Диссертация (1098717), страница 19
Текст из файла (страница 19)
В этом направлении необходимо создать условия для развития местных сообществ или муниципалитетов, используя собственные местные человеческие и материальные ресурсы. К примеру, в качестве не альтернативы, а существенного дополнения должное внимание следовало бы уделить развитию агропромышленного комплекса, Здесь собирается 45%
1 Карташова О. Умный идет в гору // Российская газета: Специальный выпуск – Северный Кавказ, 18 января 2013 г.
урожая винограда в Российской Федерации, более 10% зерна, плодов, ягод и овощей, а также более 5% сахарной свеклы1. При этом рынки и магазины страны завалены фруктами и овощами из Турции, Израиля и других стран, а своими помидорами, капустой вскармливают коров и коз, а яблоки фермеры высыпают на свалки. Преимущественное внимание следовало бы уделить таким производствам как животноводство, овощеводство, виноградарство, садоводство. Особенность данной отрасли состоит в преобладании доли малых форм хозяйствования. Так, в 2012 году «в округе насчитывалось 68,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, на которые приходилось 64,1% сельскохозяйственной продукции» 2.
В этом же ряду можно выделить мебельное и обувное производство,
которое довольно успешно развивается в Махачкале и ряде других населенных пунктов, т.е. отрасли, которые в наибольшей степени способны обеспечить условия для развития малого и среднего предпринимательства и т.д.
При всем сказанном, как представляется, применительно к Северному Кавказу нужно несколько скорректировать широко распространенное мне- ние, согласно которому большинство, если не все проблемы, в том числе терроризм, преступность, конфликтогенность, коррупция и так далее, объясняются исключительно бедностью, безработицей и другими сугубо экономическими факторами. Разумеется, социально-экономические условия весьма важны для обеспечения политической стабильности в обществе, но недостаточны. Можно назвать множество стран, которые значительно беднее, чем Северокавказский регион, но при этом не обременены проблемой терроризма и разного рода противоречиями и конфликтами. Другими словами, конфликтогенность, организованная преступность, терроризм не обязательно и не всегда являются спутниками бедности. Здесь,
1 URL: http://government.ru/docs/22702/ (дата обращения: 16.07.2013).
2 Там же.
как будет показано в следующих разделах данной работы, не менее важную роль играют социокультурные, политико-культурные, этнонациональные, конфессиональные, политические и иные факторы.
Тем не менее, при анализе геополитических реальностей Северного Кавказа социально-экономический фактор ни при каких обстоятельствах нельзя отодвигать на задний план. Как показывает мировой опыт, существенное влияние на характер и содержание политического сознания общества оказывает уровень экономического развития и благосостояния населения. Поэтому очевидно, что для решения множества стоящих перед обществом проблем необходимо обеспечить условия для всемерного стимулирования экономического роста.
-
Политическая составляющая Северокавказского геополитического пространства
Для республик Северного Кавказа речь идет о таких судьбоносных вопросах, как сущность и характер новой государственности, государственно-политической системы. Это те аспекты, от решения которых зависит социальный, государственно-административный и политический облик региона. Проблема состоит в том, чтобы разработать и реализовать оптимальную для республик форму политической самоорганизации общества с учетом опыта тех субъектов Российской Федерации и новых постсоветских стран, которые доказали свою эффективность и жизнеспособность. Им важно определить свое место в хозяйственной системе Российской Федерации, приоритетные направления социально- экономического развития, реформирования системы производственных отношений, создания рыночной инфраструктуры.
С самого начала следует отметить, что за прошедшие со времени распада СССР годы во всех республиках региона произошли существенные изменения на пути разрыва с советским режимом и перехода к рыночной
экономике, политической демократии и правовому государству. Принятие новых конституций и создание на их основе новых государственно- политических институтов стали крупным шагом, определившим основные векторы развития в национальных республиках новой государственности на демократических началах. Сформировались и утвердились основополагающие принципы политической демократии и правового государства, такие как разделение власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, - парламентаризм, выборность высших органов государственной власти и др. В конституциях всех республик получили отражение права и свободы человека и другие принципы правового государства, зафиксированные в основополагающих международно-правовых документах. Все конституции в результате внесенных в них за последнее десятилетие изменений в должной мере соответствуют Конституции Российской Федерации. На этом основании можно утверждать, что по своей социально-политической сущности и форме государственного устройства все северокавказские национальные ре- спублики представляет собой демократические, правовые государственные образования с республиканской формой правления. В целом эти изменения дали толчок продвижению республик по пути демократического развития.
