Велби_Шпаргалка_по_истории_политических_и_правовых_учений, страница 8
Описание файла
PDF-файл из архива "Велби_Шпаргалка_по_истории_политических_и_правовых_учений", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
При нембыли введены арабские цифры, гражданский шрифт,учреждались типографии, появилась первая российская газета. Науки всемерно поощрялись: открывались школы, переводились книги по науке и технике,была основана Академия наук (1724).Таким образом, в реформаторской деятельностион учитывал зарубежный (особенно шведский) опыт.В своих реформах Петр I не мог держаться заранеевыработанного плана и точной последовательности,потому что все его преобразования происходили поддавлением военных нужд, одна порождала другую,удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих сторон. Реформы Петра I проводились главным образом засчет усиления угнетения народных масс, что влеклоза собой народные восстания.должна быть в руках одного правителя.
С. Полоцкийпримыкал к той линии русской политической философии, которая была представлена раннедворянскимиидеологами Федором Карповым и Иваном Пересветовым. Он мог и не знать своих предшественников,но, как и они, ратовал за правовое ограничение самодержавной власти, о чем свидетельствует его приверженность к теории просвещенного монарха.Он предлагал называть царя - «царь солнца».Главная цель властителя - благо всех подданныхбез учета знатности и родственности. В своих произведениях он призывает к обязанности трудиться,критикует лень и пьянство. С.
Полоцкий выдвигаеткритерии идеального монарха: он должен управлятьсогласно требованиям правды, справедливости, общей пользы, добродетели. Требования управлениясогласно общей пользы очень характерны для политико-правовой мысли XVII в. В основе - необходимость правовой реализации взаимоотношений между царем и его подданными, легитимации деятельности царя и его администрации. С. Полоцкий утверждает, что просвещенная монархия должна строиться только на законах, а они одни для всех, и суд в государстве должен быть равным для всех невзираяна лица.Ценность человека определяется не его происхождением, а его знаниями, заслугами в труде - моральными началами.Причину образования государства Радищев видитв природной социальности людей. В естественномсостоянии все были равны, но равенство разрушилось с появлением частной собственности.
Государство - результат молчаливого договора в целяхобеспечения всем людям благой жизни, защиты слабых и угнетенных. Народ оставляет суверенитет засобой.Радищев рассматривал самодержавие (неограниченную власть) как состояние, противное человеческому естеству; ставил знак равенства между всемивидами монархической власти. Просвещенных монархов не бывает.
В России к тому же бюрократия несвязана ни с народом, ни с монархом. В отличие отпредшественников Радищев отрицает теорию просвещенного абсолютизма. Он обосновывает правонарода на изменение общественного строя. Нужноопираться на теорию общественного договора, который поможет бороться за свои права. Самодержавию он противопоставляет народное право. Генезисначала зарождения республиканской формы правления в России - начало зарождения вечевой демократии в Великом Новгороде.
Наилучшая форма правления - республика. Будущее России Радищев представлял как добровольную федерацию городов с вечевыми собраниями.Радищев вошел в историю как первый революционер, республиканец.сматривает как результат общественного договора,заключенного с целью обеспечения безопасности народа и «поисков общей пользы». Татищев пытаетсявнести в процесс образования государства исторические начала, утверждая, что все известные человеческие сообщества возникали исторически.Большое внимание Татищев уделял рассмотрениюформ государства.
Наличие той или иной формыправления он ставил в зависимость от размеров территории страны и степени обеспечения ее внешнейбезопасности. Наилучшей формой правления дляРоссии Татищев считал монархию, при этом он отмечал преимущества опоры монарха на двухпалатныйвыборный орган.
Представительный орган состоитиз двух палат: Сената - высшей палаты (представители от дворян) и Совета - второй палаты. Монархвыступает у него в роли верховного законодателя, ноиздаваемые им законы должны соответствовать естественному праву, справедливости и общей пользе.Соблюдению законов Татищев придавал большоезначение. Рассматривая вопросы, связанные с судоустройством и судопроизводством, Татищев настаивал на профессиональной подготовке судей, полагая, что на судебные должности должны определяться лица только с соответствующей профессиональной подготовкой.1629. Политико-правовые идеи КарамзинаПолитико-правовые взгляды Н.М.
