Введение в демографию (1114609), страница 55
Текст из файла (страница 55)
и 25,1 год в 1980 г.) сопровождалсяотносительно низкой долей окончательного безбрачия (4,4% в 1980 г.). Подобные изменения наблюдались в 1980-х гг. в Гонконге, Малайзии, Сингапуре, Тунисе, Шри-Ланка и Южной Корее (см. Тольц, 1984, С. 146–148).242В 1990–е гг. наблюдалось сближение японского типа брачностис европейским. Например, доля окончательного безбрачия для японскихженщин в 1995 году составила 5,3%, а возраст вступления в первый брак —27,2 года (для мужчин эти цифры равны 9,1% и 30,5 лет, соответственно).Характеризуя современные типы брачности, помимо среднего возраста вступления в первый брак для женщин, анализируют также средний возраст вступления в первый брак для мужчин и разницу в этих показателяхпо полу (гендерный разрыв). Для развитых регионов современные показатели среднего возраста вступления в первый брак соответствуют 27,9 годамдля мужчин и 25,2 года для женщин, для менее развитых регионов — 24,9 и21,4 года, соответственно.
Если исключить феномен распространения консенсуальных браков в странах Латинской Америки, затрудняющих сравнительный анализ «ранних» и «поздних» браков по регионам, то из 20 странс самым низким показателем среднего возраста вступления в первый бракдля мужчин девять стран принадлежат азиатскому региону, пять —африканскому, три — латиноамериканскому. Из 20 стран с низким показателем среднего возраста вступления в первый брак для женщин пятнадцатьстран принадлежат африканскому региону (самый низкий показательв Демократической Республике Конго — 16,6 лет) (см. табл. 10.1).Существенный гендерный разрыв (разница показателей по полу болеечем 5 лет) также в основном характерен для африканского региона(16 стран из 20 стран с наибольшим гендерным разрывом), особеннодля западноафриканского региона, и отсутствует в европейском и североамериканском регионе.Доля 15–24-летних женщин и мужчин уже вступивших в брак такжевелика преимущественно в африканском регионе (наивысшие показатели:в возрастной группе 15–19 лет в браке состоят 74% женщинв Демократической Республике Конго и 13,5% мужчин в Непале).Россию по возрасту вступления в первый брак и уровню безбрачияскорее можно отнести к азиатскому (у Дж.
Хаджнала к восточноевропейскому) типу брачности. К концу XIX века 85% женщин и 66%мужчин вступали в брак до 26 лет. По данным переписи населения1926 года, средний возраст вступления в брак составлял 20,4 года у женщин и 22,4 года у мужчин (I, С. 51) (о современных тенденциях российскойбрачности см. далее).В 40–60-х гг. XX столетия многие европейские страны (и США) отошли от европейского типа брачности с поздними браками и высокой долейбезбрачия в населении.
Создалось впечатление, что европейский тип брачности изжил себя, мотивы его воспроизводства исчерпали себя. Но, вероятно, это были лишь кратковременные последствия сексуальной революции,упрощения взглядов на брак, усиленные влиянием Второй Мировой войны.243Табл. 10.1. Страны с самыми низкими показателямирасчетного среднего возраста вступления в первый брак (SMAM)и самым большим гендерным разрывом в SMAMСредний возраст вступления в первый бракРазница в SMAM(SMAM), летпо полумужчиныженщиныАнгола(19,4)Буркино–Фасо (8,6)Буркино–Фасо (18,9) Камерун (6,5)ЦАР (19,4)Чад (6,5)Чад (18,0)Конго (8,6)Конго (18,4)Кот-д’Ивуар (7,2)Малави (23,5)Д.Р.
Конго (16,6)Д.Р. Конго (8,6)МозамбикЭритрея (19,6)Эритрея (5,7)(22,6)Гамбия (19,2)Гамбия (9,2)Нигер (23,9)АфрикаГвинея (18,8)Гвинея (7,3)Сан-томе иМалави (18,4)Либерия (6,5)Принсипи (23,0)Мали (18,4)Мали (7,5)Уганда (22,5)Мозамбик(18,0)Мавритания (7,7)Нигер (17,6)Нигер (6,9)Сан-Томе иНигерия (8,1)Принсипи(17,8)Сенегал (8,1)Уганда (18,2)Судан (6,4)Китай (23,8)Индия (23,9)Афганистан (17,8)Киргизстан (23,9)Бангладеш (18,1)Мальдивы (23,2)Афганистан (7,5)АзияИндия (19,3)Бангладеш (6,8)Непал (22,0)Мальдивы (19,1)Таджикистан (23,1)Непал (18,8)Туркменистан (23,8)Узбекистан (23,3)ЕвропаМолдавия (23,3)СевернаяУкраина (24,0)АмерикаСан–Марино (22,2)ЛатинскаяКуба (23,5)Америка и Гватемала (23,8)Монтсеррат (8,3)КарибыГондурас (23,8)МаршалловыОкеанияНауру (7,3)острова (23,7)Источник: World Marriage Patterns 2000 // Population Newsletter, Dec.
