Введение в демографию (1114609), страница 45
Текст из файла (страница 45)
Однако на вопрос, почему именно это происходит (илипроизойдет) единого ответа пока нет, как нет и по сей день целостной теории рождаемости. Вместе с тем уже разработанные разнообразные концепции рассматривают этот демографический процесс с разных углов зрения,обеспечивая в совокупности более или менее полное представление о еговнешних детерминантах (объясняющих переменных).Напомним, что в упрощенном варианте, по этой концепции, все страны в своем развитии пройдут три (иногда выделяют четыре или пять) фазы,каждая из которых соответствует определенной стадии развития обществаи определяет соответствующий тип воспроизводства населения.На первой фазе (аграрное или традиционное общество) коэффициентырождаемости и смертности очень высоки и между ними соблюдается определенное равновесие, которое время от времени нарушается кратковременнымиколебаниями в смертности. Это, в свою очередь, вызывает изменения, поройочень резкие, в темпах роста населения.
В целом численность населенияна протяжении длительного временного интервала остается стабильной.На второй фазе (так называемое переходное общество), благодаря значительным социально-экономическим преобразованиям (индустриализация,урбанизация, развитие систем здравоохранения и образования и др.) начинает резко снижаться уровень смертности при сохраняющемся высоком (первоначально, возможно, даже очень высоком) уровне рождаемости. Возрастающий во времени разрыв между этими двумя уровнями приводитк быстрому росту населения. Постепенно, как реакция на модернизационныефакторы и на усиливающееся давление быстрорастущего населенияна ресурсы рождаемость начинает снижаться.
Уровень смертности, достигнув некоторого минимума, из-за развивающегося процесса старения населения несколько возрастает. В итоге, на третьей фазе (современное общество)устанавливается новое равновесие между рождаемостью и смертностью.В концепции демографического перехода утверждается существование сильной обратной зависимости между уровнем социально-экономического развития и рождаемости. Это положение верно, если рассматриватьили длительные периоды времени, или, например, в целом развивающиесяи развитые страны, находящиеся соответственно на второй (и даже первой)и третьей фазах демографического развития. Однако в конкретных случаяхэто утверждение является слишком общим.Связь между рождаемостью и экономическим развитием оказываетсяболее сложной, нелинейной, где существенную роль играет фактор времени.
Кроме того, в результате влияния различных социо-культурных факторов эта связь для отдельных стран и регионов имеет свои специфическиеособенности.Несомненно, рождаемость неразрывно связана с состоянием и развитием общества, понимаемым практически в любом его аспекте. Поэтому201общественно-политический строй, уровень и особенности экономическогоразвития, классовое и имущественное расслоение, господствующая социально-культурная среда и особенности образа жизни, этнические, расовыеи собственно биологические характеристики населения в значительной мере определяют динамику рождаемости.Нам важно, однако, иметь в виду с самого начала, что далеконе каждая из перечисляемых ниже концепций формализована в достаточной мере для количественных оценок и эмпирической проверки. Эмпирических исследований, проверяющих то или иное концептуальное положение известно не много, и их результаты существенно зависят от особенностей изучаемых примеров.
Мы судим, поэтому, о концепцияхрождаемости по их внутренней непротиворечивости, согласованностис другими теориями и положениями общественных наук, требуя лишь отсутствия явных противоречий с эмпирическими факторами.Выделим следующие направления:Биологические детерминанты рождаемости и детерминантытрадиционного репродуктивного поведения. Интересно, прежде всего,обратиться к рождаемости до эпохи демографического перехода, когда современные эффективные методы контроля не существовали. Чем объяснитьтогда то, что уровень рождаемости в разных странах был столь различен?Например, в Уганде суммарный коэффициент рождаемости и ныне превышает 7 детей на женщину, а, скажем, в Финляндии он не был выше 5.5 дажев начале XIX века? Дело в том, что отсутствие современной контрацепциине обязательно влечет за собой отсутствие всякого регулирования рождаемости.
Оно осуществлялось в форме общественных норм (традиций) брачного поведения, ограничениями на репродуктивное поведение (т. е. поведение, связанное с рождаемостью) вне семьи и распространениемтрадиционной контрацепции (напр., посредством продленной лактации,т.е. грудного вскармливания).В 1956 г. американские демографы К. Девис и Дж. Блейк предложилисистему факторов, включающих биологические характеристики рождаемости. В нее входят: характеристики формирования и расторжения брачныхсоюзов (понимаемых в широком смысле, т.е.
включая любые формы устойчивых сексуальных отношений), такие как средний возраст вступленияв брак, суммарная длительность периодов нахождения вне союза вследствиеразвода или овдовения, распространенность постоянного безбрачия (напр.,по религиозным соображениям), частота половых контактов в брачном союзе, распространенность сознательной традиционной (естественной) контрацепции (такой как временное воздержание от сексуальной жизни), возрастнаступления стерильности (неспособности к зачатию), вероятность спонтанного аборта, длительность и практика лактации. В рамках этой схемы отли202чие фактического уровня традиционной рождаемости от биологическогомаксимума (около 15 детей на женщину, в среднем) удается иногда объяснить чисто биологическими особенностями данного населения или особенностями его традиционного брачного и репродуктивного поведения.Указанная система факторов приложима и к современной рождаемости, но тогда к ним добавляется распространенность и эффективность современной искусственной контрацепции и искусственных абортов.
