1-39 (Ответы на экзаменационные вопросы), страница 28
Описание файла
Файл "1-39" внутри архива находится в папке "Ответы на экз.вопросы". PDF-файл из архива "Ответы на экзаменационные вопросы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политология" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МАИ. Не смотря на прямую связь этого архива с МАИ, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 28 страницы из PDF
И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, топрограммы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы,предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов;актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целейи принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантовусвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций,не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К.
Мангейм). Те жесистемы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, неспособные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как«частные» (Н. Пуланзас). Падение влияния идеологии на общественное мнение илираспространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения. ведет к деидеологизации политики.Среди основных идеологических течений в современном мире следует выделить следующие:либерализм, сформированный на базе политической философии английских просветителей Д.
Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII–XVIII вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частноговладения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическоеотношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан,религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. В XX в. тенденции универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенстваграждан, переориентировали политическую программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления государственной власти (в отличие отпрежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству) Р. Даль, Ч.
Линдбдюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правлениебольшинства, тем более оно соответствует принципам либерализма;консерватизм, отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями,незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральныепринципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возниккак отрицательная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда, потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцыэтого направления – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э.
Берк – пытались утвердить мысльо противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Усиление влияния консерватизма в современном мире связано с реакцией на экономическийкризис 1973–1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе ирасширение влияния кейнсианских идей. Неоконсерватизм предлагает духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, моральной взаимоответственно-сти гражданина и государства, уважение закона, крепкий государственный порядок истабильность.
Теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл)стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом(из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма,совершенствующие средства урегулирования конфликтов;социализм, перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшениемжизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социалистическойидеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течениесоциал-демократической идеологии, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественнымявлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм.Видную роль в современном мире играют также национальные идеологии, правый неоконсерватизм экстремистского толка, фашизм, анархизм, идеология «зеленых» и другие.Современная идейно-политическая жизнь несводима к функционированию и взаимодействию основных идеологий.
В ней существуют и более «мелкие» явления: какие-то новыетенденции, различные течения внутри или на стыке идеологий, какие-то новомодные теоретические веяния, не похожие ни на одну из классических идеологий, а также и болеекрупные «блоки», отвечающие времени целые направления мысли, объединяющие (илиоказывающие влияние на) сразу несколько идеологий. Пример – сегодняшнее сближениелиберализма и консерватизма.29.
Основные модели демократии: теория и историческая практика. Демократия: основные принципы и условия их реализации.Демокра8тия — политическая система, при которой народ является единственно легитимным источником власти. Под демократией также понимается метод коллективногопринятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам,от семьи до всего человечества, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. Народное правление требуетобеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей:законность, равенство, свобода, право наций на самоопределение, права человека и др.Поскольку идеал народовластия труднодостижим и подлежит различным толкованиям,предлагалось множество практичных моделей.
До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедурподчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путёмделегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимаютрешения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия.Одной из распространённых целей демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью.
Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человекаи другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня во многих странах народовластиеотождествляется с либеральной демократией, которая, наряду со свободными, честными исостязательными выборами, включает в себя верховенство права, разделение властей иконституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личныхили групповых свобод.
С другой стороны, некоторые левые движения полагают, что реализация права принятия политических решений требует обеспечения социальных прав инизкого уровня социально-экономического неравенства.Демократия в её современном понимании имеет своё начало в Древней Греции и ДревнемРиме, традициях средневековых городов-государств и развитии представительных органов власти в Европе и некоторых британских колониях в новое время. В античных городах-государствах верховной законодательной, исполнительной и судебной властью обладало собрание, включающее в себя всех граждан.
Это было возможно потому, что население этих городов редко превышало 10000 человек, а женщины и рабы не имели политических прав. Граждане имели право занимать различные исполнительные и судебные должности, некоторые из которых были выборными, а другие назначались по жребию. В средневековой Европе ключевую роль в зарождении принципов демократического правлениясыграли концепции религиозного, естественного и обычного права как ограниченийпроизвола власти. Большое значение имело распространение практики, когда монархистремились получить одобрение своих распоряжений со стороны различных сословий.Съезды представителей этих сословий были прообразами современных законодательныхсобраний.Эпоха просвещения, Американская и Французская революции стимулировали интеллектуальное и общественное развитие, в особенности развитие представлений о гражданскихправах и политическом равенстве.
Начиная с XIX века, собрания депутатов, избранных насвободных выборах, стали центральными институтами демократического правления. Вомногих странах демократия таже стала включать состязательность избирательного процесса, свободу слова и верховенство права. В странах с коммунистическими режимамипровозглашалась идея народовластия, в структуру которого входили классовое единство ипреимущественно государственная собственность на средства производства.
До XX векадемократия предполагала, что полноправным гражданством обладает меньшинство населения, в то время как остальные фактически исключены из процесса принятия политических решений. К началу XXI века всеобщность выборов получила мировое признание какодин из важнейших критериев демократии.30. Либерализм и неолиберализм.Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализмкак самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Д, Локка, Т. Гоббса, А.