Диссертация (1100941), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Кроме того, перфектный футурум авторрассматривает в составе сослагательного наклонения, оптатив рассматриваетчерез призму греческой видовременной системы [Galindo 1993:39].Наконец, одной из наиболее существенных черт является выделениепроблем синтаксиса в особый раздел. Более того, автор пользуется понятием опереходности и управлении, о рефлексивности, анафоре / катафоре (хотя ещедостаточно диффузно их обозначает).2. 1.
2. Латинские грамматики эпохи Средних ВековВ Средние века грамматика продолжает использоваться в качествеприкладного учебного пособия. Из работ античных авторов наибольшейпопулярностью пользуются грамматики «Ars Minor» Доната и «Institutiones»27Присциана.
Появляется также большое количество комментариев к ним ипереработок(сокращений).Болеетого,частьразделов,которыеупозднеантичных авторов представлялась в рамках одного труда, в Средние веканачинает выносится в отдельные трактаты. Так, ближе к XI веку возникаютработы по орфографии, просодии, метрики, риторическим фигурам и пр.Начиная с XI века начинают появляться грамматики нового типа, цельюкоторых было приспособить материал, излагаемый в античных работах, кнуждам школьного образования ([Galindo 1993: 48]). Наибольшую известностьполучили грамматика «Doctrinale» Александра Вилладейского и «Graecismus»Эберхарда Бетюнского (XIII век).
Среди наиболее характерных черт можноотметить отсутствие интереса к теории языка. Основное содержаниесредневековых грамматик касается преимущественно вопросов образованиясупинов, герундиев, компаративов, инфинитивов, относительных местоимений,патронимов, диминутивов, наречий места, а также некоторых типов управленияи согласования. Материал подавался достаточно бессистемно, правила иобъяснения шли вперемешку с парадигмами и примерами, некоторыепарадигмы приводились неполностью. Более того, язык этих сочинений ипримеров был близок не к классической, а к средневековой латыни, в качествепримеров использовались не отрывки из античных авторов, а цитаты изрелигиозных книг или искусственно созданные предложения.
Появляется иновая форма изложения: стихотворная. Несколько меняется сама структураработ: грамматика делится не на три, а на четыре части: 1) этимология(морфология), 2) синтаксис (вопросы согласования и управления), 3) просодияи характеристика слоговой структуры и 4) стилистика и риторика.Вместе с тем, с развитием средневековой философии появляютсяграмматики, в которых внимание акцентируется преимущественно на теорииязыка ([Степанова 2000], [Десницкая 1991]). Подобные работы получилиназвание спекулятивные грамматики.
Описательный метод в них меняется наобъяснительный. Главный интерес сосредотачивается не на конкретных28языковых фактах и разнообразии языков, а на вопросе о происхождении языка иего взаимосвязи с мышлением и реальной действительностью. Категории языканачинают описываться в категориях логики, и основной упор делается назначении (центральным понятием становится modus significandi) и организацииозначающих в речи (синтаксис). В трудах схоластов и модистов (МартинаДакийского, Томаса Эрфуртского) появляются новаторские понятия, связанныессемантическимисинтаксическимустройствомпредложения:дляхарактеристики субъекта и предиката вводятся понятия «suppositum» и«appositum», для обозначения слова, предшествующего относительному илианафорическому местоимению – «antecedens», для описания синтаксическихсвязейуправленияисогласования–«regere»и«concordare»,дляхарактеристики семантических ролей – «res agens» и «res patiens», а такжеразграничиваютсясуществительныеиприлагательные.По-новомуосмысливается понятие «transitio» и «intransitio».
В предшествовавшейтрадициипереходнымиглаголаминазывалисьтакие,которыемоглисогласовываться с именами в косвенных падежах, иными словами, этимитерминами описывались синтаксические отношения глаголов и имен. ВСредние века этими понятиями начинают описываться более абстрактныеотношения слов в предложении (подлежащие и дополнения) [Робинс 2010: 124].Используются и Артистотелевские представления о причине («vix» или«natura»). Наконец, одной из самых характерных черт является то, что в трудахмодистов появляется понятие об универсальной грамматике.2.
