Д. Мак-Фарленд - Поведение животных (Психобиология, этология и эволюция) (1112575), страница 86
Текст из файла (страница 86)
Прояедуриал репрезентация - это совокупность команд, автоматически ведущих к желаемому обьекту без формирования его образа. Таким образом, если крыса пользуется процедурной репрезентацией, чтобы найти пищу, она направляется в левый поворот не потому, что кзнаета о находящейся там пище, а потому, что связывает левый поворот с ее получением (рис. 19.9). В декларативной системе знание предо~явлено в форме, соотвегствующей утверждению или предположению, описывающему отношение между событиями в окружающем животное мире, т. е, в форме репрезентации, которая ие заставляет животное использовать информацию каким-либо особым способом.
В процедурной системе форма репрезентации непосредственно отражает предстоящее применение знания. Так, например, Холланд (Но!1апг), 1977) демонстрировал крысам сочетание тона с пищей, предъявляя время от времени тон длительностью восемь секунд, после чего в кормушке появлялся корм. Он заметил, что у крыс вырабатывается тенденция приближаться к кормушке при включении тона. Это наблюдение может говорить о том, что во время научения устанавливается порядок действий в отношении кормушки, и приобретенная информация откладывается в памяти в форме, тесно связанной с ее применением. Согласно альтернативному объяснению, крыса воспринимает тои как причину появления пищи, т.е.
возникает декларативная репрезентация. То, что крыса стремится приблизиться к кормушке при включении тона, в таком случае должно объясняться иначе, потому что декларативная система пассивна, т.е. не управляет поведением животного. Таким образом, процедурная репрезентация дает менее сложное объяснение поведению крысы. 317 Рнс. 19.9. Простые прнмсры лекларнтннной (с ~сна) н процедурной (слрива) репрезентаций. И первом случае крыса обладает мысленным образом пели. но втором следует простому правилу повеления, ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ 1. Некоторые стороны выработки условных рефлексов скрыты от наблюдателя, и эзо позволяет думать, что она включает когнитивные процессы.
318 Предположим, олнако, что после образования связи зон — пиша крысы начинают сталкиваться с сочетанием пища— болезнь до тех пор, пока не станут отказываться от предлагаемого корма. Теперь у них образовались две отдельные ассоциации: тон — пища и пища-болезнь. Вопрос состоит в том, способны ли животные интегрировать их. С одной стороны, декларативная система дает основу для интеграции, потому что обе репрезентации имеют общий член «пища».
Холланд и Штрауб (Но!1апг1, 8ггапЬ, 1979) показали, что крысы интегрировали информацию, заключающуюся в двух таких связях, усвоенных в разное время. Животные, с.галкиваясь с сочетанием пища- болезнь вслед за сочетанием тон — пиша, были не склонны приближаться к кормушке при новом предъявлении тона. Не приходится сомневаться в способности животных интегрировать возникшие по отдельности ассоциации, что легче всего объяснить декларативной системой. Однако при некоторых обстоятельствах интеграции не происходит, что говорит о возможности формирования поведения на основе процедурной репрезентации ()д|ь сйпзоп, 1980). В декларативной системе должен быть какой-то способ перевода заложенной в памяти репрезентации во внешнее поведение. Для этого предложены различные механизмы (П(сЫпаоп, 1980), но здесь мы не будем на них останавливаться. Важно то, что, хотя процедурная теория лает относительно простое объяснение ситуаций простого научения, для истолкования наблюдаемых явлений может потребоваться более сложная теория, не исключающая некоторой формы декларативной репрезентапии.
Если допустить, что декларативная система необходима для объяснения поведения, необходимо также признать наличие у животного некоторой формы мышления. В то же время надо четко отделять свидетельства декларативной репрезентации от попыток упрощенного объяснения с помощью этого понятия поведенческих феноменов.
Возможно, концепция декларативной системы— всего лишь удобный костыль, на который может опереться современная теория обучения. 2. О животных, которые на первый взгляд внезапно находят решение задачи, иногда говорят, что они проявили инсайт.
Но не всегда ясна. чем именно такой процесс отличается от обыкновенного научения. 3. О некоторых сторонах ассоциативного научения говорят, что они гребуют когнитнвного объяснения, так как, по-видимому, связаны с мысленным образом достигаемой пели. Альтернативное объяснение предполагает, что животные просто выполняют сложный порядок действий. Рекомендуемая литература Риктхоп А.
