Главная » Просмотр файлов » Диссертация

Диссертация (1101434), страница 16

Файл №1101434 Диссертация (Проблема трагического в поэзии В.С. Высоцкого) 16 страницаДиссертация (1101434) страница 162019-03-13СтудИзба
Просмтор этого файла доступен только зарегистрированным пользователям. Но у нас супер быстрая регистрация: достаточно только электронной почты!

Текст из файла (страница 16)

произведения. Но в цикле Высоцкого есть и художественные влия­ния, являющиеся сигналами глубинного сродства, идеологических соответствий [11, 20] — это многочисленные реминисценции из рома­на М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Сам Высоцкий говорил о влиянии творчества Свифта, Гоголя, в ответ на анкету 1971 года своим любимым писателем называет Бул­гакова. Действительно, между героями романа "Мастер и Маргарита" и циклом Высоцкого много общего. И Иван Бездомный, и безымянный герой Высоцкого попадают в сумасшедший дом. Оба они проходят процедуру осмотра, всячески ей сопротивляясь. Налицо даже сход­ство жестов героев:

"— Ах так?? — дико и затравленно озираясь, произнес Иван, — ну ладно же! Прощайте...", — и головою вперед он бросился в штору окна. Раздался удар, но небьющиеся стекла за шторою выдержали его, и через мгновение Иван забился в руках у санитаров" [47, 73].

"Я злую ловкость ощутил —

Пошел как на таран, —

И фельдшер еле защитил Рентгеновский экран".

Стараются разобраться в происходящем и Бездомный, и герой Высоцкого, всячески подчеркивая собственную смелость, решитель­ность. Отчаянная бравада — доминанта их поведения. Иванушка учи­няет разгром в "Грибоедове", сопротивляется санитарам в психи­атрической клинике. Герой цикла "История болезни" говорит:

"Я терт и бит, и нравом крут,

Могу — вразнос, могу — враскрут..."

Подчеркивается не то чтобы демократическое, а люмпенизированное



происхождение обоих героев. Бездомный вспоминает о дяде Федоре, пившем в Вологде запоем, герой Высоцкого говорит:

"Род мой крепкий — весь в меня, —

Правда, прадед был незрячий,

Шурин мой — белогорячий,

Но ведь шурин — не родня!"

И, наконец, обоим делают успокоительный укол.

На всей атмосфере сумасшедшего дома в цикле Высоцкого лежит отблеск фантастики романа М. Булгакова. Одно из действующих лиц — рыжеволосая чертовка, вызывающая в памяти, конечно же, образ Гел­лы. Даже такая нарочито земная деталь, как медный таз, трижды упомянутый в "Истории болезни", быть может, неслучайна, поскольку заставляет вспомнить кастрюлю с серной мазью в "Мастере и Маргари­те". Возможны и более глубокие культурные ассоциации со сценой "Кухня ведьмы" из поэмы Гете "Фауст". Слова:

"Шабаш калился и лысел,

Пот лился горячо, —

Раздался звон — и ворон сел На белое плечо.

И ворон крикнул: "Nevermore!"

Проворен он и прыток, —

Напоминает: прямо в морг Выходит зал для пыток", напоминают и о великом бале у Сатаны, и Вальпургиеву ночь на Бро­кене — Лысой горе. Ворон же из одноименной баллады Э. По появ­ляется здесь тоже неслучайно (кстати, Высоцкий прекрасно знал эту балладу, так как она входила в поэтическую ткань спектакля "Анти­миры"). Согласно христианским представлениям, вороны были спутни­ками черта, а ведьма в "Фаусте" спрашивает у Мефистофеля:



  • 120 -

"Но конского при вас копыта нет,

И вороны куда, скажите мне, девались?"

