Диссертация (1100941), страница 4
Текст из файла (страница 4)
В. Ломоносова, 27-28 ноября 2014 г.), VIIIМеждународной научной конференции «Иберо-романистика в современноммире: научная парадигма и актуальные задачи» (МГУ имени М. В. Ломоносова,24-25 ноября 2016 г.), на XX, XXI, XXII заседаниях секции «Филология»ежегодной научной конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых«Ломоносов» (МГУ имени М. В. Ломоносова, 2013, 2014, 2015 гг.). Основныеположения диссертации отражены в 8 публикациях, из которых 4 статьиопубликованы в журналах, включённых в список изданий, рекомендованныхВАК РФ.16Глава IОсновная проблематика пиренейской лингвистики в контекстеевропейской грамматической традиции1. Корпус анализируемых грамматик.
Общая характеристикапроблематики.Все рассматриваемые грамматики можно условно разделить на несколькотипов.Во-первых,вотношенииязыка–объектаописанияанализируемыеграмматики можно разделить на грамматики латинского (работа Присциана,Доната, Небрихи, Семпере, Жильберти и Тамара), испанского (работа Небрихи,Вильялона, дель Корро, грамматики 1555 и 1559 годов), семитских (работы поивриту Альфонсо Саморы и грамматика диалекта арабского языка Педро деАлкала) и индейских (грамматика языка науатль Ольмоса, языка пурепечаЖильберти и языка кечуа Томаса) языков.Во-вторых, по шкале прикладной характер – теоретический характер, тоесть по степени представленности анализа теоретических вопросов (например,рассуждения о правильности определения класса глаголов и т.
п.) грамматикиможно разделить на те, в которых в некоторой степени теоретические вопросыосвещаются(грамматикаПрисциана,латинскаяграмматикаНебрихи,грамматика испанского языка Вильялона и первая версия грамматики Саморы),и на те, в которых теоретическим вопросам практически не уделяется внимания,а основное внимание уделяется описанию реализации тех или иных понятий(все остальные).В-третьих, рассматриваемые грамматики разбиваются на несколько групппо цели создания и целевой аудитории. В одну группу можно отнести работы,которые создавались в качестве учебных пособий, предназначенных длястудентов в образовательных учреждениях, которым язык был необходим дляприобретения навыков чтения и понимания важных для европейского обществатого времени текстов (религиозных, литературных, юридических и так далее)(грамматики латинского языка и иврита),17в другую группу – работы,предназначавшиесядлявзрослыхпользователей,желающихвыучитьиностранный язык для определенных целей (торговля, общение и т.
п.)(грамматики испанского языка). В последнюю группу относятся работы,созданные преимущественно членами религиозных орденов и предназначенныедля коллег с целью их обучения иностранному языку и помощи враспространении католической веры среди завоеванных и подчиненныхнародов.В-четвертых, все грамматики разделяются на две группы в отношениитакого параметра, как письменный или устный источник фиксации. Так, кграмматикам, создававшимся на основе анализа письменных текстов, относятсяграмматики латинского языка и иврита, к грамматикам, создававшимсяпреимущественно на основе фиксации устных текстов, относятся все остальные(грамматики испанского языка, грамматики индейских языков и грамматикадиалекта арабского языка).Несмотря на различие в некоторых аспектах, представленных выше,анализируемые грамматики имеют и ряд общих черт, в частности, общуюпроблематику, что обусловлено той важностью, которая придавалась в первойполовине XVI века понятийной системе, оформившейся в Древней Греции иРиме в практике описания греческого и латинского языков, дополненной вСредние века и систематизированной в эпоху Возрождения.
Иными словами,большая доля всего комплекса проблематики, который был представлен вграмматикахлатинскогоязыкаДонатаиПрисциана,внесколькомодифицированном виде присутствует и в грамматиках латинского языка XVIвека (Небрихи и других авторов), а также в грамматиках испанского, семитскихи индейских языков.Начиная с Квинтилиана грамматику было принято делить на две части:методическую и историческую.
В задачи первой входило рассмотрение,систематизация и анализ языковых фактов, а также обучение описываемомуязыку, в задачи второй входило чтение и анализ литературных произведений.18Анализируемые грамматики создавались в качестве грамматик первого типа.Важным аспектом также являлось внимание к идее узуса и к характеру корпусаматериала, на основе которого создавалось грамматическое описание.Всю методическую грамматику, в частности, латинскую, делили на четыречасти: первая часть была посвящена проблемам фонетики и графическойпредставленности звуков, которая носила название орфография; вторая частьбыла посвящена характеристике слоговой структуры слов; третья часть,традиционно носившая название этимология, была посвящена описаниюморфологии частей речи; четвертая часть посвящалась проблемам синтаксисасловосочетания.
