Введение в демографию (1114609), страница 46
Текст из файла (страница 46)
д. Во всех случаях важно не только количество, но и «качество» детей: их здоровье, образование, положение в обществе и т. п., чтоповышает стоимость детей, т.е. расходы (как денежные, так и другие) семьи на содержание, воспитание детей, получение ими образования и «выход в люди». В традиционном аграрном обществе стоимость детей былаочень низка, а полезность быстро возрастала с их количеством, посколькуони вовлекались в семейную экономику с раннего возраста. В современном же индустриальном обществе стоимость детей возрастает до уровняважнейших капитальных затрат (как затраты на приобретение жилища), аполезность почти не зависит от их количества (т. е. предельная полезностьочень низка).
Иными словами, полезность одного ребенка как, скажем,«объекта альтруистической заботы и опеки» (выражение Л.Е. Дарского)вполне сопоставима с полезностью трех таких «объектов». Семьи, следовательно, предпочитают «инвестировать» (по выражению Г. Беккера)в качество детей, а не в их количество.Соотнесение полезности и стоимости детей определяет спрос со сторонысемьи и их определенное количество. Его численное выражение — желаемоечисло детей в семье.
Предложение же детей устанавливается биологическимифакторами репродуктивного поведения и уровнем младенческой смертности.Если предложение превышает спрос (как в современных населениях промышленно развитых стран), то возникает спрос на средства контроля рождаемости. При их коммерческой доступности по разумной цене, фактическоечисло детей в семье совпадает со спросом на них.Микродемографические концепции.
Концепция австралийского демографа Дж. Колдуэлла, предложенная в 1976 г., реформулирует содержание демографического перехода, связывая его с изменением функции семьи. Согласно этой концепции, в традиционной, многопоколенной семьепроизводимыми членами семьи «потоки благ», понимаемые в широкомсмысле как потоки материальных благ, материальной, социальной и психо205логической поддержки, направлялись к старшему поколению (поколениям), т.е. от детей к родителям.
По-другому, видимо, и не могло быть, кольскоро семья оставалась производственной единицей в условиях аграрноремесленного докапиталистического общества. Содержанием демографического перехода в области рождаемости является, по Колдуэллу, обращение потоков благ от старших к младшему поколению (от родителейк детям), и, следовательно, переход не может протекать без отмирания производственной функции семьи, что обычно (но не всегда) происходитс капитализацией экономики и расширением сферы наемного труда.
Многопоколенная семья, как правило, уступает место нуклеарной, т.е. состоящей из одного поколения с малолетними детьми.К концепции изменения функции семьи примыкают многочисленныесоциологические и психологические концепции, которые сосредотачиваются на изменяющейся роли и «ценности» детей в семье, специфицируяэто понятие и предлагая подходы к его численному представлению.Макродемографические концепции. Различные публикации, появившиеся в 1980-е и 1990-е гг., несмотря на отсутствие концептуального единства, разделяют общие принципы, существенно отличающие их от болееранних взглядов на демографический переход.
Они исходят из того, чтовоздействие внешних (социально-экономических) факторов проявляетсяне на уровне семей или индивидов (т.е. микроуровне), а на уровне крупныхобщественных групп или населения в целом, т. е. на макро-уровне. Такимобразом, если социально-экономические условия и определяют рождаемость в «конечном счете», то репродуктивное поведение индивидов формируется не как непосредственное их следствие, а как следствие социальных взаимодействий, в которые индивиды (или семьи) вступают междусобой по поводу данных социально-экономических условий. Демографический процесс приобретает поэтому весьма большую инерционность и становится в значительной мере независимым от внешних условий. Так, например, скорость падения уровня рождаемости может совершенноне зависеть от изменений в экономических условиях, и начавшийся демографический переход, скорее всего, будет продолжаться (а, быть может,даже ускоряться), несмотря на стагнацию экономики страны.В частности, переход к современному типу рождаемости, т.е.
как сознательное предпочтение малодетности (а, следовательно, соотнесение регулирования рождаемости с числом уже рожденных детей), так и принятиеконкретных новых форм контроля (например, оральной контрацепции илистерилизации) проявляются как процесс диффузии (распространения)в населении новых типов репродуктивного поведения, механизм которой — социальные взаимодействия. По образному выражению американского демографа С.К. Уоткинс, «даже когда мужчина и женщина остаются206одни в собственной спальне, эхо разговоров с родственниками и соседямивлияет на их действия». Как именно протекает диффузный процесс перехода к современному репродуктивному поведению, зависит от очень многочисленных социо-культурных факторов: религиозных, политических, этнических, расовых традиций, сложившихся ролей мужчины и женщиныв обществе, развития средств коммуникации, стратификации обществана профессиональные, имущественные, территориальные группы, также каки от стратификации поколения родителей по подобным же группам, и т.
