Диссертация (1100352), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Применение статистических методов позволяет глубже понять процессы,происходящие в системе сильных глаголов, поскольку такие методы даютвозможность делать обобщённые, а не частные выводы о судьбе сильныхглаголов.4. Вероятность перехода сильного глагола в слабое спряжение на пути отдревневерхнемецкого к средневерхненемецкому периоду зависит отразмера группы, к которой принадлежит глагол, и от его парадигматики(наличия / отсутствия чередования в презенсе, сопутствующего аблаутукак основному признаку сильного глагола).5. Вероятность перехода сильного глагола в слабое спряжение в болеепоздние периоды не зависит от размера группы и от парадигматики, аопределяется другими факторами, в первую очередь частотностью имежлексемными ассоциативными отношениями (т.
е. взаимодействием сомонимами и дериватами, в первую очередь каузативами).6. Начиная с ранненововерхненемецкого периода утрачивается системностьв разделении сильных глаголов на группы; как гомогенные группыпродолжают существовать только старые глаголы I класса и глаголы IIIкласса с носовым согласным после чередующегося гласного.Структура работы определяется поставленными целями и задачами, а такжевыбранными методами исследования.
Диссертация состоит из трех глав иЗаключения. В главе 1 дается приводится определение сильного и слабого глагола,обзор литературы по теме и аргументируется положение 1, выносимое на защиту.В этой же главе с теоретических позиций обсуждаются механизмы и причиныперехода сильных глаголов в слабое спряжение и обосновываются положения 2 и3, выносимые на защиту. В главе 2 проводится анализ материала: обосновываются7методологические принципы исследования, устанавливаются критерии признанияглагола сильным или слабым в спорных случаях, а затем для всех сильных глаголовдревневерхненемецкого языка прослеживается их судьба в ходе истории немецкогоязыка; при этом.
В главе 3 полученный материал анализируется при помощистатистических методов; на основании этого анализа делаются выводы о динамикесильных глаголов в истории немецкого языка и о судьбе системы аблаута в целом.В этой главе обосновываются положения 4, 5 и 6, выносимые на защиту:устанавливается наличие причинно-следственной связи между динамикойразвития сильного глагола и его принадлежностью к большой или малой группе, атакже его парадигматикой; делаются общие выводы о судьбе сильных глаголов каксистемы.ВЗаключениидиссертацииобобщеныитогивыполненногоисследования, а также намечаются перспективы дальнейшей разработки темы.8Глава 1. Сильные и слабые глаголы немецкого языка в синхроническом идиахроническом аспекте1.1.
Сильные и слабые глаголы немецкого языка в синхроническом аспектеГлаголы в немецком языке, как и во всех германских языках, делятся на двабольших словоизменительных класса — сильные и слабые. За этими условнымитерминами, введенными Я. Гриммом в «Немецкой грамматике» [Grimm 1822: 836,839], стоят значительные различия в способах образования форм времен инаклонений.Для демонстрации различий между сильными и слабыми глаголами в этомразделе мы используем материал современного немецкого литературного языка.Аналогичные факты могут быть приведены для любых других периодов историинемецкого языка: современный немецкий язык выбран лишь для наглядности.В современном немецком языке сильные глаголы отличаются от слабых вцелом ряде форм: в изъявительном и сослагательном наклонении простогопрошедшего времени (претерита), в причастии прошедшего времени (причастиеII), во 2–3 лице единственного числа изъявительного наклонения настоящеговремени и в единственном числе повелительного наклонения:1) сильные глаголы образуют изъявительное наклонение претерита припомощи чередования гласных в корне и без суффикса; слабые глаголы не имеютчередований в корне и присоединяют суффикс -te: ср.
сильные глаголы laufen‘бежать’ — er lief ‘он бежал’, helfen ‘помогать’ — er half ‘он помогал’ и слабыеглаголы kaufen ‘покупать’ — er kaufte ‘он купил’, schenken ‘дарить’ — er schenkte‘он подарил’;2) сильные глаголы образуют синтетическое сослагательное наклонениепретерита (в немецкой традиции обычно используется термин «Konjunktiv II»[Duden Grammatik 1998, Eisenberg 2006, Engel 1996 и т.
д.]; в российской традициитермин «конъюнктив II» не прижился и подвергается критике [Зеленецкий 2012:74]) от основы изъявительного наклонения претерита с помощью прибавлениясуффикса -e и (в некоторых случаях) чередования гласных, в то время как у слабыхглаголов синтетическая форма сослагательного наклонения претерита совпадает с9изъявительным наклонением претерита: ср. сильные глаголы laufen ‘бежать’ — erlief ‘он бежал’, er liefe ‘он бежал бы’, helfen ‘помогать’ — er half ‘он помогал’, erhülfe ‘он бы помогал’ и слабые глаголы kaufen ‘покупать’ — er kaufte ‘он покупал;он покупал бы’, schenken ‘дарить’ — er schenkte ‘он дарил; он дарил бы’.