При всем том ситуацию в регионе с этой точки зрения невозможно оценить однозначно. Некоторые положения как конституций, так и действующих законов, в особенности их трактовка заинтересованными сторонами и реализация не всегда и не в должной мере отвечают общепринятым в мире демократическим принципам разделения властей, гарантии суверенитета избирательного корпуса, защиты прав и свобод человека и др.
Как известно, политическая демократия теснейшим образом связана с рыночной экономикой и гражданским обществом. Более того, политическая демократия немыслима без радикальной перестройки общественных отношений и перехода к рыночной экономике. Это вполне объяснимо, если
учесть, что определяющее влияние на характер политического сознания общества оказывает уровень экономического развития и благосостояния населения. При всех возможных здесь оговорках можно утверждать, что политическая демократия в собственном смысле слова темнейшим образом связана с довольно высоким уровнем экономического развития. Иначе говоря, жизнеспособность и эффективность демократии в значительной степени зависят от таких критериев как уровень жизни, процент ВВП, выделяемый на социальную сферу, прежде всего, здравоохранение, образование и науку, пенсионное обеспечение и др.
В рассматриваемом контексте особо важное значение имеет тот факт, что политические институты в регионе все еще не прошли переходный период, не прошли испытание временем. В силу комплекса факторов, связанных с особенностями социально-экономического и политического развития в регионе, политические партии и организации в большинстве своем представляют собой небольшие, зачастую аморфные группировки (за исключением КПРФ и сформированных в последние годы региональных организаций «Единой России») без определившейся социальной базы и четко сформулированных программ и идейных платформ. Например, если у партий, организаций и движений национальной окраски и имеются какие- либо политические программы, то в них самым причудливым образом сочетаются националистические, религиозные, либеральные, крайне консервативные и так далее установки и ориентации.
Однако в целом в основе трудностей и проблем почти всех поли- тических партий, движений, организаций национальных республик лежат те же факторы, что и в основе трудностей и проблем большинства общероссийских партий, организаций и движений. Российское и в еще большей степени северокавказское общество пока что слабо структурировано. В нем весьма слабо очерчиваются или вовсе не просматриваются структурированные группы организованных интересов, блоков избирателей, объединяющихся в соответствии с более или менее
четко определившимися идеологическими и политическими симпатиями и антипатиями. Не случайным представляется отмеченный многими аналитиками и наблюдателями факт, что почти все российские политические партии, организации, движения группируются вокруг конкретных личностей, получивших известность благодаря своим действительным или мнимым заслугам и качествам. Это верно и применительно к северокавказским партиям, организациям и движениям.
Слабости эти еще более усугубляются теми негативными процессами, которые происходят в экономической и социальной сферах республик. Как отмечал М.М. Садыки еще в 1997 году применительно к Дагестану, «нет согласия по основополагающим вопросам государственного устройства, нарастают противоборство различных социально-политических сил и социальная напряженность в обществе. Нет единства внутри самих национальных движений. Там идет постоянная борьба за ориентиры и приоритеты развития... Очень медленно разворачивается процесс кристаллизации интересов крупных социально-классовых групп. Отсутствуют подлинные политические партии, призванные структурировать и отстаивать эти интересы. Разного рода организации, действующие на дагестанской политической арене, представляют собой верхушечные образования. Что касается среднего класса - этой основной опоры демократии, то он находится лишь на самой начальной стадии своего
формирования» 1. С сожалением приходится констатировать тот факт, что к
настоящему времени в этой сфере мало что сколько-нибудь серьезно изменилось. Одним из существенных недостатков большинства партий и движений является то, что они зачастую построены на мононациональной основе, хотя есть и такие партии или региональные отделения общероссийских партий и объединений, которые по составу являются многонациональными.
1 Молодежь Дагестана. 16 мая. 1997.
Очевидно, что интересы формирования и институционализации демократической государственности предполагают осознание того, что во всех сложившихся демократиях партии являются неотъемлемыми инструментами политического процесса. Более того, без них просто невозможно представить современную демократическую государственно- политическую систему. Они сыграли немаловажную роль в процессе формирования и институционализации этой системы, и их становление в свою очередь стало частью этого процесса. В то же время они в значительной степени способствуют формированию политического сознания, политических установок, ориентаций, предпочтений, симпатий и антипатий людей.