д.Так объясняется, например, то, что соседние регионы одной и той же страны с практически одинаковым уровнем социально-экономического развития, но резко отличным этническим составом населения, могут демонстрировать совершенно разную скорость демографического перехода.Например, в исследовании демографического перехода в Бельгии отмечается, что валлонские (франкоязычные) и фламандские регионы обладаливесьма различными уровнями рождаемости, несмотря на очень близкиехарактеристики экономического развития и географическую близость.Говоря о российских ученых, внесших значительный вклад в изучениерождаемости, можно выделить работы Л.Е.
Дарского, А.Я. Кваши,А.Г. Волкова, А.Е. Вишневского, А.Б. Синельникова, В.М. Медкова,А.И. Антонова, В.А. Борисова. Последние, например, считают, что главнойпричиной уменьшения рождаемости стало постепенное изменение, а затеми отмирание экономической составляющей потребности в детях или экономической мотивации деторождения.При этом А.И. Антонов в демографической истории нашей странывыделяет два этапа: этап «вынужденной» малодетности (в основном довоенный период) и «добровольной» малодетности, т.е.
современный этап,когда повышение рождаемости или возврат к более высокому ее уровнюстали невозможными из-за изменившихся норм детности.Согласно же взглядам Л.Е. Дарского, сторонника ценностной концепции, переход от многодетности к малодетности «связан прежде всегос переоценкой ценностей, с изменением этической системы, господствующейсреди населения». Существуют и другие взгляды и мнения, но ясно одно:снижение рождаемости — это закономерный процесс, и для каждой отдельной страны он имеет свои особенности. Открытым остается другой вопрос,где тот предел ниже которого снижение рождаемости чревато очень негативными последствиями для развития государства, общества в целом.9.3.
ОСОБЕННОСТИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РОЖДАЕМОСТИДемографический анализ рождаемости, как полагают некоторые демографы, по существу, более сложный, чем анализ смертности, использует обширную систему показателей и опирается на более сложные математиче207ские модели1. Начнем изложение с возрастных коэффициентов рождаемости, а затем перейдем к современным, более точным показателям, стараясьустановить, в какой мере они согласуются с общими методологическимиположениями демографического анализа, о которых говорилось в третьем разделе нашего учебника.Прежде напомним, что имеют в виду, когда говорят, что общие коэффициенты рождаемости «грубы», «неточны» и «неинформативны».Ведь они в точности отражают число рожденных детей на душу населения, т.е.
собственно конечный, итоговый результат рождаемости календарного года. Действительно, общие коэффициенты суть обоснованные итоговые показатели, но вовсе не показатели уровнярождаемости текущего года. Дело в том, что число рожденных детейна душу населения зависит от многих демографических обстоятельств, которые мало или никак не связаны с текущим уровнем рождаемости. Это рождаемость прошлых лет, которая отражается втекущих распределениях женского населения по числу уже рожденных детей (в терминологии демографического анализа: по паритету)и по времени, истекшему с момента рождения предыдущего ребенка(по длине открытого интергенетического интервала), а также зависит от особенностей смертности и миграции, повлиявщихна текущий возрастной состав населения.В итоге общие коэффициенты смешивают состояние данногоконкретного населения (его состав, структуру), во многом определяющее число рожденных детей на душу населения и сложившееся подвлиянием демографических процессов прошлого, и собственно демографический процесс, который изучается: рождаемость данного календарного года.
В частности, это означает, что если, скажем, в некоторомнаселении специальный коэффициент рождаемости выше чем в другом, то вовсе нельзя заключить, что уровень рождаемости там выше.Например, в 1996 г. специальный коэффициент рождаемостив Бурятии (43,2‰) был несколько выше, чем в Читинской области(42,8‰), главным образом из-за более молодого возрастного составаБурятии (следствия высокой рождаемости в прошлом). Суммарныйже коэффициент рождаемости 1996 г. (более аккуратный показательее уровня) в Читинской области составил 1,572, превышая суммарныйкоэффициент рождаемости в Бурятии, равный 1,545.Таким образом, чтобы избежать недостатков общих коэффициентов,были разработаны стандартизированные коэффициенты и различные ин1Заметим, что в данном параграфе мы лишь кратко рассмотрим некоторые из этихмоделей, требующих углубленного изучения и подробнее описанных в рекомендуемойлитературе к этой главе.208дексы, возрастные и частные (особые) показатели рождаемости, которыемы ниже и рассмотрим.9.3.1.
Стандартизация, индексы и ГМЕРДля того, чтобы сравнить общие или специальные коэффициенты рождаемости данного населения с аналогичными показателями другого, необходимоисключить влияние различий в их возрастных составах. Часто это удаетсядостичь стандартизацией (подробнее см. раздел III). Прямая стандартизация определяет, какой общий (специальный) коэффициент рождаемостиимел бы место в данном населении, если бы его возрастной состав совпадал свозрастным составом другого населения, которое принято за стандарт. Косвенная стандартизация определяет, какой общий (специальный) коэффициент рождаемости имел бы место в данном населении, если бы его возрастныекоэффициенты рождаемости совпадали со стандартными.При изучении населения с высоким уровнем рождаемости особоевнимание уделяется сравнению фактического уровня рождаемостис уровнем естественной рождаемости, которая имела бы место при данномвозрастном составе.