Карамзина(1766-1826) формировались под влиянием Великойфранцузской революции. Он говорил, что собрание вПариже подтверждает его выводы о путях его развития - путь постепенного эволюционного развития безвсяких революций в рамках тех условий, которыесвойственны данному народу и в данное время. Революционным преобразованиям противопоставляется историческая традиция. В прямой зависимоститрадиции, институты развивают у Карамзина политическую форму государства.
Он признавал республику политической организацией и отдавал предпочтение республике, но при этом ставил возможное существование республики в зависимое состояние от правового состояния общества. Он считал, что поскольку традицией, исконным институтом России было самодержавие, основной тенденцией социально-политического развития является эволюция самодержавной власти. Главное содержание - определять развитие просвещения. Эта тенденция должна привестик такому состоянию, в котором самодержавие будетсовещаться со своими подданными, вовлекая их вуправление государством.
В то же время этот процесс не должен привести к упразднению сословий.Он будет способствовать их счастливому сближению, которое впоследствии необходимо закреплятьзаконодательно. Но Карамзин резко осуждает какиебы то ни было попытки учреждения конституции, в30. Славянофилы и западникиРусская философия имеет богатое наследие. Десятки крупных русских философов оказывались вцентре духовной культуры России. Многие исследователи отмечают, что в истории русской философииособо выделяется период, охватывающий XIX и начало XX в. В середине XIX в.
разгорелась борьба между славянофилами и западниками по кардинальным вопросам философии. Особенно большие расхождения были по проблеме исторической роли и исторических судеб России. Философские баталии поэтой проблеме начались после публикаций «Философских писем» Чаадаева.Славянофилы (А.С. Хомяков, К.С.
Аксаков, И.В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской ролиРоссии в истории человеческой цивилизации. Онисчитали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовностидолжно быть православие. Русскому народу присущитакие ценности, как соборность, коллективизм, общинность. Славянофилы верили в особый путь русского исторического развития.
Большое вниманиеуделялось народу как главному деятелю истории.Одним из представителей славянофилов был Аксаков. Он разработал теорию общества. По этой теории носителем идей прогресса, источником самобытности развития России считается не народ, не самодержавная власть, а общество, под которым понимаются определенные верные народным началам кру-31. Политико-правовые идеи ГерценаИменно А.И.
Герцен (1812-1870) воспринял сельскую общину как главный опорный элемент в зданиибудущего русского социализма. Эта тема обсуждалась им одновременно с темой отсталости России,ее самобытности и особой миссии в деле общественных преобразований у себя и других народов. Сохранность самобытного характера делает его чувствительным к социализму, и более всего это связано сособой ролью сельской общины.
В общинных хозяйственных и административных началах он усматривал зародыши и черты социалистического коллективизма. Однако Герцену были видны и негативныестороны общинных порядков - поглощение личностимиром (общиной), как и во всех других случаях «неразвитого коммунизма». Выход он видел в использовании западной науки, призванной оказать на крестьянский быт оплодотворяющее воздействие.
Без этого аграрный коммунизм будет пребывать грубым ипримитивным. К приобщению русского крестьянина кположительным результатам цивилизации и наукиЗапада должны быть призваны передовые русскиелюди, «прошедшие через западную цивилизацию ивпитавшие ее исторический опыт и социалистические представления».1 ноября 1861 г. Герцен выдвигает лозунг «В народ!», ставший на десятилетия призывом для патриотической молодежи к деятельному участию в освободительном движении.* | 32. Политико-правовые идеи БакунинаС именем Бакунина (1814-1876) связано зарождение и распространение идей так называемого коллективистского анархизма. Бакунинская политическая теория вырабатывалась в период начальныхшагов организованного рабочего движения (Интернационал), первых самостоятельных выступлений пролетариата на общенациональной политической сцене (Парижская комунна 1871 г.