[71, 13 9] . И лишь усугубляют обстановку современные атрибуты до­проса. В "желтом доме" Высоцкого творится подлинная чертовщина. Отсюда нет выхода — только смерть, гибель, небытие. Это уже от­нюдь не образцово-показательная клиника профессора Стравинского, а тюрьма, не осмотр, а пытки (см. в цикле лейтмотив игл, загоняе­мых в тело, упоминаемые "орудья пристрастья"). Многочисленные реминисценции усиливают ощущение смертельной опасности, грозя­щей герою. В этом глубинное различие между Иваном Бездомным и героем цикла Высоцкого. Если Иванушка успокаивается, становится историком, и только в ночи полнолуния ему бывает тревожно и тя­жело на душе, то для героя Высоцкого подобного выхода нет. Он попал в страшное место, образ которого создается во многом бла­годаря роману Булгакова и тому историко-культурному пласту, ко­торый стоит за ним. [см., например, 75, 171] . Из-за обилия реми­нисценций сюжет цикла разрастается, становится пестрым и много­ликим, играющим, словно в калейдоскопе, различными гранями смыс­ла. Вкупе с тремя параллельными сюжетами баллад, образующих цикл, литературные реминисценции создают общий метасюжет, значительно превосходящий современный социальный смысл. Отсылки к сегодняш­нему дню заземляют чертовщину, творящуюся в "желтом доме", но это только один полюс цикла. Второй же полюс — в философском подтексте романа М.А. Булгакова, в отсылках к поэме Гёте, в ро­мантической символике баллады Э. По, возможной перекличке (хотя бы тематической) с "Записками сумасшедшего" Н.В. Гоголя.

Литературные реминисценции в цикле Высоцкого не только во многом определяют сюжет, но и задают определенный масштаб пове­ствованию. Границы произведения резко расширяются, чему немало



  • 121 -

способствует стиль цикла. Повествование в "Истории болезни" сти­листически неоднородно, как неоднородна позиция и облик действую­щего лица. Изредка встречаются фрагменты книжной высокой лексики: "экстаз", "зал для пыток", "белое плечо", "остался братом", "дей­ствовать во благо", "канули во мрак", "взрезайте с Богом". Вкупе с насыщенностью образной ткани цикла указанный лексический пласт восходит к романтической традиции, порождая вспышки риторики, проповеди и патетики. В этом можно видеть проявление писательской позиции автора и одну из черт образа героя, поскольку налицо со­отношение с трагической основой сюжета.

Но романтические формулы, книжная лексика причудливо смеши­ваются с иными языковыми пластами. В повествовании звучат обра­щения, эллиптические конструкции, типичные для живой разговорной речи, специфически снижен смысл синекдох ("огромный лоб возник в двери") , перифраза ("очечки на цепочках" — пенсне, "отец желту­хи" — Боткин) , сравнительных оборотов ("вот сладкий газ в меня проник, как водка поутру"), метафор ("и кровью харкало перо в не­винную бумагу"), оксюморонов ("и озарился изнутри здоровым недоб­ром") . Они создают комический покров цикла, скрывающий его истин­ную сущность. Все эти стилистические особенности органично соче­таются в полиметрической форме цикла: 4Я + ЗЯ — 8х + 4х + 4х—>—4Я + 3Я. Сюжетно-композиционному параллелизму стихотворений соответ­ствует строфа из трех частей (8 + 4 + 4 —>— 4 + 4 + 4 —>— 4 + 4 + 4) . Баллады цикла соединяются, таким образом, в единую систему, несу­щей конструкцией которой становится образ героя.

Высоцкий не стремится форсировать драматизм облика главного действующего лица. Напротив, перед нами, скорее, герой-шут, под балаганным поведением которого скрывается трагическая основа. Создавая его образ, Высоцкий обращается к традиции русского ско-



