Велби_Шпаргалка_по_истории_политических_и_правовых_учений, страница 9
Описание файла
PDF-файл из архива "Велби_Шпаргалка_по_истории_политических_и_правовых_учений", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "история" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
во Франции).Его учение представляет собой коллективнуюанархию. Он отрицает государство, право, собственность и считает, что они должны быть заменены свободной ассоциацией производителей. Государство,по Бакунину, - это некое искусственное социальноеобразование, которое символизирует собой абстрактное ограничение прав и свобод личности во имяабстрактной и мифической идеи всеобщего блага.Там, где начинается государство, кончается свободаличности, и, наоборот, свобода человека, расширение его прав приводят к переделу сфер влияния государственной власти.Исходным моментом анархической доктрины Бакунина являлась идея о том, что уничтожение всякойгосударственности выступает в общественной практике как основной способ разрешения всех социальных проблем.
Анархия, утверждал Бакунин, явит собой заключительный этап в эволюции общества, связанный с распространением идеи свободы в массахв виде свободы индивидов и ассоциаций.17ги русской интеллигенции. Теория общества позволила выделить в социальной структуре силы, с помощью которых можно направлять развитие России пожелаемому пути для славянофилов. В интерпретации Аксакова славянофильство приобретает чертыучения, приспособленного к нуждам богатого московского купечества.Западники (Т.Н. Грановский, К.Д.
Кавелин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен) придерживались идеи европеизации России. Россия должна смотреть на Западкак на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.Теории славянофильства и западничества оказалиогромное влияние на развитие социально-политической и революционной мысли в России, привели квозникновению теории крестьянской революции вРоссии в работах Герцена и Чернышевского, что, всвою очередь, послужило толчком для возникновения народничества, идеологами которого были Лавров (сторонник просвещенного направления), Ткачев(сторонник тактики заговора и установления диктатуры) и Бакунин (сторонник тактики мятежа, один из основоположников анархизма).чем-то ограничивающей власть царя.
В монархе соединяются все власти. Но Карамзин соглашается стем, что власть самодержца имеет границы. Монархможет все, но он не может законно ограничить своювласть, т.е. самодержец не имеет права упразднитьсамодержавие. «Дворянство и духовенство, Сенат иСинод как хранилище законов, над всеми - Государь,единственный законодатель, единственный источниквластей. Вот основание Российской монархии...»Карамзин протестовал против преобразования государственных учреждений. «Всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надобно прибегать только в необходимости: ибо одно время даетнадлежащую твердость уставам; ибо более уважаемто, что давно уважаем, и все делаем лучше от привычки».
Главной ошибкой законодателей своего времени Карамзин называет создание новых государственных учреждений - разных министерств, Государственного совета и пр.Идее естественного равенства людей, свойственной Просвещению, Карамзин противопоставляет суждение: «В государственном общежитии право естественное уступает гражданскому». Право, государство, сословный строй России он связывает с идеейсамобытного народного духа.Идеальный общественный строй, по Бакунину, это не общество, организованное в государство, аобщество, основанное на началах самоуправления,автономии и свободной федерации.
Именно федерализм, как основополагающий принцип социальногобытия свободных граждан, в противоположностьцентрализму с его ограничением человеческой свободы и самодеятельности, по утверждению Бакунина, должен «спасти в Европе свободу и мир».Федерация должна объединить индивидов в коммуны, коммуны в провинции, провинции в нации, нации в соединенные штаты Европы.
Он разрабатывает основные методы социальных преобразований.Главное - умственное освобождение, под которымпонимается прослеживание атеизма и материализма. Социально-экономическое освобождение опирается на два положения: 1) земля принадлежит тем,кто ее обрабатывает, т.е. земледельческим общинам; 2) капитал, все орудия труда принадлежат рабочим организациям. Достичь поставленных целей Бакунин хотел с помощью революции. Но революция недолжна быть политической.Крестьянская община будет важнейшей социальной организацией общества. Он возлагает надеждына бунт, на характер русского мужика.По Герцену, форм организации человеческого общежития можно выделить только две - монархию иреспублику.
При этом речь идет не о формах правления, а именно о формах организации общежития, вкоторых действительно обеспечивается дело народа(республика), общее благо. Поэтому он проводил различение политической и социальной республики, считая подлинной республикой только социальную. Монархия в отличие от республики требует священногои неприкосновенного авторитета, который несовместим со свободой людей и независимостью разума.Герцен считал, что для установления нового общественного строя необходима народная революция.Именно народ является носителем лучших русскихнациональных качеств.Герцен много внимания уделял воспитанию и умственному образованию. Главная задача воспитаниясостоит в формировании гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа истремится к преобразованию общества на разумныхначалах. Важнейшим средством умственного образования считал естествознание, которое научно объясняет то, что кажется таинственным.