1999. № 68.P. 13–15.РегионСовременные тенденции брачности в европейских странах (начавшиесясо второй половины 1960-х гг.) наталкивают нас на мысль об устойчивостиевропейского типа брачности и воспроизводящих его мотивов. Социо-культурные традиции в регулировании брачного поведения и рациона244лизм поведения европейской культуры вызвали повышение уровня безбрачия и возраста вступления в первый брак.10.4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ БРАЧНОСТИСерьезное влияние экономических причин на развитие определенных формбрака породило экономические концепции, использующие свой инструментарий для объяснения экономической природы брачных отношений,рациональности поведения индивидуумов на брачном рынке.В рамках концепций демографического перехода исследуются макроэкономические факторы демографических изменений (К.
Дэвис, Дж. Блейк,Ф. Ноутстайн, А. Ландри, Ж. Буржуа–Пиша), среди которых присутствуюти изменения в процессах брачности. Переход от аграрной экономикик индустриальной разрушил рациональность принципов патриархальнойсемьи и патриархального брака. Семьи становятся нуклеарными, многодетность перестает быть выгодной.Поскольку вопрос о том, какие факторы влияют на процессы брачности, выходит за рамки демографической науки, социологи, историки, экономисты предлагают свою трактовку факторов брачности. Так как выборбрачного партнера происходит на микроуровне, микроэкономические концепции предлагают свою интерпретацию этого вопроса.
Наибольший интерес представляет неоклассическая теория «новой экономики домохозяйства», включающая проблему выбора партнера на брачном рынке, проблемуоценки брачного капитала (Г. Беккер). Кроме того, существует современная институциональная (Р. Поллак, М. Уоткер) и феминистская критикаэтой концепции (Ф. Вулли, П. Инглэнд, М. Уоринг).Беккер полагает, что в каждом домашнем хозяйстве производятся такие блага, как дети, любовь, уважение, чувственные удовольствия (см.
Беккер, 1994). Эти блага обладают для членов семьи определенной полезностью, для их производства затрачиваются семейные ресурсы, включаявремя самих членов семьи. Таким образом в браке создается специфический семейный капитал (доход), который является стимулом для заключения брака. Партнеры на брачном рынке имеют определенное качество(а следовательно и цену). Эффективный брачный рынок приводит к заключению браков между партнерами равного качества.Развитие контрацепции, вовлечение женщин в производство, социальная поддержка семей с детьми, развитие трудосберегающих предметов домашнего потребления изменяют предпочтения брачных партнеровв отношении заключения брака или оформления развода, меняют предпочтения семей в отношении рождения детей, повышают цену времени, которое затрачивает женщина в домашнем хозяйстве (Г.
Беккер, Р. Истерлин,Т. Шульц).245Методический аппарат трансакционной экономической теории, примененный к изучению домашнего хозяйства, дает новые возможности анализа. Внутренняя организация и структура семьи анализируется по аналогии с деятельностью фирмы. Семья перестает быть единицей анализа,имеющей свои предпочтения, появляется возможность рассматривать распределение ресурсов внутри семьи. Более того, сами предпочтения могутбыть переменной величиной наравне с возможностями, определяемымирыночными ценами. Брак рассматривается как отношенческий контракт(подобно долгосрочному контракту, который заключают фирмы, идущиена слияние) (см. Поллак, 1994).Феминистки также отрицают однородность домашнего хозяйства, утверждая, что консенсус может достигаться в семье посредством принуждения членов семьи.
Женщины чаще находятся в роли принуждаемых в силусоциально распределенных ролей, по причине дискриминации их на рынкетруда, что влияет на их совокупные доходы. Отрицается единство брачногокапитала (дохода) и признание за мужчиной роли семейного «альтруиста»,акцентируется внимание на распределении труда в семье, труд женщинв домохозяйстве признается «невидимым» и недооцененным. Дети рассматриваются не только как благо, но и как ограничение в процессе принятия индивидуальных решений членов семьи, особенно женщин. Заключение брака связывается в первую очередь с изменением статуса мужчины иженщины. Традиционный брак рассматривается как институт принуждения, усиливающий распределение ролей для мужчин и женщин: «муж»,«жена», «мать» (см.
Вулли, 1994).10.5. ПОКАЗАТЕЛИ БРАЧНОСТИПомимо основной статистической классификации показателей (используемой и в анализе процессов брачности), оперирующей такими измерителями, как коэффициенты, вероятности, частоты и индексы, предложим некуюклассификацию, на наш взгляд более точно отражающую возможностианализа брачности.Индикаторы, используемые для анализа брачности, можно условноразделить на следующие группы: абсолютные показатели брачности, коэффициенты брачности, средневозрастные показатели, показатели брачнойструктуры, временные или календарные показатели, модельные (табличные) показатели брачности.Строго говоря, средневозрастные показатели также можно отнестик показателям календаря брачности, а табличные показатели в статистическом смысле представлены вероятностями и коэффициентами.
Однако значимость показателя среднего возраста для характеристики брачности позволила нам выделить эти показатели в отдельную группу. А построение таблиц246брачности — относительно редко используемый инструмент демографического анализа брачности (табличные показатели также выделены особо).Обратимся к табл. 10.2, в которой представлены классы показателейбрачности и даны примеры основных показателей.Мы будем рассматривать преимущественно методы расчета показателей брачности для гипотетического (условного) поколения, большинствоиз которых применимы к анализу брачности реального поколенияс определенными оговорками в использовании и интерпретации.В данном параграфе мы определим показатели брачности и проследимдинамику некоторых показателей на примере России.