Велби_Шпаргалка_по_истории_политических_и_правовых_учений
Описание файла
PDF-файл из архива "Велби_Шпаргалка_по_истории_политических_и_правовых_учений", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "история" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
СЮ. ШестаковШПАРГАЛКАПО ИСТОРИИПОЛИТИЧЕСКИХИ ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙУчебное пособие«ВЕЛБИ»МОСКВА2005УДК 340.12(091 )(075.8)ББК 67.3я73Ш51Шестаков СЮ.Ш51Шпаргалка по истории политических и правовых учений: учеб. пособие. - М.: ТК Велби,2005.-40 с.ISBN 5-482-00096-6Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «История политическихи правовых учений».Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшойформат пособия, - все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.УДК 340.12(091)(075.8)ББК67.3я73Учебное изданиеШестаков Сергей ЮрьевичШПАРГАЛКА ПО ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙУчебное пособиеПодписано в печать 31.01.05.
Формат 6 0 x 9 0 } ^Печать офсетная. Печ. л. 2,5. Тираж 10 000 экз. Заказ № 155ООО «ТК Велби»107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2.Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Типография № 9»г. Москва, ул. Волочаевская, д. 40.ISBN 5-482-00096-6© СЮ.
Шестаков, 2005© ООО «ТК Велби», 2005ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМАПолитико-правовая мысль Древней Греции1. Становление науки о политике и праве вДревней ГрецииВ Греции начиная примерно с VIII в. до н.э. началсяпроцесс разложения первобытной общины и становления государств-полисов.
Спарта стала олигархической республикой, жившей по законам легендарногоЛикурга, определившего спартанский образ жизни, воснове которого было установление систематического контроля над гражданами, резкое ограничение навсякие излишества, воспитание хорошего воина исоздание крепкого войска.Афины, пройдя путь реформ, утвердились как демократическая республика, в которой рядом мер былрасширен состаэ свободного населения, получившего статус граждан; установлен институт выборности иотчетности высших должностных лиц; введено широкое предварительное обсуждение всех вопросов, выносимых на рассмотрение народного собрания; созданы условия для привлечения малоимущих граждан к государственной деятельности, в том числе и ксудебной, с выплатой жалованья и др. Развитие,хотя и ограниченной, демократии в афинском полисе, его общественный прогресс явились важнейшимфактором пробуждения его духовной жизни.
Потребность знаний привела к появлению первых мудрецов2. Софисты Древней ГрецииВовлечению политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с именами софистов, начало деятельности которых относится к V в. до н. э. Софист - это тот же мудрец. Многие из софистов быливыдающимися деятелями своего времени, учителями, ораторами и великими спорщиками.Различают два поколения софистов: старшее (Протагор, Горгий, Гиппий и др.) и младшее (Фрасимах,Калликл, Ликофрон и др.). Им принадлежит заслуга впостановке вопросов о государстве, его роли в воспитании людей в духе гражданских добродетелей; описаных и божественных законах, их соотношенияхмежду собой; о равенстве людей по природе и неравенстве их по закону; о пользе мира и вреде враждымежду эллинами; о политике как проявлении сферычеловеческой, а не божественной деятельности; опонятиях справедливости и несправедливости и др.Протагор (V в.
до н.э.) - основатель софистики. Егоосновной тезис: «человек - мера всех вещей». Истина относительна (болезнь - зло для больного, а дляврача - благо).Одна из главных черт софистики - релятивизм. Софисты не признавали объективных критериев и невидели грани между истинным и ложным.Другая особенность софистики - агностицизм (этофилософское направление, в основе которого лежитпредставление о непознаваемости мира). Классическое выражение агностицизма - триада Горгия: 1) ни-*:3. Политико-правовые идеи Демокрита| 4. Политико-правовые идеи Платона «Заметный вклад в становление философии, полиПлатон (428-348 до Р.Х.) мечтал о создании идетики, права внес древнегреческий ученый-энциклоального государства, так как наблюдал извращенныепедист Демокрит (ок.
460 ~ ш . 370 до н.э.). Согласноформы государственного устройства и правления.учению Демокрита становление и развитие человекаИзвращения появляются, если есть: 1) утверждениеи человеческого общества представляет собой есчастной собственности и обращение в рабов свободтественно-исторический процесс, в ходе которогоных землевладельцев.