Ясно,однако, что здесь «объяснение» низкого уровня рождаемости, скажем, широким использованием эффективной контрацепции сводится не более чемк указанию механизма, посредством которого факторы рождаемости воздействуют на нее. Иначе говоря, в применении к современной рождаемости,система факторов Дэвиса и Блейк лишь устанавливает промежуточные детерминанты рождаемости, опосредующее влияние на рождаемость социальных, экономических, культурных и прочих характеристик населения.В демографическом анализе современной рождаемости промышленно развитых стран концепция промежуточных детерминант применяется редко.Вместе с тем концепция промежуточных переменных, усовершенствованная в конце 1970-х гг. американским демографом Дж. Бонгаартсом,согласно которому наиболее важными переменными являются брачность,искусственные аборты, контрацепция и продолжительность грудноговскармливания, нашла широкое применение в объяснении высокой рождаемости в развивающихся странах.
Теоретическая схема Бонгаартса былаположена, в частности, в основу Всемирного обследования рождаемости,проводившегося в 1970-е – 1980 гг. под эгидой ООН. В результате обследования 61 страны была получена ценнейшая статистическая информация дляизучения особенностей и перспектив процесса рождаемости в отдельныхрегионах мира. При этом подмечена важная особенность, определяющаядифференциацию по уровню рождаемости среди стран с наиболее высокойрождаемостью: в наибольшей степени эту дифференциацию определяютразличия в лактационном поведении населения, затем брачность и толькопотом уровень контрацепции.Связь снижения рождаемости с ростом распространенности контрацепции и абортов нашла, в частности, отражение в соответствующих разработках в рамках макроэкономической, или факторной концепции(Х.
Лейбенштейн, Э. Коул, Б.Ц. Урланис и др.).Несмотря на критику данного направления исследований, в условияхмалодетности, ставшей, по существу, нормой для России, проблема связиуровня рождаемости и контрацептивного поведения сохраняет свою значимость, особенно в силу того, что в России аборт средство, негативновлияющее на здоровье женщины и чреватое бесплодием, остается однимиз основных методов по предотвращению нежелательных рождений.203В рамках этой же концепции существуют и многие другие направления: выяснение зависимости между рождаемостью и уровнем смертности,которое в отечественной литературе получило развитие в контексте теориидемографического гомеостаза, и, в частности, утверждает, что динамикавоспроизводства населения зависит только от внутренних параметров, другими словами, от соотношения между рождаемостью и смертностью; определение зависимости между занятостью женщин в общественном производстве и рождаемостью.
Можно с большой долей достоверностиутверждать, что «поголовное» вовлечение женщин в общественное производство в России самым негативным образом отразилось на процессе рождаемости, резко нарушило плавный характер ее снижения. Надо подчеркнуть, что наибольшее развитие макроэкономическая или факторнаяконцепция получила не столько благодаря изучению связей тех или иныхфакторов и рождаемости, сколько по вопросу форм этой связи: прямой,обратной или U-образной.Тем не менее, с демографической точки зрения, связь между рождаемостью и смертностью заслуживает особого внимания. В связи с чем рассмотрим вкратце научный подход, выделяющий смертность как демографическую детерминанту рождаемости.
Нет сомнения в том, что высокийуровень смертности предполагает и высокий уровень рождаемости, в противном случае воспроизводство населения было бы невозможно. Можнотакже допустить, что снижение смертности в западноевропейских странахявлялось одной из детерминант последовавшего снижения рождаемости.Сторонники ранних подходов в изучении демографического перехода(прежде всего американский демограф Ф. Ноутстайн) идут значительнодальше, утверждая, что демографический переход в области смертностиприводит в действие разнообразные социальные и экономические механизмы, достаточные для поддержания демографического переходав области рождаемости, так что «гомеостазис» (состояние равновесия) между рождаемостью и смертностью, нарушенный снижением последней,восстанавливается.Более прагматическое обоснование смертности как детерминанты рождаемости лежит в предположении, что, принимая решение о числе детейв семье (если такое решение вообще принимается), родители учитывают(сознательно или чисто инстинктивно) господствующий уровень младенческой и детской смертности, поскольку в их соображениях о составе семьи(каковы бы они ни были: обеспечение поддержки в старости и в случаевдовства или, наоборот, необходимость раздела имущества между детьми)роль играет число выживших детей, а не число рождений.
Заметим, однако,направление причинно-следственной связи здесь неоднозначно. А именно:многодетность семьи может оказаться причиной высокой смертности детей, а не наоборот.204Микроэкономическая концепция. Развиваемая с 1960-х гг. почти исключительно в работах американских экономистов (прежде всегоГ. Беккера, лауреата Нобелевской премии в области экономики иР. Истерлина), неоклассическая микроэкономическая концепция рассматривает семью как экономическую единицу (подобно коммерческой фирмеили фермерскому хозяйству), появление детей в которой вызывается рациональными решениями.Дети, согласно микроэкономической концепции, обладают определенной «полезностью» для семьи, не обязательно чисто экономической(например, как источник дохода в семейном предприятии или поддержкив старости), но и с точки зрения социального престижа, повышающего статус семьи (родителей), эмоциональной гордости, чисто психологическогокомфорта и т.