небольшое число сверхпопулярных блогеров —на 5% блогов приходится 80% комментариев. С другой стороны,присутствует небольшое число сверхкоммуникабельных блогеров –16% авторов формируют почти 80% связей комментирования. Приэтом генерация контента в политическом Рунете происходит оченьактивно: на одного блогера приходится в среднем полтора сообщениявсутки.Однакоподдержаниетакойактивностиопираетсяпреимущественно на комментирование материалов, опубликованныхв оффлайн и онлайн-СМИ.
При этом используются достаточноограниченное количество новостных источников — около 150новостных ресурсов или сайтов, связанных с политикой. Чаще всегоисточникамидляполитическойблогосферыявляютсягазета99«Комсомольская правда», агентство «РИА Новости», радио «ЭхоМосквы» и Интернет-издание «Лента.Ру» [76].Развитие блогосферы и социальных сетей является также однимиз главных факторов для дальнейшего развития гражданскойактивности в России, прежде всего протестной. Высказываетсямнение, что российский электорат разделился на ТВ-людей иИнтернет-людей [37]. «Партия Интернета» малочисленнее, нополитически активнее.
При этом «партия Интернета» поддерживаетоппозиционно настроенные силы, которые в свою очередь не могуткоммуницировать с широкими массами, так как они относятся к«партии телевизора». Представители «двух партий» таким образом,живут в разных информационных средах, независимо от её охвата,формыилисодержания.НовлияниеИнтернетаэтимнеограничивается. Действия людей в Интернете и их реальноеповедение все более расходятся по самым разным параметрам:взгляду на мир, типу поведения и социальной организации, степенидоверия и взаимопонимания. Наиболее существенно, это видно сточки зрения неконвенционального политического участия. Рунетстановится каналом политической мобилизации, наиболее успешноосуществляемой именно с точки зрения привлечения протестнонастроенных граждан.
Именно Рунет дал толчок многим гражданскиминициативам, которые уже выходят из виртуального пространства вжизнь, вызывая реакцию властей на многие проблемы, заставляя ихприслушатьсякобщественномумнению.Вчастности,всевозрастающий протест самых разных групп и слоёв населения,вызывает деятельность судебной и правоохранительной систем. Ивласти вынуждены реагировать на сигналы, идущие, в том числе, изблогосферы.100Достаточноширокийразмахполучаютразнообразныенеформальные формы низовой самоорганизации, особенно движенияодного требования. Речь идёт о движениях автомобилистов, экологов,дольщиков жилищных пирамид и обманутых пайщиков, защитниковархитектурного наследия, которые, с одной стороны, спонтанны, а сдругой, организованны и эффективны.