морошества с характерным для него балагурством [270, 74]. Одной из примечательных черт стилистики Высоцкого является словесная эквилибристика [234, 63]. В цикле "История болезни" это явление существует прежде всего на уровне грамматическом. Морфологиче­ское жонглирование предлогами и префиксами — распространенный прием в поэзии Высоцкого (см. стих. "Татуировка") : в полубреду — в полупылу, вразнос — враскрут, на нерве — начеку, вызнать, вы­ведать, вынут, изомнут, испоганят, изорвут; "заоконное светило закатилось за стеной". Лексические значения однонаправленности и разнонаправленности все время пересекаются, переставляются, сталкиваются между собой, вступают в смысловую игру, создают ка­ламбуры и афоризмы. Повышенная афористичность стиля объясняется использованием бессоюзия с синтаксической синонимией, переходя­щей порой в анафору. Подобные конструкции характерны для посло­виц, кстати, также органично существующих в речи героя и подчер­кивающих его ориентированность на фольклорную традицию, на поэ­тику скоморошества:

"Все зависит в доме оном От тебя от самого:

Хочешь — можешь стать Буденным,

Хочешь — лошадью его!"

Интересно, что при создании подобных афоризмов используются со­ветские штампы, взрывающиеся в речи героя новыми смыслами. Напри­мер, чрезвычайной популярностью пользовалась фраза из песни Роберта (к/ф "Дети капитана Гранта"): "Кто хочет, тот добьется".

Высоцкий соединяет ее с пропагандистской формулой: "Все зависит

от человека", а также неприличным анекдотом про "мочь" и "хотеть" и получает приводимый выше афоризм.

Поэт, обращаясь к традиции сказа, достигает в цикле порази-



  • 123 -

тельной стилистической свободы, виртуозно меняя словесные обличья своего героя и авторского "Я". Высоцкий использует сказ как опо­ру на различные формы коллективного сознания, чтобы, как и его великий предшественник и учитель в "Петербургских повестях, "об­рести при этом связь с опытом и возможностями массовой культуры, свободной от каких-то неизбежных для литературы норм и ограниче­ний." [164, 51]. Однако в сказе Высоцкого сохраняется живая связь с традицией высокой литературы. Так, поэт примеряет своему герою маску гоголевского иронического рассказчика [163, 86-87, 106-110 и др.], и она оказывается ему в пору. Достаточно вспомнить, как ге­рой восхищается портретами ученых, висящими в сумасшедшем доме: "Хорошо, что вас, светила, всех повесили на стенку —

Я за вами, дорогие, как за каменной стеной:

На Вишневского надеюсь, уповаю на Бурденку, —

Подтвердят, что не душевно, а духовно я больной!"

Создание образа героя идет по одному из путей воссоединения с культурой, строительству ее из осколков, обломков прошлого и со­временной массовой продукции, о чем уже шла речь выше. Но это не эклектическое соединение разрозненных кусков. Герой-шут, вопло­щающий в себе массовое сознание, и возвышенный романтик оказыва­ются неразрывно связанными психологически, изнутри. Замечательным примером такой внутренней спаянности является фраза:

"Я лег на сгибе бытия,

На полдороге к бездне, —

И вся история моя —

История болезни".

Начинается она "высоким штилем" и затем словно срывается в шутов­ство, буффонаду. Но это буффонада романтика, соотносящего свое бытие со всей Вселенной, героя, стоящего на грани жизни и смерти.



Это и есть художественное воплощение того типа неклассического трагического сознания, усугубленного условиями существования в тоталитарном обществе, о котором говорилось во введении. Подобный менталитет воспроизводится в цикле "История болезни", определяя его трагифарсовую природу.

Бравада и отчаянье существуют на всех уровнях структуры цик­ла, от фоники до проблематики. Так, в качестве одной из важнейших циклообразующих связей является лейтмотив звука. В произведении постоянно звучат два тона. Прежде всего слышен ерничающий голос героя. Он смешивается с ёканьем внутренних органов, харканьем, визгом, криками боли и ужаса, последним "прости", шепотом безыс­ходности (см., например, аллитерацию [ш] в строфе:

"Идешь, бывало, и поешь,

Общаешься с людьми,

И вдруг — на стол тебя, под нож, —

Допелся, черт возьми!..")

Тон противоположной строфы подчеркнуто сдержан и серьезен: бес­страстные заключения, "любезные" советы, хитрые и осторожные предположения:

"Доктор мой не лыком шит —

Он хитер и осторожен:

"Да, вы правы, но возможен Ход обратный", — говорит."

