Диссертация (1098717), страница 14
Текст из файла (страница 14)
отражается на положении дел в России. Более того, она оказывается автоматически вовлеченной в любые конфликты, например, между Грузией и Абхазией или между Южной Осетией и Грузией.
Этнонациональные противоречия и конфликты служат сильнейшим стимулятором обострения других противоречий и конфликтов. Об этом с особой очевидностью, не говоря о широкомасштабных пертурбациях, взорвавших регион в конце 80-х - первой половине 90-х годов минувшего века, свидетельствуют две чеченские войны, осетино-ингушский конфликт, а затем теракт в театральном центре на Дубровке в Москве 23-26 октября 2002 года, бесланская трагедия в 1-3 сентябре 2004 года, грузинская агрессия против Южной Осетии в августе 2008 года и множество террористических актов.
Все это свидетельствует о том, что при продолжении неблагоприятного развития событий как в регионе, так и в целом в России, именно здесь могут появиться трещины в фундаменте новой российской государственности. Чтобы предпринять какие-то позитивные шаги с целью реального диалога с лицами, попавшими под влияние экстремистов, наряду с политической мудростью и опытом, нужны еще политическая воля и решимость. Практически полностью отсутствует дифференцированный подход к тем, кого причисляют к незаконным вооруженным или просто преступным группировкам. Вместе с тем, очевидно, что среди них есть разные люди, пришедшие на противоправный путь разными путями и по разным причинам. Как не без оснований отметил А. Хлопонин на встрече с журналистами трех региональных телекомпаний и газеты «Известия», сегодня нередко под террористов работают обыкновенные бандитские группировки, которые «пытаются прикрываться религией, чем угодно, хотя нередко преследуют банальные цели - передел собственности». За этим переделом «стоят зачастую чиновники, руководители разного уровня
правоохранительных органов, бизнесмены, используя вот этих всех людей для решения собственных задач» 1.
В этом контексте особенно опасными представляются призывы определенных групп к физическому уничтожению без суда и следствия лиц, причисляемых к террористам. Как показывает опыт, упор на такие методы, прежде всего на «чисто» силовую составляющую и желание напугать людей, приводят к обратному эффекту. Разумеется, приоритет политических методов регулирования ситуации на Кавказе не снижает роль силового противодействия преступности и тем более терроризму. Но имеющие место нарушения закона и прав человека, утрата доверия к правоохранительным органам всегда и везде неизбежно вытесняют часть людей за пределы правового поля на поиски безопасности и для восстановления справедливости.
1 Известия, 31 мая 2010.
Глава 3. Приоритеты национальной и региональной безопасности в экономической и политической сферах
Для определения характера и конфигурации Северного Кавказа как пограничного внутреннего геополитического пространства Российской Федерации ключевое значение имеют экономическая и политическая составляющие. Более того, именно решение вопросов, связанных с ними, можно назвать определяющими приоритетами региональной и национальной безопасности Российской Федерации.
Значимость экономической составляющей для национальной безопасности России в целом и для самого региона в частности определяется тем, что от устойчивости экономики, динамизма ее развития в значительной мере зависят занятость, уровень и качество жизни населения, возможности нейтрализации конфликтов различных социальных групп, слоев, этносов и, соответственно, мир и социальная стабильность в обществе. Существенное значение с данной очки зрения имеют обеспечение и защита единства национального экономического пространства, создание благоприятных условий для обеспечения жизнеспособности и эффективного функционирования как экономики отдельно взятых регионов, так и национальной экономики, которые, дополняя и усиливая друг друга, служат материальной основой системы национальной безопасности.
Этот вопрос, в свою очередь, связан с природой и характером политических режимов региона, их состоянием и возможностями принятия стратегических решений, соответствующих реалиям, требованиям и проблемам, стоящим перед обществом, и способных внести должный вклад в дело обеспечения региональной и национальной безопасности Российской Федерации.
-
Общая характеристика экономики СКФО в контексте региональной и национальной безопасности
Экономическая составляющая дополняет и усиливает базовые ха- рактеристики национальной безопасности. Будучи частью системы национальной безопасности, экономическая безопасность одновременно составляет основу для формирования важнейших входящих в ее структуру элементов:
-
военного;
-
технологического;
-
финансового;
-
энергетического;
-
продовольственного;
-
информационного;
-
экологического и др.
Надежная обороноспособность страны невозможна без обеспечения экономической безопасности. Здесь нельзя не согласиться с Н.А. Лопашенко, которая писала: «Прорехи в экономической безопасности прогрессивно сказываются на безопасности военной, создать которую могут только государства с сильной экономической и политической властью… Точно так же обстоит дело с безопасностью технологической, медицинской, информационной. Даже правовая безопасность, состоящая в создании реальных гарантий защиты личности, общества и государства от различных правонарушений и преступности, обеспечивается, в конечном счете, безопасностью экономической… В то же время справедливость требует признать, что экономическая безопасность невозможна в полной мере без безопасности правовой, политической, технологической, экологической и
т.п.».1
1 Лопашенко Н.А. Экономическая преступность как угроза экономической и иной опасности // Уголовное право, 2000. – №1.
В целом экономическая безопасность определяется состоянием национальной экономики, степенью насыщенности национального рынка товарами и услугами, в том числе импортными, степенью криминализации экономики, научно-технического потенциала, развитостью внешнеэкономических связей и т.д. Эти показатели могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на характер и результаты функционирования национальной экономики, от которой зависят реализация и защита внутренних и внешних национально-государственных интересов.
Параметры и составляющие экономической безопасности, равно как и национальной безопасности в целом, постоянно трансформируются в зависимости от изменений во внутренней и внешней среде, а также требований, предъявляемых к конкурентоспособности национальной экономики на мировом и внутреннем рынках и т.д. С точки зрения обеспечения национальной экономической безопасности ключевое значение в современных условиях приобрели процессы глобализации и интернационализации мировой экономики. В этом русле уровень обеспечения национальной экономической безопасности в значительной степени зависит от состояния мировой экономики.
Если в течение предшествующей истории человечества главным инструментом выполнения этой функции считалась вооруженная мощь, то в нынешнем мире все более растущее значение приобретают иные составляющие мощи. В условиях глобализации и интернационализации мировой экономики информационные и телекоммуникационные, наукоемкие и энергосберегающие технологии стали определяющими факторами инфраструктуры безопасности и геополитического статуса страны в мировом сообществе. Получило популярность убеждение в том, что в деле обеспечения национальной безопасности на смену сдерживанию риска военного конфликта периода холодной войны приходит сдерживание риска экономического конфликта. Все чаще споры между государствами
решаются с помощью процентных ставок, курсов валют, конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках и т.д.
При этом было бы недопустимой ошибкой преуменьшить роль силы, в том числе оружия, в обеспечении национальной безопасности. Иначе говоря, экономическая мощь не отменяет, а дополняет вооруженную силу. От военного и военно-технологического потенциала государства продолжают зависеть его стабильность и положение в современном мире, степень и эффективность обеспечения национальной безопасности. Но от состояния экономики зависят характер и возможности мобилизации внутренних ресурсов для обеспечения национально-государственного суверенитета и национальной безопасности.
Национальная экономика представляет собой открытую систему, которая может более или менее эффективно функционировать лишь в тесном взаимодействии с мировой экономикой. В то же время она теснейшим образом связана с реальным положением внутри страны, которое определяется множеством национально-культурных, социальных, природно- географических, этнонациональных, политико-культурных и иных факторов. Поэтому очевидно, что обеспечение национальной экономической безопасности предполагает противодействие как внешним, так и внутренним угрозам, в совокупности создающим опасность для жизненно важных экономических интересов государства. Речь идет о способности национальной экономики сохранять свою целостность и эффективность, оперативно приспосабливаться к динамичным и постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, своевременно реагировать на вызовы времени. Естественно, экономическая безопасность государства обеспечивается, прежде всего, путем разработки и реализации политики противодействия внешним угрозам.
Однако в современных условиях, как уже отмечалось, не менее важны внутренние конфликты и угрозы, порождаемые сокращением базового потенциала национальной экономики, слабостью, неразвитостью и
неструктурированностью важнейших институтов рыночной экономики; падением уровня жизни населения, ростом безработицы и инфляции; коррупцией и криминализацией экономики и так далее, в совокупности ведущие к социальной и политической нестабильности в стране, ослаблению ее геополитических позиций в мире. В этом же ряду можно назвать несовершенство законодательной базы и государственной экономической политики, рэкет, в том числе государственный и чиновничий, вымогатель- ство и т.д.
С точки зрения национальной экономической безопасности России одним из наиболее слабых звеньев остается экономика Северного Кавказа. Действительно, в регионе ситуация осложняется наличием комплекса трудноразрешимых социальных проблем. В их числе низкий жизненный уровень значительной части населения, кризисное состояние здравоохранения, системы социального обеспечения, образования, избыток трудоспособного населения и другие, связанные с ними и порождаемые ими проблемы.
Согласно статистическим данным, республики Северного Кавказа входят в число самых неблагополучных субъектов Российской Федерации по таким показателям как высокий уровень безработицы при низком уровне де- нежных доходов на душу населения и средней зарплаты. К примеру, по показателю валового регионального продукта (ВРП) на душу населения Дагестан занимает 79-е место, т.е. одно из последних в России. Уровень ВРП в расчете на одного жителя здесь ниже среднего по стране в 3,19 раза. А доля трансфертов из федеральной казны в местном бюджете составляет 72,9
%1. Не лучше положение большинства других национальных республик.
По рейтингу качества жизни, составленному РИА «Новости», по такому показателю как состояние социальной инфраструктуры Республика Дагестан занимает 80-е место среди 83-х регионов страны. По данным за 2012 год, по обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями
1 Независимая газета. 30 ноября 2009.
на 10 тысяч населения Республика находится на последнем месте. Причем, 65% существующих медицинских учреждений находятся в аварийных зданиях. По критерию несоответствия санитарно-гигиеническим требованиям, довольно большое число участковых больниц, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, прежде всего, в горных районах и отдаленных равнинных пастбищах работает без лицензии на право ведения медицинской деятельности1.
Согласно имеющимся данным, в СКФО весьма высок процент лиц,
живущих на иждивении. В ходе переписи населения 2010 года таковыми назвали себя около 40% опрошенных. Как отмечал руководитель Росстата А. Суринов, «структура источников средств к существованию населения округа отличается от среднероссийской за счет более высокого процента жителей, указавших такие источники, как иждивение, различные пособия. Если в округе 38% населения назвали одним из источников средств к существованию иждивение, помощь других лиц или алименты, а 25% – пособия, включая пособие по безработице, то в среднем по России таких людей соответственно 28% и 9%» 2.