Введение в демографию (1114609), страница 49
Текст из файла (страница 49)
Во-вторых, подобно СКР,вероятности увеличения семьи в равной мере приложимы как к реальной, так и к гипотетической когорте. Но только в первом случае их легкорассчитать непосредственно. В случае гипотетической когорты, соответствующей некоторому календарному году, необходимы дополнительные предпосылки, устанавливающие конкретный метод расчета.В-третьих, опять-таки подобно СКР, определение вероятностей рождения следующего ребенка вовсе не предопределяет никакой конкретный метод их расчета.
В настоящее время они чаще всего исчисляются по специальным таблицам рождаемости. Однако, традиционновычисления проводились по схеме Л. Анри, которая учитывает очередность рождения и длину интергенетического интервала, но не возрастженщины. Л.Е.
Дарский (1972 г.) впервые применил расчет по специальным таблицам рождаемости, опередив работы западных ученых в этом направлении более чем на 10 лет.Чем в большей мере изучаемая рождаемость является сознательно регулируемой, определяемой поведенческими факторами(в противоположность чисто биологическим), тем большую рольиграют вероятности увеличения семьи как инструмент демографического анализа рождаемости. Действительно, если число детейв семье планируется, то число уже имеющихся детей становитсяпервостепенным фактором в принятии решения о рождении следующего ребенка.
Следовательно, тенденция рождаемости за болееили менее длительный промежуток времени, различия между рождаемостью разных населений, воздействие социально-экономических факторов и мер демографической политики должны проявиться в характеристиках рождаемости по порядкам рождения.В примере, изображенном на рис. 9.2, суммарные коэффициентырождаемости (здесь: рассчитанные по специальным таблицам) практически совпадают, составляя около 1,43–1,45. Однако населениеИталии обладает почти вдвое большим уровнем бездетности, чемнаселение России.
В целом, в современных западноевропейскихнаселениях и для белого населения США уровень бездетности значительно выше, чем в восточноевропейских населениях, достигая иногда30%, причем изменения рождаемости с течением времени прежде всегоотражаются в уровне бездетности. С другой стороны, в России вероятность рождения (соответствующая числу уже рожденных детейна рис. 9.2) третьего ребенка значительно меньше, чем в западноевропейских странах и продолжает снижаться. В еще большей степениупала после 1990 г. вероятность рождения второго ребенка, приводя219к необычно (по западным меркам) широкой распространенности однодетной семьи. На Западе в то же время доля многодетных семей сравнительно высока, и, в целом, гипотетические когорты значительно болеенеоднородны по числу рожденных детей.9.3.6.
Анализ календаря рожденийВставка 9.4. Показатели квантума рождаемости — это суммарные (т.е. итоговые,накопленные за всю жизнь) числа рождений в расчете на одну женщину и производные от них величины. Среднее число детей на женщину, т.е. суммарный коэффициентрождаемости, распределение по итоговому числу рожденных детей, вероятности рождения следующего ребенка (вероятности увеличения семьи) суть показатели квантумарождаемости.Показатели календаря рождаемости — это показатели распределения рождений по годам репродуктивного периода жизни. Обычно исчисляются средний возрастматери при рождении ребенка данной очередности и интергенетический интервал, т.
е.среднее время между данным и следующем деторождением.Часто показатели квантума и календаря рождаемости тесно связаны, отражая поразному одни и те же особенности рождаемости. Так, в тех странах, где уровень бездетности низок (Россия — одна из таких стран), т.е. вероятность рождения первогоребенка высока (показатели квантума), первые деторождения, как правило, происходятв более молодом возрасте, т.е. средний возраст матери при рождении первого ребенка(показатель календаря рождаемости) низок.
Низкая и быстро меняющаяся вероятностьрождения второго ребенка часто сопряжена с более длительным интергенетическиминтервалом между первым и вторым деторождениями. Все это свидетельствует о неопределенности в принятии решений о рождении второго ребенка и в то же времяоб уверенности в целесообразности рождения первого.Если уровень рождаемости измеряется суммарным числом детей,т.е.
итоговым числом демографических событий, происшедшихв течение всей жизни, то показатели календаря рождений служат дляописания того, когда именно в жизни когорты произошли изучаемыедемографические события (здесь: рождения детей).Наиболее широко употребляемым показателем календаря рождений служит средний возраст матери при рождении ребенка.Он исчисляется по приведенным числам рождений, т.е. по числам рождений женщинами данной когорты в отношении к численности когорты(употребляется также термин «число рождений в стационарном населении») и часто представляется как число исполнившихся (т.е.
полных) летжизни. При наличии данных средний возраст рассчитывают для каждойиз очередности рождений в отдельности. В некоторых случаях удаетсятакже вычислить средний возраст при деторождении для каждой из группнаселения, определенной итоговым числом детей: например, средний возраст при рождении первого ребенка для тех, кто в итоге за всю жизнь родиттроих детей.220Если показатели рождаемости рассчитаны по методу возрастныхкоэффициентов, то средний возраст находится непосредственно.
Этонаиболее распространенный метод расчета. Специальная таблица рождаемости, однако, обеспечивает более точное вычисление приведенных чисел рождений, а значит и более точную оценку среднего возраста матери. Разница может оказаться существенной. Так, например,в России средний возраст матери при рождении как первого, так и второго ребенка, рассчитанный по специальным таблицам рождаемости,увеличился в 1989–1994 гг., в то время как возрастные коэффициенты показали омоложение рождаемости.Другой, часто еще более важный показатель календаря рождений — средняя длина интервала между двумя последовательнымидеторождениями, т.е.
средняя длина интергенетического интервала.Для ее расчета, как правило, нужны приведенные числа рождений, специфицированные по времени, истекшему с момента рождения предыдущегоребенка, а не по возрасту матери (т.е. по времени, истекшему с моментаее собственного рождения). Ни обыкновенные возрастные коэффициенты, ни специальная таблица рождаемости не позволяют рассчитатьэти приведенные числа рождений.
Однако оценки средний длины интервала удается найти по специальной таблице рождаемости, применяяособые вычислительные методы.9.3.7. Продольный и поперечный анализ рождаемостиСовременный демографический анализ рождаемости чаще всего избирательно сосредоточивается на одной из двух перспектив: рождаемостиреальных когорт или рождаемости гипотетических поколений (гипотетических когорт, условных поколений). Соответственно, говорято продольном или поперечном анализе рождаемости. Выдвигаютсямногочисленные аргументы в пользу как того, так и другого подхода, идискуссия подчас носит довольно острый характер. Не затрагивая методологические вопросы, мы обратимся к аргументации, сводящейся к техническим проблемам измерения.Действительно, расчет показателей рождаемости гипотетическогопоколения существенно зависит (явно или неявно) от принимаемоймодели измерения (например: метод возрастных коэффициентов, специальная таблица рождаемости).
В некоторых случаях принятая модель измерения может привести к очевидно нелогичным, даже бессмысленным, результатам, таким как итоговое число первых рожденийна женщину превышающее единицу. К сожалению, в значительнобольшем числе случаев, хотя явные нелогичности и незаметны, возникает обоснованное подозрение, что показатели рождаемости гипотетиче221ской когорты смещены, искажают реальность.
Это бывает, например,если распределение рождаемости гипотетической когорты по возраступредставляется необычным (скажем, слишком молодым или слишкомстарым), если уровень бездетности кажется слишком высоким, возрастной интервал — слишком длинным и т.п.Говоря «смещены» или «искажают реальность», мы, конечно,не имеем в виду то, что показатели рождаемости гипотетического поколения далеки от показателей рождаемости реальных когорт (которыеони и не призваны приближать).
Известно, что когортные (продольные)показатели всегда изменяются с течением времени более плавно, чемодноименные показатели гипотетических поколений. Практическиони ведут себя как усреднения последних по времени. Поэтому неудивительно, что показатели гипотетических когорт могут далеко выходитьза пределы, наблюдающиеся в реальных поколениях. Говоря «смещены», мы имеем в виду только то, что на основе принятой модели измерения нам не удалось с приемлемой точностью построить воображаемую, гипотетическую когорту, вся жизнь которой прошла бы в условияхрождаемости данного календарного года.Развитие поперечного анализа рождаемости, поэтому, естественнососредоточивается на усовершенствовании моделей измерения.
Специальная таблица рождаемости, безусловно, улучшает качество измеренияв сравнении с методом возрастных коэффициентов. К настоящему времени разработаны и более точные модели. Усложнение моделей, однако,требует большого объема статистических данных, причем, как правило, нев табулируемой форме, а в форме микроданных (индивидуальных записей), более сложных программ вычисления и больших компьютерныхресурсов. Возникают также непростые математические проблемы оценки статистической ошибки измерения.Продольный же анализ естественным образом свободен от проблемизмерения.
Здесь оно осуществляется непосредственно, без привлечениякакой бы то ни было модели. Когортные показатели отражают демографические события, имевшие место в реальных группах женщин на протяжении их жизни, а в не воображаемых совокупностях подчиняющихся принятой модели, и поэтому они не могут быть противоречивыми или искажатьдействительность. Так, например, когортный СКР есть просто среднее число детей, рожденных реальной совокупностью: женщинами когорты, дожившими до конца репродуктивного периода жизни.Главная проблема, однако, в том, что когортные (продольные) показатели рождаемости никак не отражают рождаемость данного календарногогода.
Так, например, судя по когортным показателям, нельзя заключить,возрос или уменьшился уровень рождаемости по сравнению с предыдущим222годом. Накопленный эффект многих изменений рождаемости происходящих, в течение всей жизни когорты в конце концов может (но не обязательно) отразиться в итоговом когортном СКР, но изменения конкретногогода прослежены быть не могут.Следуя логике продольного анализа, хотелось бы найти когортный (и,следовательно, непротиворечивый, «реальный») показатель, который, темне менее, характеризовал бы рождаемость изучаемого календарного года.К решению этой проблемы направлен класс достаточно сложных математических моделей рождаемости, называемых моделями демографическогоперевода (не путать с демографическим переходом), или трансляции, разработанный Н. Райдером в 1950–1960-х гг.