B.C. Автономов, О.И. Ананьин, С.А. Афонцев и др. - История экономических учений (PDF) (1128914), страница 32
Текст из файла (страница 32)
В экономической истории стран, с которыми его связали перипетии судьбы, Лист черпал аргументы при создании доктрины, которую он противопоставил торжествовавшей классической «космополитической экономии». Предлагая простую схему пятистадийного экономического развития наций от пастушеского до «торгово-мануфактурно-земледельческого» состояния, Лист делал из «уроков истории» вывод, что только для стран, стоящих на равной ступени, может быть взаимовыгодна свобода торгошш. Размышляя над экономической гегемонией Англии, Лист заключал, что, создав свое коммерческое и промышленное величие благодаря сгрогому протекционизму, англичане нарочито стали вводить в заблуждение другие нации доктриной фритредерства, поскольку при свободе обмена между торгово-мануфактурно-земледельческой и чисто земледельческой нациями вторая обрекает себя на экономическую отсталость и политическую несостоятельность (примеры Польши и Португалии).
Переход к «торгово-мануфактур- но-земледельческой» стадии не может совершиться сам по себе посредством свободы обмена, так же как не может совершиться в отсутствие национального единства (здесь яркими примерами для Листа были судьбы итальянцев, ганзейцев и голландцев). «Софизму» фритредерства Лист противопоставил идею «воспитательного лротекционизм໠— таможенной зашиты молодых отраслей национальной промышленности, пока они не достигнут уровня международной конкурентоспособности. Вокруг этой идеи Лист очертил свою «национальную систему политической экономии» рядом противопоставлении классической школе. 1.
Охарактеризовав систему А. Смита как «политэкономию меновых пенностей», Лист противопоставил ей политэкономию «нацн- 141 опальных производительных сил», придав весьма широкое толкование понятию «производительные сильш, введенному в оборот французскимм статистиком Шарлем Дюпеном («Производительигие и торговые силы Фриииии», 1827). По Листу„производительные силы — зто способность создавать богатство нации. «Причины богатства суть нечто совершенно другое, нежели само богатство», и первые «бесконечно важнее» второго. В состав производительных сил Лист включал различные институты, способствующие зкономическому разнитию — от христианства и единоженства до почты и полиции безопасности.
Учение Смита о непроизводительном труде и ограничение предмета исследований лишь материальным богатствам и меновыми ценностями Лист счел непониманием сущности произнодительных сил. Он указывал, что можно написать целую книгу о благодетельном влиянии института майората на развитие производительных сил английской нации, а с другой стороны, отмечал гибельное влияние на промышленность Испании, Португалии и Франции идеи, чтодля дворянства предосудительны занятия торгонлей и промыслами.
2. Учению о разделении труда и принципу сравнительных преимуществ Лист противопоставил концепцию национальной ассоциации производительных сил, подчеркнув приоритет внутреннего рынка над внешним и преимущества сочетания фабрично-заводской промышленности с земледелием. Земледельческую нацию Лист сравнил с одноруким челонеком, и как пример близорукости Смита и Сэя приводил их мнение, что Соединенные Штаты «подобно Польше» предназначены для земледелия. Пропагандируя германскую железнодорожную систему, Лист указывал, что национальная система путей сообщения является необходимым условием полного развития мануфактурной промышленности, расширяя на все пространство государства оборот минеральных ресурсов и готовой продукции и обеспечивая тем самым постоянство сбыта и сложение внутреннего рынка. Неизбежное при протекционной системе повышение цен, по мнению Листа, с выигрышем компенсируется за счет расширения рынков сбыта; благодаря ассоциации национальных производительных сил земледельцы гораздо более выигрывают от расширения рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, чем теряют от увеличения цен на промышленные товары.
При «десятерной» полезности развития и удержания за собой внутреннего рынка сравнительно с поисками богатств нне страны, подчеркивал Лист, и во внешней торговле достичь большего значения может та нация, которая довела фабрично-заводскую промышленность до степени высшего развития. Земледельческая же страна не 142 ~ опько не может получать из-за моря достаточного количества продуктов потребления, орудий производства и возбуждающих средств к деятельности, но и «разрывается«внешней торговлей на приморские и приречные местности, заинтересованные в спекулятивном экспорте продуктов земледелия, н внутренние области страны, оказывавшиеся в небрежении.
