Том 1 (1128361), страница 72
Текст из файла (страница 72)
Процесс забывания начинается сразу же после поступления информации. Накопленная информация может также активно «стираться» или вытесняться другой, поступиншей чуть позже (табл. 6.1, рис. 6.26). Экспериментальные данные, свидетельствующие о существовании сенсорной памяти («эхоическоВ> — длв слуховых„ссихонической» вЂ” для зрительных стимулов), получены в основном ори изучении зрения. Если испытуемому в течение очень короткого периода (например, 50 мс) предъявлять большое количество стимулов (например, |2 букв), то в первые 0,5 | с после этого он часто мажет вспомнить примерно 80% их в виде зрительных «после- образов».
Уже через несколько секунд уровень воспроизведения сннжветсн ло 20%. Опыты с предъявленном последовательных сигналов показали, что наряду с пассивным «ус всаннем» информации существует н процесс ее ак гивного вытеснения новыми сигналами. Этв н другие факты предполагают наличие в первичных сенсорных системах (включея первичные проекционные зоны коры) емкого хранилища, удерживающего сенсорные впечатления в течение нескольких секунд Лля нх кодирования, извлечения их важных параметров, в также активации систем сосредоточения внимания. Передача информации нз весьма непродолжительной сенсорной памяти в более стойкую может происходить двумя путями.
Один из них — вербальное кодирование сенсорных сигналов; как показывают эксперименты, это наиболее свойственно взрослым людям. Второй, невербальный путь, о котором в настоящее время изнестно мало, по-видимому, используется маленькими детьми и животными, а кроме того, служит для запоминания информации, которую трудно илн невозможно выразить словами. Первичная память (см. табл. 6.1) отвечает за временное храпение вербально кодированной ивврормацив. Емкость ее меньше, чем у сенсорной. Информация в первичной памяти накапливается в порядке ее поступления, а забывание происходит в рш>ультате «вытеснению> старых сведений новыми.
Поскольку обработка сигналов в мозгу происходит непрерывно, средняя длительность их пребывания в первичной памяти невелика — несколько секунд. Эта память соответствует кратковременной (см. выше). Информация, яв закодированная вербально, в ней ие накапливается: она переходит из сенсорной памяти во вторичную (см. ниже) либо непосредственно, либо через особую промежуточную стадию хране- Передача данных из первичной памяти в более устойчивую вторичную облегчается практиков, т.е. целенаправленным повторением и циркуляцией информации в первичной памяти (рис.
6.26). Вероятность передачи зависит от длительности такой практики. Вторичная память (см. Табл. 6.1) характеризуется значительной емкостью н устойчивостью. Только информация, перешедшая во вторичную память, может быть извлечена через большой промежуток времени. Пока надежных данных о ее емкости и длительности хранения здесь информации нет. Извеспю, что последняя во вторичной памяти накапливается в соответствии со своим «значением». Об этой разнице в организации первичной и вторичной памяти свидетельствует характер ошибок, случающихся при извлечении информации.
В случае первичной памяти они обычно сводятся к смешиванию фонетически сходных звукон (напри- »тико Слава (Библиотека Ротс/тэа) 1 1 ах«вава«»уап«зех.еп 1 1 Ьыр;//уапг«о.ГГЬ.«п ГЛАВА и интеГРАлъные Фуикции центРАльнОЙ неРВИОЙ сиотемьг 163 Нарушение памяти мер, «п» и «6»); во вторичной памяти путаются слова с близким смыслом. Есть также различие и по скорости доступа к информации: из первичной памяти она извлекается быстро, а из вторичной— медленно (поиск в крупном «хранилище» требует больше времени).
Забывание на уровне вторичной памяти связано, по-вгцгимому, в основном с влиянием на запоминание уже накопленной или позднее поступающей информации. В первом случае говорят о прпактиввом, во втором-о ретроактивиом нигнбнрвваиин. Вероятно, важнее проактивное, так как объем ранее яакоплеиной информации всегда больше. Согласно такой точке зрения, мы забываем потому, что много знаем (48]. Третичная память (см. табл. 6.1 и рис.
6.26). Некоторые знграммы (например, наше собственное имя, умение читать и писать, другие повседневные навыки), закрепленные многолетней практикой, ыжагда не исчезают, даже если вследствие заболевания или повреждения мозга в той или иной степени стираются все остальные следы памяти. У таких знграмм также чрез«ычайпа малое время доступа. По-видимому, они хранятся в особой третичнои памяти (48], хотя не исключено просто-напросто очень хорошее закрепление во вторичной. Вторичная и третичная память (если только оиа существует) вместе соответствуют долговременной памати (см.
выше). Пр«недурная я д«клар«твен«я двлгввр«менввя пвмягь. Нейробвологяческве концепции, основанные на опытах с животнымя, хак правило, пестуляруют существование единой долговременной памяти. С друюй стороны, исследования в области когпнтввной психологии заставляют прчдполозаггь наличие по меньшей мере двух принцвпвально различных видов такой памяти (ие считая »озможтиктя ее разделения на вторячную и третичную). Речь идет о разграничении того, «что мы знаем» (процедурная память), и знания об этом знании (декларативная память). Изменение поведения прв ус»пенни навыка процедурная память, а способность сообщить, когда и квк мы его приобрели -декларативная. Таким образом, процедурва«память «содержит» подробное представление о действиях, а декларативная вербально закодированные правила ях выполнения.