1. 3. Ренессансные латинские грамматики.В эпоху Ренессанса сохраняются выработанные в Средние века и в эпохуАнтичности языковые понятия. Категории языка и их акциденции продолжаютпониматься так же, как в Античности (при этом новшества средневековыхтрудов учитывались). Также сохранилось двоякое отношение к языку какобъекту прикладному, с одной стороны, и теоретическому, с другой. Однакоменяется специфика и метод подхода к описанию этого объекта. Так, несмотря29на то, что в качестве основных пособий по изучению латыни в учебныхзаведениях продолжают использоваться учебники и грамматики латинскогоязыка, составленные в прошлые эпохи, появляются новые, составленные ужегуманистами.
Для метода, использованного при их составлении, характернопредельное упрощение грамматического описания, а также расширениеисточников материала, служащего в качестве иллюстрации для тех или иныхпонятий. Основой для ориентации в составлении грамматик становитсяпонятие об обиходе (узусе), сложившееся под влиянием трудов Квинтилиана. Вкачестве примеров приводились выдержки не только из классических авторовРима, но также и Греции.
Что касается теоретического осмысления языков, то вэтой области также происходит значительный поворот. На смену логическому ифилософскому подходу к языку приходит исторический [Степанова 2000],[Косарик 1998, 2013]. Это означает, с одной стороны, что концепцииуниверсальной латыни и методу теоретического анализа языка в отвлечении отреальных языковых факторов и явлений гуманисты противопоставляютконцепцию латыни как естественного и исторически изменяющегося языка, а сдругой, происходит углубление понимания факта разнообразия языков. Приэтом в фокус интереса попадет текст во всей его совокупности и разнообразии.Появляется новый метод исследования языка – в его функциональномпроявлении.
Следствием подобного подхода (а также ввиду историческогопонимания языка) стало появление сравнительного метода, при которомбрались тексты на разных языках одного или разных произведений исравнивались между собой, благодаря чему формировалось в какой-то степенитипологическое представление о языках, при комментировании и переводетекстов были заметны различия и специфика тех или иных категорий. Однако, восновном, работы, посвященные таким комментариям, носили большефилологический, нежели собственно лингвистический характер. Кроме того,становится допустимой возможность не только существования языков,отличных от латыни, которая воспринимается при этом как образец и модель30для многих культурных аспектов, а народные языки представляются какварианты видоизмененной латыни («языковая порча»), но и возможность того,что подобные языки могут обслуживать разнообразные сферы коммуникации.Наличие литературы на языке и его кодификация в грамматиках становитсякритерием оценки.
Право на существование и признание язык получает тогда,когда удовлетворяет вышеуказанному набору критериев. Среди другихновшеств можно отметить следующие: внимание к проблемам риторики,разработка идеи об аналогии и пропорции, деление грамматики на две части:методическую, которая собственно занимается описанием языковых фактов, иисторическую, в которой акцент ставится на филологическом толкованиитекстов. Кроме того, в грамматическом описании появляется больше деталей,подборка материала и описание становится тщательнее и аккуратнее. Разделы,которые в средневековых грамматиках существовали отдельно (орфография,синтаксис, морфология), объединяются в одном месте. Наконец, из грамматикиисключаются философские представления и термины.Стоит также отметить, что ближе к середине XVI века начинаютпоявляться и грамматики рационалистического толка, к которым относятсяследующие: грамматика Агостино Сатурнио (Agostino Saturnio.
Mercurius maior(1531)), грамматика Томаса Линакра (Thomas Linacre. De emendata structuralatini sermonis libri sex (1523)), грамматика Юлиуса Цезаря Скалигера (JuliusCaesar Scaliger. De causis linguae Latinae libri tredecim (1540)) и грамматикаФранcиско Санчеса де лас Бросасас (Francisco Sánchez de las Brozas.