Звуки, идущие со стороны противника, подчеркнуто приглушены: "вздохнул осатанело", "кряхтел", "бесстрастно ответил". Возникает единая интонация серьезности и сдержанности. Только один раз раз­дается крик, когда опасность со стороны героя действительно ста­новится нешуточной:

"И горлом — кровь, и не уймешь —



  • 125 - Залью хоть всю Россию, —

И крик: "На стол его, под нож!

Наркоз! Анестезию!"

Но серьезный тон, противопоставленный интонационному богатству речи героя, не терпит поражения в цикле. Он не только присутству­ет на равных с голосом героя, но и открыто звучит в конце цикла, подводя его итоги. Тон сдержанности, безусловно, вызывает ассо­циации с порождаемой тоталитарным обществом нарочитой серьез­ностью официальной речи, скупой, постной или наигранно бодрой.

Эта серьезность не только устрашала, требовала и запрещала. Она создавала также иллюзию защищенности и обеспеченности. Так и в цикле "История болезни" голосом врача настойчиво внушается герою мысль о бесполезности его действий, желание забыться, успокоить­ся.

Однако герой Высоцкого — правдоискатель, чувствующий ответ­ственность не только за свою судьбу, но и за жизнь других. Отсю­да обращение к невесть откуда взявшейся "сестренке", крик-заве­щание: "Скажите всем, кого я знал: я им остался братом!" (см.

балладу "Он не вернулся из боя"). Действия героя направлены не только на спасение России, как в балладе "Купола", но речь идет о мировой истории в целом. Неслучайно говорится в конце цикла о болезни самого Создателя, о недуге, поразившем Адама и Еву и да­же змея-искусителя, о хронически больном человечестве. Воистину "История болезни" — цикл "последних вопросов" перед угрозой бы­тия, перед ликом смерти. "Желтый дом" оказывается полным тайных сил, грозных предзнаменований, подспудного движения к вселенской катастрофе. Неслучаен наступивший мрак в последней балладе цикла. Это предвестие "последних времен", "конца света". На всем цикле лежит отблеск эсхатологизма, неотделимого от авторской концепции



  • 126 -

изображаемого. Выше уже говорилось о мифологических представле­ниях, переосмысленных в поэзии Высоцкого. "История болезни" — новый пример мифологизации привычных представлений, облика героя и даже его речи.

Мифологизация осуществляется здесь в форме намеков, просту­пает отдельными бликами, суггестивно. Она приглушена авторской иронией, простодушием образа героя. Но все это способствует утверждению "некнижного, жизненного отношения" к мифу, безуслов­ности мифологического подтекста, открытию "мифологических перво­основ... в самых обыденных бытовых вещах и представлениях" [12 6,

  1. 881] .

Уже само колебание между устным и письменным словом, под­вижность границ между различными ликами и речевыми манерами по­вествователя связаны с мифологизацией [164, 70-71] . Правда о мире и поведении человека в нем утверждается в цикле завуалированно, не в виде четких формулировок, а путем обращения к фольклорному сознанию, к его мифологической основе. Так, обращает на себя вни­мание обилие Фразеологизмов в речи героя: "мять бока", "от корней

волос до пят", "губы на замок", "войти в раж", "голый, как со­кол", "шмыг да шмыг", "держусь начеку", "взят в тиски", "пробо­вать на ощупь", "подымаю хвост", "подведя черту" — вот только перечень фразеологизмов первого стихотворения. В мифологизирован­ной атмосфере цикла реализуются не только их лексические значе­ния, но и восстанавливаются древнейшие смыслы, позволяющие судить об истинных намерениях героя. Неслучайно, например, усиление фразеологизма "здоров, как бык" ( "Я был здоров, здоров, как бык, как целых два быка.. . ") .

Характеристики

Тип файла
Документ
Размер
1,53 Mb
Предмет
Высшее учебное заведение

Список файлов диссертации

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
6566
Авторов
на СтудИзбе
298
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее