Введение в демографию (1114609), страница 53
Текст из файла (страница 53)
В большинстве регионов рождаемость близка к среднейпо стране, отклоняясь по уровню СКР не более чем на 0.15 ребенкана женщину. Особо низкие уровни рождаемости отмечаются в Центральном экономическом районе, Ленинградской, Мурманской и Магаданской областях. Ниже общероссийского уровня лежат также суммарныепоказатели рождаемости Северного и Северо-Западного района, Среднего Поволжья, индустриальных областей Урала и Западной Сибири,включая и некоторые национальные республики, и территорий российского Дальнего Востока. Несколько выше общероссийского уровня рождаемость ряда областей Центра и Нижнего Поволжья, большинства национальных республик европейской территории страны, краев и рядаобластей Сибири1.Этнический фактор не играет определяющей роли в выше упомянутых региональных различиях.
Скорее, существенна здесь общая экономическая структура активного населения региона (например, структуратрудовых ресурсов по отраслям квалификации и профессиональной подготовке) и, следовательно, масштаб и специфика проявления экономического кризиса на данной территории: уровень сокращения производстваи масштаб безработицы, возможность прибегнуть к альтернативным источникам доходов, к подсобным промыслам, объемы имеющихся личныхнакоплений, уровень заболеваемости и состояние медицинского обслуживания и т.п.Столичные города — Москва и, особенно, Санкт-Петербург —исторически отличались от страны в целом по многим социально-экономическим и демографическим показателям, в частности, обладали существенно более низким уровнем рождаемости.
По данным микропереписи1С 2000 г. статистика дается не по экономическим районам, а по 7 федеральнымокругам. В 2001 г. наиболее высокой рождаемость была в Южном федеральномокруге (10,4‰), наиболее низкой — в Центральном федеральном округе (8,0‰).Что касается областей и республик России, то наиболее высокой она былав Республике Ингушетия (18,9‰), Республике Дагестан (17,7‰) и Республике Тыва (16,1‰), наиболее низкой — в Тульской области (7,1%), Ленинградской, Рязанской, Смоленской и Пензенской областях, в которых общий коэффициент рождаеомсти составил 7,3‰, против среднероссийского в 9,1‰.2341994 г. можно установить и менее заметные отличия: более высокую долюбездетных (около 20% в гипотетическом поколении 1993 г.
в СанктПетербурге), позднее начало деторождения (средний возраст при рождениипервенца примерно на 2 года выше, чем в стране в целом), очень низкаяпропорция двухдетных семей при практическом отсутствии трехдетных.На другом полюсе находятся регионы с уровнем рождаемости, значительно превышающим общероссийский. Это, прежде всего, национальныереспублики Восточной Сибири, нижней Волги и Северного Кавказа,с низкой долей этнически русского населения, а также примыкающиек ним территории.
Особенно высокий уровень рождаемости наблюдаетсяв Дагестане и Туве, где даже в 1990-е гг. СКР превышал отметку 2,0.Во многих национальных республиках высокая рождаемость обеспечивается высокой долей многодетных семей, характерной для ранней стадии демографического перехода (вероятность рождения третьего ребенка в этихреспубликах превышает 0.3, достигая около 0,5–0,6 в Туве и Дагестане, т.е.поднимаясь до общероссийского уровня начала 1960-х гг.). Кроме того,в сибирских республиках отмечается чрезвычайно низкий уровень бездетности, по существу достигающий биологического минимума (3–4 % в Туве)при очень раннем начале деторождения. Столь низкий уровень бездетностиникогда не был зарегистрирован на общероссийском уровне, но, по оценкам, был характерен для населения Китая 1970-х и 1980-х гг.В заключение подчеркнем, что наметившийся в последние годы (2000–2001 гг.) небольшой подъем рождаемости в России (с 1,215 млн. рожденийв 1999 г.
при общем коэффициенте 8,3‰ и СКР в 1,17 до 1,267 млн. в 2000 г.и 1,312 млн. в 2001 г. при общем коэффициенте в 9,1 и СКР в 1,22) являетсяявно недостаточным и обусловлен, в частности, «эффектом отложенныхрождений», как и рядом других структурных факторов, и, скорее всего,будет кратковременным, если не изменить современные стереотипыпо репродуктивному поведению российского населения и политику государства в отношении рождаемости.235ЛИТЕРАТУРА1. Андреев Е.М., Баркалов Н.Б.
Таблицы рождаемости по очередности рождения. Вопросы статистики, 1999. №5.2. Андреев Е.М., Дарский Л.Е., Харькова Т.Л. Демографическая историяРоссии: 1927–1959. М.: Информатика, 1998.3. Борисов В.А. Перспективы рождаемости. М.: Статистика, 1976.4. Вишневский А.Г.
Методы количественного анализа рождаемости // Методы исследования / Под ред. Л.Л. Рыбаковского. М.: Мысль, 1986.5. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российскаяэнциклопедия, 1994.6. Современная демография / Под ред. А.Я. Кваши, В.А. Ионцева. М: Изд-воМГУ, 1995.7. Avdeev A., Monnier A.
A la découverte de la fécondité russe contemporaine.Population. № 49 (4–5). P. 859–901.8. Barkalov N., Dorbritz J. Measuring period parity-progression ratios with competing techniques. An application to East Germany. Zeitschrift für Bevölkerungswissenschaft. № 21 (4). P. 459–505.9. Brass W. Cohort and time period measures of quatum fertility: concepts andmethodology. In: H.
