1-39 (Ответы на экзаменационные вопросы), страница 27
Описание файла
Файл "1-39" внутри архива находится в папке "Ответы на экз.вопросы". PDF-файл из архива "Ответы на экзаменационные вопросы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политология" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МАИ. Не смотря на прямую связь этого архива с МАИ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "политология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 27 страницы из PDF
Жесткая цензура любойинформации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации - прессой, радио, кино, литературой и др.6. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью.Истоки тоталитаризма - это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации.Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях отставанияв процессе формирования новой социальной национальной идентичности порождаютстремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем.Принято выделять две разновидности тоталитаризма - «левый» и «правый».«Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах - в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии, на Кубе.
«Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и германии.«Левый» тоталитаризм основывался на идеологии марксизма - ленинизма, которая утверждала: 1) возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; 2) необходимость отмены частнойсобственности и создания плановой, регулируемой экономики; 3) ведущую роль пролетариата; 4) необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; 5)возможность построения коммунизма в каждой стране.«Правый» тоталитаризм, в лице германского фашизма, основывался на идеологии национал-социализма.
Главные положения национал-социалистической идеологии сводились кследующему: 1) воссоздание германского рейха; 2) борьба за чистоту немецкой расы; 3)истребление всех инородных элементов (прежде всего евреев); 4) антикоммунизм; 5) ограничение капитализма.Авторитарный политический режимТермин «авторитаризм» (лат. auctoritas - власть, влияние) применяется в политическойнауке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.Существенными чертами авторитаризма являются:1.
монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчётна;2. полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;3. сильно централизованная монистическая структура власти;4. сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством;5. наследование и кооптация правящей элиты;6. отсутствие возможности ненасильственной смены власти;7. использование силовых структур для удержания власти.Основные причины широкого распространения авторитаризма можно классифицироватьна социально-экономические и социокультурные. К социально-экономическим причинамотносятся: экономическая неразвитость, незрелость гражданского общества, сохранениетрадиционного типа социальных отношений и значительная конфликтность общества.К социокультурным причинам относятся: большое влияние религии на общество и особенности политической культуры в странах незападной цивилизации.По характеру и степени плюрализма, который проявляется в партийной системе, авторитаризм подразделяется на реально однопартийный, однопартийный «полуконкурентного»типа и псевдопартийный.Специфика однопартийного режима «полуконкурентного» типа заключается в том, чтоизбирательная система и электоральный процесс построены таким образом.
Что на выборах президента или депутатов в парламент реальными шансами на победу обладают лишькандидаты, одобренные руководством доминантной партии.Исходя из структуры правящего блока, и целей проводимой политики различают военные,олигархические, популистские, и бюрократические режимы.Установление военных диктатур, как правило, сопровождается отменой прежней конституции, роспуском парламента, полным запретом любых оппозиционных сил, концентрацией законодательной власти в руках военного совета. Как правило, военные режимы оказываются не в состоянии обеспечить экономическую эффективность.
Им не удаётся мобилизовать массы на решение социальных проблем, обеспечить себе поддержку, решитьпроблемы, связанные с институционализацией власти (страны Африки, Востока, Латинской Америки).Олигархические режимы основываются на гегемонии блока бюрократии и компрадорскойбуржуазии (Камерун, Тунис, Филиппины 1972-1985). Следствием нестабильности олигархических режимов являются перевороты или гражданские войны.Популистские режимы отличаются вождизмом одного лица, горячо одобряемого и любимого народом. Такой режим рано или поздно оборачивается высокой инфляцией и глубоким кризисом экономики (Варгас в Бразилии, Насер в Египте).При бюрократическом режиме главную роль при принятии важных решений играет высшее государственное чиновничество.