Гласныйсослагательного наклонения претерита чаще всего бывает связан с гласнымизъявительного наклонения претерита чередованием по умлауту (напр., er grub ‘онкопал’ — er grübe ‘он копал бы’), однако в некоторых случаях это не так (ср. вышеer half — er hülfe). Это обусловлено тем, что сослагательное наклонение претеритавосходит к древней основе множественного числа прошедшего времени, аизъявительное наклонение может восходить как к основе единственного числа, таки к основе множественного числа в зависимости от различных факторов(подробнее см., напр., [Филичева 2003: 260–266]). Впрочем, все сказанное в этомпункте не имеет отношения к современному живому языку, поскольку формасослагательного наклонения претерита сейчас употребляется крайне редко,заменяясь на аналитическую конструкцию (Konditionalis II, кондиционалис II; вотличие от термина «конъюнктив II», этот термин вполне употребителен врусскоязычной литературе, ср.
[Смирницкая 1977; Ермолаева 1977; Зеленецкий2012 и др.]): er würde laufen, er würde helfen, er würde kaufen, er würde schenken;3) сильные глаголы образуют причастие прошедшего времени (причастие II,которое в самостоятельном употреблении имеет пассивное значение, а такжеиспользуется для образования аналитических форм перфекта и плюсквамперфекта)с помощью показателя ge-…-en и (в некоторых случаях) чередования корневогогласного по сравнению с инфинитивом; слабые глаголы образуют причастие II спомощью показателя ge-…-t и без чередования гласных: ср.
сильные глаголы laufen‘бежать’ — gelaufen, helfen ‘помогать’ — geholfen и слабые глаголы kaufen‘покупать’ — gekauft, schenken ‘дарить’ — geschenkt. Отметим, что показательпричастия II может трактоваться по-разному: как циркумфикс (см., напр., [Elsen2011: 179]) или как сочетание приставки и суффикса (см., напр., [Абрамов 1999:56]), однако этот теоретический спор не имеет непосредственного значения длянашего исследования;104) некоторые (но не все) сильные глаголы во 2–3 лице единственного числаизъявительного наклонения настоящего времени имеют чередование гласного вкорне по сравнению с инфинитивом и остальными формами изъявительногонаклонения настоящего времени; слабые глаголы таких чередований не имеют: ср.сильный глагол laufen ‘бежать’ — ich laufe ‘я бегу’, du läufst ‘ты бежишь’, er läuft‘он бежит’ (au vs.
äu) и слабый глагол kaufen ‘покупать’ — ich kaufe ‘я покупаю’,du kaufst ‘ты покупаешь’, er kauft ‘он покупает’ (чередование гласных отсутствует);5) некоторые (но не все) сильные глаголы в единственном числеповелительного наклонения имеют чередование гласного в корне по сравнению синфинитивом: ср. сильный глагол helfen ‘помогать’ — hilf ‘помогай’ (e vs.
i) ислабый глагол schenken ‘дарить’ — schenk(e) ‘дари’ (чередование гласныхотсутствует).Таким образом, для сильных глаголов в современном немецком языкехарактерна морфологизация древних чередований по аблауту и умлауту: еслиусловиться считать огласовку инфинитива исходной, то в изъявительномнаклонении претерита и в причастии II мы наблюдаем аблаут в сравнении синфинитивом, во 2–3 л. ед. ч. наст. вр. и в ед. ч. повелительного наклонения —умлаут, а в сослагательном наклонении претерита — сочетание аблаута и умлаута.Дополнительнымпризнакомсильногоглаголаможетявлятьсянеавтоматическое чередование1 согласных в изъявительном и сослагательномнаклонении претерита и в причастии II, по происхождению связанное с закономВернера [Verner 1877]: leiden ‘страдать’ — er litt ‘он страдал’ (переход /d/ в /t/ неявляется автоматическим (позиционным) оглушением на конце слова, поскольку /t/выступает и перед гласным, т.
е. в сильной позиции по глухости/звонкости: wirlitten ‘мы страдали’), er litte ‘он бы страдал’, gelitten ‘выстраданный’.Если не вдаваться в подробности образования отдельных форм, описанныевыше, можно обобщить разницу между сильным и слабым спряжением как разницу1Подробнее о различении автоматических и неавтоматических чередований см. [Касевич 2006: 258; Князев,Пожарицкая 2011: 220–221].11в используемых морфологических средствах. В качестве общетипологическогофона дляанализа немецкогоматериалымы применим классификациюИ.
А. Мельчука, согласно которой в языках мира существует пять основных типовморфологических средств [Мельчук 1997–2006: III, 10–11]:1) сегментные сущности;2) супрасегментные сущности;3) модификации;4) конверсии;5) порядок элементов.Видно, что разница между сильными и слабыми глаголами состоит в том, чтослабые глаголы могут использовать при образовании форм времен и наклоненийлишь сегментные сущности, а сильные глаголы могут использовать не толькосегментные сущности, но и модификации (чередования гласных в корне).