3. С точки зрения ассоциации национальных производительных сил Лист трактовал категорию земельной ренты. Различия в естественном плодородии земель он считал несущественным фактором, а местоположение — решающим: «Рента и ценность земли везде увеличиваются пропорционально близости земельной собственности к городу, пропорционально населен ности последнего и развитию в нем Фабрично-заводской промышленности«. Лист обобщил опыт Франции и Англии в том, что касается институциональных аспектов земельной ренты.
Во Франции в эпоху расцвета абсолютизма рядом со столицей, которая превосходила и умственными силами и блеском все города Европейского континента, земледелие делало лишь слабые успехи, и в провинции сказывался недостаток промышленного и умственного развития. Это происходило потому, что дворянство, владевшее поземельной собственностью, не обладало политическим влиянием и правами, кроме права служить при дворе, и устремлялось ко двору, к прихотливой' столичной жизни. Таким образом, провинция теряла все те средства прогресса, которые могло доставить расходование земельной ренты; все силы отнимала столица. Напротив, там, где «дворянство, владеющее земельной собственностью, приобретает независимость по отношению ко двору и влияние на законодательство и администрацию; по мере того, как представительная система и административная организация распространяют на города и провинцию право самоуправления и участия в законодательстве и администрации страны...
с болыним удовольствием дворянство и образованный зажиточный средний класс остаются на тех местах, откуда они извлекают доходы, и расходование земельной ренты оказывает влияние на развитие умственных сил и социальный строй, на успехи сельского хозяйства и развитие в провинции отраслей промышленности». Это относится к Аншши, где землевладельцы, живя большую часть года в имениях, затрачивают известную долю дохода на улучшение качества своих земель и своим потреблением поддерживают соседние фабрики. 4. Отвергнув фритредерство, Лист развернул критику экономического индивидуализма, Он писал, что формула 4а1ззег Гагате» столько же на руку грабителям и плутам, сколь и купцам. «Купец может достигать своих целей, заключающихся в приобретении ценностей путем обмена, даже в ущерб земледельцам и мануфактуристам, наперекор производительным силам и не щадя независимости и самостоятельности нации. Ему безразлично, да и характер его операций и его стремлений не позволяет ему заботиться о том, какое влияние оказывают ввозимые или вьвозимые им товары на нравственность„благосостояние и могущество страны.
Он ввозит как яды, так и лекарстэ ва. Он доводит до изнурения целые нации, ввозя опиум и водкуь . 5. Лист взял под защиту меркантилистов, заслугой которых считал осознание важности фабрично-заводской промышленности для земледелия, торговли и мореходства; понимание значения протекционизма и отстаивание национальных интересов. Вместе с тем в противовес меркантилизму Лист утверждал, что: — протекционизм оправдан лишь в качестве «воспитательногоь для выравнивания уровней зкономического развития стран; — нация, достигшая уровня перворазрядной промышленно-торговой державы, должна перейти к свободе торговли; — фабрично-заводская промышленность не должна развиваться за счет земледелия; — таможенное покровительство не должно распространяться на сельское хозяйство.
Лист указывал, что систему воспитательного протекционизма может с успехом применить лишь держава с умеренным климатом, достаточно обширной территорией с разнообразными ресурсами и значительным населением, обладающая устьями своих рек (а следовательно, выходами из своих морей). Островная изолированность обеспечила Англии решающие преимущества перед континентальной Европой в развитии установлений, бла~оприя~ствующих росту свободы, духа предприимчивости и производительных сил нации,— спокойное введение реформации и плодотворная для хозяйства секуляризация, отсутствие военных вторжений и ненужность постоя иной армии, раннее развитие последовательной таможенной системы, извлечение нз континентальных войн огромных выгод для себя '. Противоположным примером была Польша.
Лист типизировал ее историю, во-пераых, как судьбу страны, «которая не соприкасается с морями, которая не имеет ни торгового, ни военного флота, или у которой устья рек не находятся в ее властигч и она ьв своей внешней торговле стоит в зависимости отдругнх наций, причем господство иностранцев на приморском рынке угрожает как зкономи- 'Лист Ф. Национальная система политической зкономии.