Вырождение аристократиипод влиянием потребностей людей осуществляетсямудрых в тимократию (власть воинов). Государствопрогресс в различных сферах общественной жизни.будет вечно воевать; 2) скопление богатства у частных лиц, образование имущественного ценза, захватВыше всего Демокрит ставит интересы государствласти плутократами (богатыми). Олигархическое гова, которое должно хорошо управляться и служитьсударство раздирает вражда богачей и бедняков, оновеличайшим оплотом целого.
Для этого необходимобудет вечно воевать с самим собой; 3) победа бедняединство граждан, достижению которого поможетков - устанавливается демократическая форма правблагодеяние состоятельных по отношению к неимуления; 4) ненасытное стремление к свободе, опьянещим, взаимное сочувствие, братство и взаимная зание ею, потеря управления властью ведет к тираниищита. Демокрит предупреждает об опасности граж(господство одного ставленника народу). Это самоеданской войны, которая «есть бедствие для той итяжелое заболевание государства, полное отсутстдругой враждующей стороны».
Только при единовие каких-либо добродетелей.мыслии могут быть совершаемы великие дела, в томчисле и удачные войны государства. ГосударствоПлатон отказался от первого проекта и стал писатьдолжно помогать бедным, постоянно ориентироватьвторой проект.
Он ответил на вопрос: почему идется на них и окружать их заботой.смена различных форм государства - из-за порчи человеческих нравов? Где выход? В правлении мудрыхДемокрит - приверженец демократии. Но, отдаваялюдей.должное демократии, он вместе с тем указывает, чтопо самой природе управлять свойственно лучшим.Проект правления мудрецов - второй проект. В поОн полагает, что «лучше быть бедным в демократинятии Платона мудрецы - философы.
Земля объявческом государстве, чем жить в богатстве при монарляется государственной собственностью. Все видыхии». Для него бедность в демократии настолько жечастной собственности ограничены законами. Гражпредпочтительнее так называемого благополучиядан в идеальном государстве должно быть 5040 че-что не существует, 2) если что-либо существует, тооно непознаваемо для человека, 3) если и можно познать что-либо, то это нельзя объяснить другому. Втриаде Горгия также есть проблема коммуникации принцип несообщаемости знания другому (истинасубъективна и непередаваема).Софисты известны своими логическими неправильностями.
Софизм «Рога»: Вопрос: то, что ты нетерял, ты имеешь? Ответ: да, имею. Если ты не терял рога, значит, они у тебя есть!Софисты, не будучи единодушными в своих взглядах, нередко рассматривали поднимавшиеся ими вопросы по-разному. Но главное заключается в том,что многие из этих вопросов, имеющих философскуюи политико-правовую направленность, в последующие времена приобрели актуальное значение. Современем слово «софистика», в связи с присущиммногим его представителям стремлением использовать в спорах различные словесные ухищрения, приобрело негативный характер.Значение деятельности софистов: 1) переориентировали философию с космоса на человека; 2) подняли искусство спора на качественно высокий уровень;3) стимулировали развитие риторики и логики.и философов, закладывающих пробные камни в науку, идеологию, политику и право (Пифагор, Гераклит,Сократ и др.).Одним из них был древнегреческий поэт Гесиод(VIII в. до Р.Х.), выступавший от имени крестьянства,мелких собственников.
Главными ценностями он считает труд и справедливость, которые у него приобретают нравственное значение. Им он противопоставлял расточительство, насилие, зависть, леность идругие отрицательные качества.В историю политико-правовой мысли Древней Греции вошли законы архонта Драконта (621 до Р.Х.).Они известны сегодня как «драконовские меры».В защиту интересов общины при торговых общениях выступило законодательство Солона (594 доР.Х.). Благодаря законодательству Солона были аннулированы долги, отменено долговое рабство; отменен запрет на вывоз сельскохозяйственных продуктов.В это время во всех полисах Древней Греции пришли к власти тираны. Тиран в Древней Греции имелнесколько иной смысл - правитель, управляющий позакону. Некоторые тираны насильно захватываливласть, чтобы изменить государственный строй иввести новые законы.ловек.