11930) Сопнипрогагу Апйпа! 1 еагп1пя ТЬеогу, СашЬпг1яе 13п1тега11у Ргем, СашЬг10яе. Часть 111. Представление о природе сложного поведения В третьей части этой книги мы рассмотрим основные черты сложного поведения. Чтобь> лучше понять это>п вопрос, яал> нужно осмыслить зто поведение с двух точек зренич; с точки зрения его эволюционно сфорлшровавшейся с>прукп>уры и с точки зрения его .иеханнз нов.
Такой комплекснь>й подход — традиционна.ч компетенция этолоти в отличие от связанных с ней на>чных ди>щиплин: эволюционной биологии и психологии. Био>>оги-эволюционисть> ~в том числе зоосоциобиологи> риссматриваняп поведение с точки зрения его пред>иес>пвующсй эволюции и не адресуются к проблемам его сегодняшней непосредственной причинности. Психологов же прежде всего интересуют зти непосредственные причины поведения, и они редко ш пользуя>т строгие аргументы, основанные на теории естественного отбора.
В свою очередь этологи при изучении поведения пытаютсч снеди>шть механизл>ениые и эволюционные подходы. Их исследовательские интересы не ограничиваются вопросом о том, каким образом осуществляется регуляция поведения. Их интересует также и то, каким образом возникли эти механизмы и почему конкретные механизмы проявляются в конкретных обсп>оятел>итвах. В этой трет~ей части книги мы прежде всего рассмотрим некоторые области классической этологии, где и применяется такой двусторонний подход.
Затем мы остановимся на самы последних попытках связать вопросы о сформировавшейся в эволюции структуре поведения и его механизмах. И наконец, мы рассмотрим трудные проблемы языка и познавательных возможностей живопп>ы с,:де, по-видимому, такой двусторонний подход к проблеме окажется весьма полезным в будущем. П1.1. Инстинкт В этом разделе мы обсудим те вопросы классической этологии, которые касаются и эволюционно обусловленной структуры поведюшч и его механизмов. Гл. 20 посвящена проблеме инстинкта.
Она начинается с ранних представлений об инстинкте и описывает постепенно усложняющееся понимание инстинкта как явления, требующего научения, что иллюстрируется импринтингом. В гл. 21 сообщается о смещенной активности, которая все еще требует причинного обаяснения, но изучение которой обеспечило плодотворную почву для рассмотрения эволюционных аспектов комлзуникации. В гл. 22 обсуждаются вопросы коммдникации животных в эволюционном и мотивационном аспекта с, что создает основу для последующего рассмотрения проблемы языка животных. Конрад Лоренц (1903 г.) !Фотография Не»талл Касйег ) Конрада Лоренца и Нико Тинбергена считают прежде всего основателями современной этологии.
Научный подход этих ученых был подготовлен исследованиями Уитмена !%ййшап, 1842 19!О), Крейга (Сга!8, 1876-1954) в Америке и Хейнрота )Не!пго!й, 1871-1945) в Германии, однако именно их работы обеспечили основу лля булушего развития этологии, а их подход оказался альтернативным для господствовавшего тогда в Америке бихевиоризма. Конрад Цахариус Лоренц родился в Австрии. Он изучал медицину в Вене и параллельно занимался сравнительной анатомией, философией и психологией. Сначала он работал демонстратором, а затем читал курсы по сравнительной анатомии и зоопсихологии. В то же время в своем фамильном доме в Альтенберге он изучал поведение животных.
В !940 г. он стал профессором философии в Кенигсбергском университете, но в 1943 г. его призвали в армию . на медицинскую службу. В 1944 г. Лоренц был взят в штен советскими войсками. После освобождении в 1948 г. он работал в университете города Мюнстера. а затем в Зеевизене в Институте физиологии поведения имени Макса Планка.
1ам он работал ло 1973 г., пока не ушел в отсгавку. Николас Тннбсрген родился в Гааге !Нидерланды) и изучал биологию в Лейденском университете. В !930 г. он отправился с экспелицней в Гренландию, а в 1938 г. посетил Лоренца в Альтенбергс. Во время второй мировой войны он был ин|ерннрован в лагерь заложников в Нидерландах.
После освобождения Тинберген стал профессором зоологии в Лейденском университете. В 1949 г. его пригласили читать курс зоологии в Оксфордском Нико Тинберген 11907 г.) )Фатаграфяч В. Тггйа»с.) университете, где он организовал группу ло изучению поведения животных.