Becker (ed.) Life histories and generations. Vol. II:455–476. Utrecht: The Nethelands Institute of Advance Studies in the Humanities and Social Sciences, 1990.10. Easterlin R., Crimmins E. The fertility revolution: a supply-demand analysis.Chicago: University of Chicago Press, 1985.11. Smith D. Formal demography. N.Y.: Plenum Press, 1992.12. Patterns of fertility in low-fertility settings. ST/ESA/SER.A/131. N.Y.: UNPopulation Division, 1992.236ГЛАВА 10БРАЧНОСТЬ10.1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯИнтерес демографов к браку традиционно считался вторичнымпо сравнению с анализом рождаемости. Однако, перемены, происходящиес институтом брака, трансформация процессов брачности во второй половине XX века усилили интерес к анализу брачности.В данном параграфе мы рассмотрим несколько понятий, необходимыхнам в разговоре о брачности.Брак — санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям.В зависимости от целей исследования и способа сбора статистическихданных брак может признаваться существующим либо в том случае, когдаон зарегистрирован (государственными органами, церковью), либовне зависимости от регистрации.Приведем некоторые определения категорий, которые мы будем использовать в дальнейшем при анализе брачности.Брачность — это процесс образования супружеских пар в населении.Бракоспособное население — это совокупность мужчин и женщин,потенциально способных вступить в брак, то есть не состоящих в бракеи находящихся в возрасте старше брачного совершеннолетия.
Состояниездоровья или юридические запреты могут быть ограничением бракоспособности. Однако при оценке бракоспособного населения ими, как правило, пренебрегают.Брачная когорта — это совокупность лиц, вступивших в брак в одини тот же период, например, в один календарный год.Брачное состояние — статус мужчины или женщины, связанныйс нахождением ими в той или иной брачной категории.
Брачные категорииможно проклассифицировать в зависимости от правовых норм и статистической практики в стране. Существуют состоящие и не состоящие в бракемужчины и женщины, которых можно отнести к следующим брачным категориям: женат (замужем), сожительствующий (ая) *, одинокий (ая), вдовец (вдова), разведен (а), разошедшийся (аяся)*.Брачные категории, выделенные звездочкой *, относятся не к правовымкатегориям, а к социальным, и не отслеживаются текущей статистикой. Социально-демографические обследования и частично переписи населенияучитывают эти категории (например, переписи населения СССР в 1979 ив 1989гг. включали брачную категорию «разошелся» («разошлась)»).237Брачный возраст — возрастные границы, в пределах которых закон(обычай) допускает вступление в брак.
Чаще законодательно ограничивается минимальный брачный возраст, начиная с которого браки разрешены.Минимальный брачный возраст колеблется в пределах от 12 лет до 21 года,для женщин он меньше (или равен), чем для мужчин. В России этот возрастравен 18 годам для мужчин и женщин.Безбрачие — отсутствие факта вступления в брак в течение всей жизни индивидуума. Безбрачие может быть вынужденным (физиологическиепричины, религиозные причины) и добровольным.
Если мы учитываемтолько юридические браки, доля добровольного безбрачия будет выше.Уровень безбрачия в той или иной демографической когорте определяетсядолей лиц в этой когорте, не вступивших ни разу в брак к определенномувозрасту. Возрастной порог обычно устанавливают в 50 лет, что связанос конечным порогом репродуктивного возраста. Однако, процесс постарения населения и социальный интерес к бракам в старших возрастах можетсформировать второй возрастной порог для анализа, например, 70 лет.Воспроизводство брачной структуры населения — совокупностьпроцессов брачности, овдовения и разводимости или динамика изменениябрачных состояний мужчин и женщин.Календарь брачности — распределение вступающих в брак по возрасту в реальных поколениях.Матримониальное поведение — поведение индивидуума на брачномрынке, нацеленное на заключение брака (или расторжение брака).Овдовение — прекращение брака по случаю смерти одного из супругов.Развод — юридическое прекращение брака по заявлению супруговили одного из супругов.
Фактическое прекращение брака (в отличиеот юридического) формирует брачную категорию «разошедшиеся».10.2. ФОРМЫ БРАКАДостаточно сложно представить себе единую классификацию форм брака,так как в основе различных форм брака лежат свои критерии дифференциации брака. Экономические, религиозные, юридические, социокультурные мотивы, переплетаясь, определяют различные формы брака.Человечество «придумывает» различные формы брака, чтобы выжить ивоспроизвести себя. Религиозные брачные предписания, как правило, являлись в социуме неким рациональным выводом из экономических, демографических и социальных мотивов и препятствий для выживания человека.Критерий юридического оформления и общественного признания брака порождает такие формы брака, как юридический брак и фактическийбрак или консенсуальный союз.238Вставка 10.1.
По свидетельствам этнографических источников, в древности распространены были различные формы брака, связанные с недостаточной численностьюженщин или с недостаточной численностью мужчин. Высокая смертность женщин природах и девочек, порождая «дефицит невест», приводила к распространению такойформы брака, как полиандрия — несколько мужей у одной женщины. Высокая смертность мужчин в результате войн, порождая «дефицит женихов», приводила к полигинии — несколько жен у одного мужчины. В большинстве современных стран распространен парный брак — у мужа только одна жена, у жены только один муж.Полигиния, например, и в наше время в большей степени распространенав тех странах, где жену по обычаю «покупают».