Процедуры избрания главы исполнительской властипрактически не существует. Поэтому бюрократия вынуждена опираться на армию, а такжена сеть создаваемых ею корпораций, которые в обход партий и профсоюзов связываютгосударство и общество.Разновидностью бюрократического режима является бюрократический авторитаризм (пиночетовский режим в Чили).В отечественной политической науке середины 90_х гг. не прекращаются попытки определить специфику сложившегося в современной России политического режима. Российский политический режим отличают: а) отсутствие развитого и многочисленного среднегокласса; б) отсутствие консенсуса в обществе по базовым ценностям; в) неразвитость рыночных отношений; г) гипертрофированная роль государства и бюрократии; д) коррупцияво всех эшелонах власти; е) сильно ограниченная и сведённая к минимуму роль представительных органов власти обществу; з) сохранение и воспроизводство в обществе отношений и связей патронажно-клиентального типа в противовес горизонтальным.
Поэтомупонятие «демократия» в его классическом виде к современной России неприменимо. Категории «посткоммунистическая» или «посттоталитарная» указывают на существенныеотличия российской демократии от классических образов.Отечественный политолог А.П. Цыганкова применяет концепцию делегативной демократии к анализу политического режима в России.
При таком подходе обнаруживаются вроссийской политической действительности многие характерные черты в обществе отношений и связей потронажно-клиентального типа в противовес горизонтальным. рольпредставительных органов власти делегативной демократии. Определение складывающегося в России режима как гибридного является более точным. Такой режим носит переходный характер и может эволюционировать в различных направлениях.
Наиболее правдоподобнее выглядят прогнозы о становлении популистского авторитаризма и продолжении постепенного перехода к демократии. Выбор альтернативы развития будет во многомопределяться политическими предпочтениями российского общества и, в том числе, политическими позициями молодёжи.Теории и модели демократии. Демократический режимДемократия - это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа.Всё многообразие теоретических моделей современной демократии тяготеет к двум основным теоретическим парадигмам, сформированным классиками политической мысли17-19 вв.
Это либерально-демократическая и радикально - демократическая теория.Либерально-демократическая и радикально-демократическая теории представлены лишь,в общем, и огрубленном виде, но они позволяют увидеть за внешним многообразием существующих современных моделей демократии единство в истоках.Наиболее распространенные и используемые сегодня в политической науке теоретическиемодели демократии: конкурентная элистическая, демократия Липсета-Лернера, «полиархическая» демократия Роберта Даля, экономическая модель демократии Энтони Даунса,демократическая модель «прав человека», институционная модель «интегративной демократии».Несмотря на всё многообразие моделей демократии, можно выделить общие характерныечерты, присущие этому режиму.1. Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей ихвыражения и реализации.2.
Гарантированный доступ групп к политическим институтам.3. всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам принимать участие в формировании представительных институтов.4. Контроль представительных институтов за деятельностью правительства.5. Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.6. Разрешение возникающих конфликтов мирным путём.7. Признание решающей роли большинства при учёте интересов меньшинства.Демократия возникает и сохраняется при наличии определённых условий: 1) высокийуровень экономического развития; 2) наличие толерантности в обществе, уважение правполитического меньшинства; 3) согласие общества относительно таких ценностей какправа человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности; 4) ориентации значительной части населения на политическое участие (прежде всего в форме выборов) или.
Доминирование активистской культуры.28. Политическая идеология. Понятие, содержание и место идеологии в политическойжизни общества.Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания тойили иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчиненияобщественного мнения собственным идеям.Политическая идеология является одной из наиболее влиятельных форм политическогосознания, воздействующей на содержание властных отношений. Со времени появлениясоответствующего термина (его ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.) в наукесложились различные взгляды на это духовное явление. Так, основоположник теорииидеологии К.
Маркс видел в ней, прежде всего форму иллюзорного сознания, вызваннуюпротиворечиями производственных отношений. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать ихполитическую энергию.Американский теоретик Л.
Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенныецели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практическихпроблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоитстатус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьмавысокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют ипредставления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политикесколь-нибудь серьезного веса.Из определения политической идеологии следует, что в любом случае она является разновидностью корпоративного сознания, отражающей сугубо групповую точку зрения на ходполитического и социального развития, отличающейся склонностью к духовному экспансионизму.Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественнымсознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым еюцелям и задачам политического развития.
При этом политическая идеология призвана нестолько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрироватьобщество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной ( национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма).Различают следующие уровни политической идеологии:теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития;программно-политический, на котором социально-философские принципы иидеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан.