Гостиничное дело в дореволюционной Москве (1861-1914 гг.) (1094962), страница 37
Текст из файла (страница 37)
Так же как и ДораБриллиант, она делала бомбы у себя в номере для покушения на московскогогенерал-губернатора Ф.В. Дубасова686. Изготовление бомб могло обернутьсятрагедией для гостиничного заведения. В целях конспирации Борис Савинковприказал Лурье не возвращаться в номер гостиницы, где у нее оставался динамит.«Прислуга, не дождавшись возвращения Лурье, снесла его вместе со всеми еевещами в подвал. В подвале этот динамит много месяцев спустя взорвался отблизости к калориферу. К счастью, взрыв этот не причинил никому вреда итолько испортил стены подвала»687.Б.У. Вноровский, исполнитель неудачного и ставшего смертельным длянего самого покушения на Ф.В. Дубасова, во время подготовки покушения снялномер в гостинице «Националь» под видом морского офицера688. Члены боевойорганизации снимали и квартиры, и гостиничные номера в менее дорогих иизвестных заведениях.
В частности, И.П. Каляев, совершивший убийство СергеяАлександровича, для осуществления наблюдения устроился на работу извозчикоми проживал на постоялом дворе на Миусской площади, о чем свидетельствуютвоспоминания Бориса Савинкова: «Он спит вповалку на нарах. Ест из котла. Самчистит лошадь, моет пролетку»689.В источнике не дается объяснения, почему террористы снимали номера вфешенебельных гостиницах для изготовления бомб. На наш взгляд, этот фактобъясняется685тем,чтовгостиницах,Савинков Б.В. Воспоминания террориста: мемуары. С.
131.Там же. С. 140.687Там же. С. 142.688Там же. С. 145.689Савинков Б.В. Конь бледный. С. 24.686предназначенныхдляважныхи187состоятельных гостей, не производились полицейские облавы, как в гостиничныхзаведениях классом ниже.Члены боевой организации часто назначали встречи в публичных местах, втом числе, в трактирах и известных ресторанах, устроенных при гостиницах.Таким было требование Е.Ф.
Азефа, возглавлявшего в начале 1900 года боевуюорганизацию эсеров690. Порой, встречи в популярных местах проходили неслишком удачно, и популярность заведения только мешала. В частности, БорисСавинков в рамках первого знакомства с князем (автор воспоминаний не назвалего фамилии), обещавшим оказать содействие в подготовке убийства СергеяАлександровича, пошел на встречу в ресторан «Эрмитаж»: «Когда он вошел вресторан, я по его тревожной походке увидел, что он боится, не следят ли за нимили за мной…Он в волнении заговорил, что в «Эрмитаже» его многие знают, чтоонможетвстретитьздешних,чтоконспиративныеделанадоделатьконспиративно, и в заключение предложил мне прийти к нему на квартиру»691.Вдругомодноименнойслучае,гостиницевысокийнеспасклассрестораначленов«Континенталь»организацииотприбдительныхпредставителей наружного наблюдения: «По случаю Страстной недели ресторанбыл почти пуст.
Мы вскоре заметили, что зала начала наполняться. Приходилипоодиночке старые и молодые прилично одетые люди и садились так, чтобы мыим были видны. Мы вышли на улицу. Я вышел первым. Я увидел, как вслед замной вышли Рашель Лурье и Вноровский. Они сели на лихача. На моих глазах отизвозщичьей биржи отделилось еще двое лихачей, и на них село трое филеров. Ядолго смотрел, как мчался лихач, увозя Вноровского и Лурье, и как за нимгнались филеры. В уверенности, что меня в эту ночь арестуют, я вернулся к себе вгостиницу и заснул»692.Именно крупные рестораны при гостиницах работали всю ночь, как ужебыло сказано ранее.
Так, ресторан «Альпийская роза» при одноименной690Савинков Б.В. Воспоминания террориста: мемуары. С. 94.Там же. С. 115.692Там же. С. 144.691188гостинице буквально послужил ночлегом для террористов, когда они из-заотсутствия документов не имели возможности выехать из Москвы или снятьквартиру или номер. Савинков в своих воспоминаниях приводит следующуюинформацию: «им приходилось ночевать на улице. Я был одет барином,англичанином, они крестьянами. Я решил, несмотря на необычность ихкостюмов, рискнуть зайти с ними в ресторан: трактиры были уже закрыты.
Мыпришли в ресторан «Альпийская роза» на Софийке, и, действительно, швейцар нехотел нас впустить. Я вызвал распорядителя. После долгих переговоров намотвели заднюю залу. Здесь было тепло и можно было сидеть»693.Последствием активизации деятельности боевых групп революционногодвижения стало усиление мер личной безопасности монарших особ, крупныхгосударственных чиновников. Масштабные меры безопасности принимались вовремя проведения особых торжеств, когда члены императорской фамилиистановились главными участниками, а в качестве зрителей присутствовалобольшое количество людей. Гостиницы, стоявшие вдоль пути торжественногопроезда монарших особ, в такие дни играли важную роль в сохраненииобщественного порядка. Служащие полиции проводили тщательный осмотр этихзданий, поскольку члены террористических организаций могли различнымобразом использовать их структурные элементы с целью совершения покушения,как на высокопоставленных лиц, так и на монаршую особу.В частности, в 1913 году московская полиция готовилась к проведениюторжественных мероприятий, приуроченных к 300-летию дома Романовых.Осмотр сооружения проводился по определенному регламенту.
Во время осмотранужно было выявить определенные особенности строения, которые вызывали быповышенное внимание для установления надлежащих мер безопасности во времяпроезда царской семьи. Осмотр совершала комиссия в составе офицераОтдельногокорпусажандармов,помощникаприставаиоколоточногонадзирателя, которые были ответственны за правопорядок в районе, где693Там же. С. 145.189находилосьосматриваемоесооружение.Итогиосмотразаносилисьвсоответствующий акт.В качестве примера имеется возможность рассмотреть акт осмотрагостиницы «Националь».
Первый пункт акта требовал установить: имелось ли уосматриваемого дома сообщение с соседними сооружениями, были ли устроены«сквозные парадные проходы», а также торговые помещения с подобнымипроходами. Гостиница «Националь» каких-либо сообщений с близстоящимизданиями не имела, однако сквозные парадные входы в ней имелись694.Следующий вопрос касался количества этажей, парадных подъездов, окон ибалконов на каждом этаже.
В документе было указано, что в шестиэтажном«Национале» балконы для отдельных номеров имелись со второго по пятыйэтажи — самое большое количество было устроено на четвертом и пятом этажах,соответственно, семь и шесть единиц. На шестом этаже проходил один общийбалкон695. Один из вопросов протокола касался наличия подвала — его глубины, атакже службами какого назначения он был занят. В «Национале» подвальныепомещения были приспособлены для хранения товаров магазинов, льда, а такжедля размещения мастерских и устройства приспособлений, совершавших обогреви вентиляцию здания696.Следующий вопрос касался чердачного помещения: сколько в нем быловходов и выходов, был ли он разделен на отсеки и предоставлялся ли он впользование квартирантам в целях хранения вещей или сушки белья. В«Национале» было устроено крупное чердачное помещение с 29 слуховымиокнами,кудавеличетыревхода.Одинизчетырехотсековчердакапредназначался для хранения вещей постояльцев.
Еще один из главных вопросовкасался системы канализации: имелись ли во дворе канавы, сточные трубы,колодцы. В случае наличия колодцев, не имелось ли каких-либо боковыхответвлений, выходивших в сторону улицы. В документе указывалось, что в694Л. 4.Там же.696Там же. Л. 4 об.695190гостинице«Варваринскогообщества»имеласьводопроводнаясистема,подключенная к городской канализации697.Внимание полиции было особенно приковано к чердачным и подвальнымпомещениям.
Были предъявлены следующие требования к управляющимзаведения: забить к 1 мая 1913 года во всех чердачных помещениях слуховыеокна, а также по первому требованию полиции запечатать все входы на чердаки.После этого управляющий должен был выбрать ответственное лицо, которому быпередавались ключи от всех чердачных помещений. Также по первомутребованию полиции необходимо было запечатать наружные подвальныепомещения.Управляющеелицодавалосоответствующуюподпискуовыполнении всех возложенных на него требований698.Подобныеподпискидавалииответственныеслужащиеторговыхпомещений, которые находились в здании гостиницы, в случае необходимости.Так, заведующий булочной, принадлежавшей И.А.Чуеву, предоставил полициирасписку о том, что он обязался «не допускать посторонних лиц» в подвальноепомещение, устроенное при булочной, а также организовать наблюдение за«черным» входом в магазин.При осмотре гостиницы «Лоскутная», расположенной по Тверской улице,№ 5, а также здания страхового общества «Россия» по Тверской улице, № 17, гдебыли устроены меблированные комнаты «Принц» и «Диана», служащие полициитакже отметили необходимость перекрыть входы на чердаки и в подвалы в этихсооружениях в установленные сроки699.
Помимо этого, к управляющемугостиницы «Лоскутная» было предъявлено требование перекрыть ворота,ведущие в Лоскутный тупик700. Офицеры полиции также приняли решение вестинаблюдение за жильцами, проживавшими в покоях № 21 меблированных комнат«Принц» и № 6 меблированных комнат «Диана», поскольку в этих номерах697Там же. Л. 5.ГАРФ. Ф. 63. Оп. 51. Д. 210.
Л. 7.699ГАРФ. Ф. 63. Оп. 51. Д. 204. Л. 1; ГАРФ. Ф. 63. Оп. 51. Д. 213. Л. 1.700ГАРФ. Ф. 63. Оп. 51. Д. 213. Л. 1.698191имелся выход на крышу701. Было также принято решение установить постыохраны дворников по периметру здания страхового общества «Россия»,перекрывая входы, ведущие во дворы702.***Любое гостиничное заведение обязано было организовывать питание длясвоих постояльцев. Главная функция трактирных заведений заключалась впредоставлении еды клиенту, а сдача покоев в наем рассматривалась лишь какдополнительная функция для развития дела. В законодательстве не былурегулирован вопрос о форме и времени организации питания для постояльцевгостеприимных домов.
Согласно неписаному правилу, гостиницы должны былипредоставлять постояльцу обед по фиксированной цене. Относительно низкиецены на порционные обеды делали их доступными для клиентов из разныхсоциальных слоев даже в дорогих заведениях и служили хорошей «рекламой» какдля заведений общественного питания, так и для гостиниц.Ограничения по реализациипродукции накладывались только наалкогольные напитки. Чтобы иметь возможность вести продажу алкогольныхнапитков,предпринимателюнеобходимобылоуплачиватьспециальноустановленный акцизный сбор для получения соответствующего патента.