Протестовалпротив деспотизма воспитателей и насилия наддетьми. Детям должны быть предоставлены условиядля свободного развития.1833. Политико-правовые идеи Соловьева34. Политико-правовые идеи ЧичеринаВ середине XIX в. получила развитие объективноидеалистическая концепция государства, с которойвыступил Б.Н. Чичерин (1828-1904).Сущность государства, по Чичерину, определяетсяследующими признаками и чертами. Согласно егоконцепции государство представляет «организациюнародной жизни, сохраняющуюся и обновляющуюсяв непрерывной смене поколений. Государство естьсоюз, союз целого народа, имеющего свою территорию, единый закон.
В нем народ становится юридическим лицом. Оно управляется верховной властью,его целью является всеобщее благо». Государствообразуется как результат общей воли и высшего политического сознания народа, способного «разумно идобровольно подчиняться верховной власти и поддерживать ее всеми силами». Государство не поглощает другие союзы (например, семью), а только возвышается над ними как высшая область, господствующая в сфере высших отношений.Сущность политического союза (государства) Чичерин рассматривает в соотношении с гражданским обществом, под которым он понимает «совокупность отношений, принадлежащих к частной сфере и определяемых частным правом».
Государство и гражданское общество - два противоположных, но «равно необходимых элемента человеческого сожительства».Таким образом, согласно юридической концепцииустройства политического союза Чичерина в государ-Теократическая концепция государства занимаетбольшое место в творчестве СМ.
Соловьева(1853-1900). Основа концепции - понятие теократической монархии. Соловьев выдвинул идею монархии реальной (бюрократической и самодержавной).Государство должно основываться не на деспотизмевласти, а на равновесии многих общественных сил,закрепленных в законе. Основная задача, стоящаяперед государством, заключается в том, что онодолжно стать деятельно-нравственным и подчинитьсебя религиозному началу. Государство в системеСоловьева есть только внешнее равновесие.
Высший идеал лежит в сфере свободных нравственныхвзаимоотношений. Такое общество (организованнаянравственность) превалирует над государством. Общество, по Соловьеву, имеет троякую структуру:1) экономическое общество; 2) государство; 3) церковь. Государство и церковь являются не двумя раздельными независимыми сферами, а лишь двумясторонами одной и той же сферы - общественной.Между ними возникают синтетические отношения, вкоторых значение высшего принадлежит божественному (так как имеет характер безусловного).
Мирскойэлемент находится в состоянии свободного подчинения как средство осуществления единой божественной воли.Картина социальной иерархии, рисуемая Соловьевым, состоит в том, что чем больше человек усваива-^35. Политико-правовые идеи Ковалевского|Социолог, историк, правовед, общественный деятель. Ковалевский (1851-1916) - автор известныхтрудов по истории и экономике, создатель новойшколы права, видный русский социолог, стоявший уистоков социологического образования в России.Ковалевский находился под влиянием позитивизма Конта и Спенсера, развивал концепцию социального прогресса, содержание которого состоит в росте солидарности общественных групп и народов.Ставил задачу разработки такого метода исследования, который преодолел бы односторонности психологизма, экономизма, биологизма в социальныхтеориях.Плюралистическая теория прогресса и концепцияобщественной солидарности.
Объединение людейопределяется ростом солидарности. Точное представление о понятии общественной солидарноститребует уяснения закона затрат наименьшего количества энергии. Законом наименьших затрат объясняется (обосновывается) отсутствие частного присвоения. Суть теории - любые социальные явленияпорождаются многими причинами и, в свою очередь,влияют на них. Любое явление не только следствие,но и причина.Выводы Ковалевского: 1. Любой общественныйфакт обусловлен множеством причин. 2. Эти причины в принципе равнозначны. Среди них нет ведущегои определяющего фактора.1936. Политико-правовые идеи ЛенинаОдин из величайших политиков - Владимир ИльичЛенин (1870-1924) подошел к революционным взглядам с марксистских позиций, разгромил русскийанархизм, тактику террора.
Ленин был политическимлидером, сыгравшим главную роль в установлениивласти коммунистов в России.В 1900 г. уезжает в Западную Европу и в течение17 лет не возвращается в Россию. После расколароссийской социал-демократической партии Ленинстановится лидером большевиков. В марте 1917 г.царь отрекся от престола. Ленин возвращается вРоссию. В октябре 1917 г. РСДРП (б) приходит к власти. Ленин управлял государством в течение пятилет, но за это время практически переделал всюстрану. Ленин впервые в мире стал строить коммунистическое государство, применяя на практике идеиКарла Маркса.
Его работы оказали огромное влияниена развитие философской мысли: «Что делать?»(1902), «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), «Детская болезнь левизны в коммунизме» (1920).Государство рассматривалось Лениным как воплощение антагонизма классов, расколовшее обществосо времени появления частной собственности.