По-видимому, последний вид памяти можно подразделить нв эввзвлнческую в семавтвчеекээо: информация об обстановке заучивания чего-либо (эпизодическая память) забывается намного легче„чем сами вербально илв зрительно закодированные знания (4). Антероградная амнезия — это неспособность к усвоению новой информации, т.е. к ее хранению в доступном для извлечения виде. В клинике ее называют амнестическим синдромом, или синдромам Корсакова. У таких больных (часто — хронических алгоколиков) вторичная и третичная память почти не нарушена, первичная также «работает». В то же время исчезает слособиасть передавать информацию из первичной памяти ва вторичную, Клиницисты несколько неточно обозначают это состояние как утрату с<недавней памяти» при сохранении «закрепленной (отдаленной)».
По данным патологоанатомических и нейрохирургических наблюдений, антероградная амнезия возникает, в частности. при лвустороннем поражении или удалении гипяакампа и связанных с ним структур. По-видимому, они играют ключевую роль в перекодировании и передаче информации из первичной памяти во вторичную. Поскольку эти процессы тесно связаны с отборам информации для постоянного хранения, можно предположить, что в нем особенно активно участвуют гиппокамп и другие отделы лнмбической системы (57].
Чрезвычайно интересные данные получены в результате пристального двадцатилетнего наблюдения за больным Н. М. Этот человек, обладавший высокими умственнымв способностями. стралал аятервградавй амнезией в результате лвусгоропнего удаления меднальных отделов височных долей [57]. Он мог запоминать простые данные (валрнмер, число 584) по меньшей мере на 15 мвя, пвсгояивв повторам вх, т.е. улсржввая в первичной памяти. Однако если сто внимание отвлекалось хотя бы ненадолго, эта информация мгновенно в навсегда забывалась. Даже после многих сотен попыток он не мог решать задачи„ требующие информации, превышающей емкость первичной памяти, например прокладывать пс точкам путь, включающий ровно 28 этапов от «старта» до «целн», в запоминать его (рис. 6.27ед).
Ляпп при крайнем упрощенна условий (ряс. 6.27,6) он справлялся с заданием, хотя в не помнил ня его самого, нв предшествующях попыток. По всей видимости, пря асапераградссой амнезии гошсэдо болыпе страдают декларативные (т.е., как правило, вербальные), нежели пропедурныс (обычно — невербальные) функции. Так, упомянутый больной практически без затруднений приобретал некоторые двигательные навыки (рвс. 6.28). Однако, даже во«арпи»водя их, ои я« помнил, совершал лв подобные лействня раньше.
Следовательно, паученве не сопровождалось появлением уверенности в знакомстве с усвоенным материалом. То, что прв «втер«- градной амнезии страдает преимущественно деклврвтввввв память, подтверждается данными экспериментов с классяческвмн и оперантнымв условныыя рефлексами, а также с распознаванием форм. Во всех этих опытах, если только испытуемым пс эребовалссь активно «рыться в памяти», их результаты были нормальными илв почти нормальиымя, хотя ови я яе яомя«ли, как «ел~у-либо обучались (48).
К сожалению, в опытах яо разрушению яер«яых структур у животных пома не удалось получить состояний, сходных с апт«роградпой амнезией у человека. Возможно, это объясняется следующими причинами. Во-первых, поскольку у человека при антероградной амнезии сградаег усвоение вербальной илв вербвлязуемой информации, подобного нарушения у животных выявить нельзя.
Во-вторых, в случае животных до сях пор яспольювалнсь тесты, нечетко отражающие переход информации вз первичной памяти во вторичную. В-третьях, в процессе фвлогенезв (возможво, одновременно с развитием речи) роль гяппокампа я связанных с ним структур взменялась. Ретроградная амнезия — зто неспособность извлечь из памяти информацию, накопленную до момента поражения мозга. Хорошо известны такие ее причины, как сотрясение мозга, инсульт, электрошок (в Лккко т:лава (Библиотека Еостутуа) ) ) а1ас ааа«оуапттеассп ) ) ттмртгууаптсо.1«Ь.сп ЧАСТЬ |1. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ И ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Псовое ° ооучел ие о «661 Паетаркое О О ооуче ивп«661 16 о с Ю к о с а О 10 1 — 25 26 — 50 51 — 75 76 — 100 101 — 125 126 — 150 151 Серии попкпок 5(~$! ~~78)й)а9тйб(8)5997116~4'!~388(й..
Правее рука 26 а 3 26 к О 20 а 16 12 0 1Л 3 6 9 ЗЛ 13 16 19 5Л 23 26 29 7Л Число попыток Рис. 8.28. Обучение двигательному навыку. Перед испытуемым помещено зеркало, в котором он видит отражение звезды (А) и собственной руки, держащей карандаш. Его просят провести между двумя контурами звезды третью линию (попробуйте сделать это сами!). Пересечение с любым иэ контуров считается ошибкой.
б. Кривые обучения этому навыку того же больного, что и на рис. 5.27. Несмотря на выраженную антероградную амнезию, он так же быстро освоил данный навык. как и здоровый человек. Однако, улучшая результаты, он не помнил. выполнял ли эту задачу ранее (57) Рис. 8.27. Обучение с использованием лабиринта из точек. А. Испытуемый должен отыскать правильный путь от «старта» до «цели» (краснея линия) и запомнить его.