При оценке объективных и субъективных факторов, лежащих в основе формирования парламентаризма в регионе, помимо позиций правящих кругов, преследующих свои собственные интересы, следует учесть также следующее обстоятельство. Как известно, демократическая государственно- политическая система не может быть эффективной и жизнеспособной без признания большинством граждан, основными общественно-политическими силами ее легитимности, без принятия ими базовых принципов и норм государственного устройства. Особое значение с данной точки зрения имеет также принятие большинством граждан, вне зависимости от их позиций по широкому спектру проблем, основополагающих демократических идей плюрализма, терпимости, парламентаризма, идей свободы и политического равенства, общепринятых правил политической игры и т.д. Партии, силы, их не признающие или нарушающие, по сути дела следует назвать не оппозиционными, а антисистемными.
Чтобы правильно понять сущностные характеристики и перспективы демократии в национальных республиках Российской Федерации в целом и северокавказских республиках в особенности, необходимо учесть также множество других факторов социокультурного, национально-исторического, политико-культурного, ценностного характера. Как показывает опыт всех
без исключения национальных республик Российской Федерации и большинства постсоветских независимых государств, важнейшим условием успеха социальных и экономических реформ является политическая стабильность, позволяющая реформировать общество без серьезных пертурбаций. Что касается большинства, если не всех национальных республик Северного Кавказа, то здесь бросается в глаза отсутствие сформировавшегося электората в современном понимании этого слова, корпуса избирателей, сознающих свои интересы и, соответственно, голосую- щих за конкретные идеи, политические программы, а не за отдельных личностей, представляющих этнические, тейповые, местнические, групповые, клановые и иные интересы.
Правовое государство и политическая демократия предполагают политические, юридические и иные гарантии гражданам, которые обеспечивали бы реальность декларированных в Конституции Российской Федерации и конституциях субъектов Федерации основополагающих прав и свобод человека, политический и идеологический плюрализм, разделение властей, призванных стать основой системы сдержек и противовесов и др. В национальных республиках – в одних в меньшей, а в других в большей степени - эти положения во многом остаются просто декларациями, служащими для прикрытия авторитарных методов политического управления. Зачастую институты, призванные реализовать декларируемые права и свободы, не всегда действуют, вернее не могут действовать независимо от исполнительной власти в лице, прежде всего, президента соответствующей республики. Можно утверждать, что Северный Кавказ по- прежнему остается одним из наиболее неблагополучных регионов России с точки зрения соблюдения прав и свобод человека. В ряде республик отсутствуют специальные правовые механизмы, призванные обеспечивать права и свободы граждан, их реальную гарантированность.
Как показывает опыт национальных республик Северного Кавказа, выборы сами по себе не всегда могут служить достаточным критерием
демократичности политического режима. Одним из таких критериев является наличие реальной, официально признаваемой властями оппозиции, способной наравне с правящей верхушкой конкурировать за власть и влияние в обществе и государстве. В большинстве национальных республик реальная гражданская оппозиция отодвинута на маргинальные позиции. В этом смысле интерес представляет высказывание спикера парламента Чеченской Республики, который заявлял, что в Чечне нет оппозиции, и вот почему: «Мы хлебнули этой демократии, которую нам преподнесли на блюдечке в 1990-е гг., когда нас пытались научить демократии, многопартийности, свободе обсуждения и т.д…. У нас, кавказцев, мусульман, свои подходы к демократии, свое понимание демократии и свои
демократические традиции» 1.
В значительной степени это объясняется особенностями политической культуры народов Северного Кавказа, которая характеризуется приверженностью групповым, коллективистским ценностям и установкам, принципам этнического корпоративизма и клиентелизма. Большую роль в политической жизни даже по меркам остальной России играет персонализация политического процесса. Местный менталитет диктует своеобразное отношение людей к своим правителям. Порой их могут уважать и поддерживать не за политическую дальновидность, не за решения, от которых зависит судьба страны и ее народа, не за то, что те являются олицетворением государственности и гарантами безопасности, а за то, что они принадлежат к определенному этносу, клану, тухуму, тейпу.