Из всех рассматриваемых работ в полном виде даннаяпроблематика представлена в работах Присциана, латинской грамматикеЖильберти, латинской и испанской грамматиках Небрихи и испанскойграмматике Вильялона, грамматике Томаса. В грамматике Доната и Саморыотсутствует раздел о синтаксисе, в грамматиках латинского языка Семпере –раздел об орфографии и слогах, в грамматиках 1555 и 1559 годов, а также П. деАлкала и Жильберти – раздел о слогах и синтаксисе, в грамматике дель Корро,Тамары и Ольмоса – раздел о слогах.В разделе, носившем название орфография, рассматривались вопросы,связанные с характеристиками звуков и их графическим представлением, вразделе о просодии и слогах рассматривались вопросы, связанные с типомслогов и ударения.В разделе о морфологии (общем для всех рассматриваемых работ) былипринято рассматривать классы слов (части речи) и их характеристики.Стандартно (по крайней мере в грамматиках латинского языка) выделялось иописывалось восемь частей речи: имя, местоимение, глагол, причастие, которыевыделялись в особую группу по параметру «изменяемые части речи», а такженаречие, предлог, междометие и союз, которые выделялись в другую особуюгруппу по параметру «неизменяемые части речи».
В грамматиках испанскогоязыка также выделялся артикль (а в грамматике Небрихи еще и «причастные19имена»).Кроме того, в части грамматик XVI века отдельно рассматривались супин игерундий, а также прилагательные и существительные, которые выносились вособые подклассы имен. В грамматиках с теоретической направленностьюрассматривалась в первую очередь проблема определения каждой части речи, тоесть выбор того или иного набора критериев (семантический, морфологический,синтаксический и т. п.).Части речи (как собственно и другие языковые явления, типа звуков ислогов) принято было разделять на группы по так называемым акциденциям, тоесть некоторому набору признаков лексико-семантического и грамматическогохарактера.Среди акциденций имен выделялись (в первую очередь в грамматикахлатинского языка Присциана и Небрихи, в которых были представленынаиболее полные списки акциденций, в других грамматиках список акциденциймог сокращаться) такие акциденции, как качество, то есть деление имен насобственные и нарицательные (в некоторых грамматиках данное делениевыносилось из состава акциденций, а в грамматике испанского языка Небрихи вданную акциденцию также включалось деление имен на прилагательные исуществительные и представление об антецедентах и союзных словах припридаточных относительных предложениях), вид, то есть деление имен нанепроизводные и производные (среди производных в свою очередь выделялисьпатронимы,тоестьнаименованияпотомков,поссессивы,тоестьотносительные прилагательные, производные от глаголов, имен, наречий ипричастий, а также диминутивы и компаративы с суперлативами, в некоторыхграмматиках отдельно выделялись наименования жителей тех или иныхтерриторий), фигура, то есть словосложение и префиксальная деривация, род,число, падеж.
Некоторые грамматисты также выделяли лицо и акциденциюсклонение в качестве дополнительной к акциденции падежа, то есть собственнопредставлениеопадежномсловоизменении,20атакжеотипахсловоизменительных парадигм.При описании местоимения выделялись следующие акциденции: вид, род,число, фигура, лицо, падеж со склонением, которые могли объединятся в однуакциденцию«declinatio».Приописаниивидаприводилосьделениеместоимений на простые (личные / указательные) и производные (посессивные).К акциденциям глагола было принято относить следующие: род, (внекоторых грамматиках употребляется альтернативный термин – значение),время, наклонение, вид, число, лицо, спряжение. Род понимался как делениеглаголов на группы по типу переходности и типу значения залога. Наклонениетакже включало в себя и инфинитив.
Вид подразумевал деление глаголов нанепроизводныеипроизводные.Кпоследнимотносилисьглаголы,принадлежащие к различным аспектуальным типам. Спряжение подразумевалоразделение глаголов на словоизменительные парадигмы.Причастие рассматривалось в качестве особого класса слов и выделялось вкачестве части речи. В состав ее акциденций входили часть акциденций имении часть акциденций глагола: время, фигура, число, род, падеж и склонение, атакже значение или род.В описание предлогов входило определение таких акциденций, как фигура,то есть сложность формы, положение, то есть позиция данных классов поотношению к другим частям речи, и падеж, то есть тип падежной формы,которая встречается при том или ином предлоге.К акциденциям наречий относились вид, фигура и значение, то естьделение наречий по типу обстоятельственного или иных значений, которое онивыражали, к акциденциям союзов – значение, то есть деление союзов по типулогических отношений, которые они выражали, фигура и положение, какциденциям междометий – только значение.Наконец, в разделе синтаксиса (кроме грамматики Присциана, у которогоданный раздел имеет специфику) основное внимание уделялось в первуюочередь описанию таких явлений, как согласование и управление.
При21описании управления было принято выделять отдельно модели глагольногоуправления (выделялись группы по типу рода глагола, а также по типупадежных форм имен, которые встречались с тем или иным родом глагола) иотдельно модели управления других частей речи, в том числе и именных.Помимо вышеобозначенной проблематики, общей для всех описываемыхграмматик, в некоторых также рассматривались вопросы, специфичные толькодля них. Так, в частности, в грамматиках латинского языка и некоторых другихсочинениях рассматривались вопросы стилистики и риторики.