1-39 (Ответы на экзаменационные вопросы), страница 30
Описание файла
Файл "1-39" внутри архива находится в папке "Ответы на экз.вопросы". PDF-файл из архива "Ответы на экзаменационные вопросы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политология" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МАИ. Не смотря на прямую связь этого архива с МАИ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "политология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 30 страницы из PDF
де Бональд и особенно Э. Берк пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.Система воззрений консерватизма базировалась на приоритете преемственности перединновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядкавещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а стало быть,и привилегией известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности. По их мнению, сохранение прошлого способно снять все напряжение настоящего и потому должно рассматриваться какморальный долг по отношению к будущим поколениям.
Понятно, что такие принципы отрицали оптимизм либеральной идеологии относительно общественного прогресса, тот духиндивидуальной свободы, который, с точки зрения консерваторов, разрушал целостностьчеловеческого сообщества.На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные дляконсервативной идеологии политические ориентиры:1) признание существования раз и навсегда установленного универсального моральногопорядка, санкционированного религией;2) естественное неравенство людей необходимым образом делит их на управляемых иуправляющих, что является основой для правления аристократии;3) в силу природной «греховности» и «неразумности» людей функции власти должныбыть закреплены за государством (предпочтительный политический режим – монархия);4) неверие в силу прогресса, опора на традиционные, проверенные временем способы власти и управления;5) отношение к конституции как к проявлению высших принципов, воплощающих неписаное божественное право, которые не могут поэтому произвольно изменяться человеком;6) убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда;7) понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д.Эти основополагающие идеи и принципы, однако, заметно модифицировались в процессеобщественного прогресса.
Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XXв. спровоцировало появление различного рода реакционных консервативных течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма и др., которые выказали полноенеприятие демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию. Здесь проявился в целом нехарактерный для консерватизма, уверенного в спо-собности политики смягчать социальную напряженность, радикализм, стремление к силовым способам разрешения конфликтов.В послевоенный период, когда консерватизм вынужден был обратиться к более тонкой исложной апологетике капиталистического образа жизни, возникли новые формы этойидеологии.
Так, попытки обосновать «третий» (в отличие от предлагаемых либерализмоми социализмом) путь общественного развития, наряду с традиционными течениями, вызвали к жизни разнообразные национальные формы консерватизма, а также технократический (А. Гелен, X. Шельски, Г. Фрейер), христианско-католический, «реформаторский»консерватизм и другие типы этой идеологии.
Значительно мягче относясь и к государственному регулированию производства и к участию населения в управлении, эти идейныетечения решительно ставили вопрос об укреплении законности, государственной дисциплины и порядка, не признавали инициированных реформ. Консерваторы, в стремлениипересмотреть идею демократии с собственных позиций, предлагали даже дополнить выборность народных представителей выдвижением в органы управления наиболее «достойных» (с точки зрения властей) граждан.Последние десятилетия обозначили явное стремление консерватизма, с одной стороны, киррациональным идеям реакционного толка (например «новые правые» во Франции), а сдругой – к большей склонности к либеральным ценностям. Второе направление эволюцииконсервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме – идеологическомтечении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис1973—1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развитияобщества.
Многообразие стилей жизни и усиление всесторонней зависимости человека оттехнической среды, ускоренный темп жизни и нарушение духовного и экологическогоравновесия – все это породило серьезный ориентационный кризис в общественном мнении западных стран, поставило под сомнение многие первичные ценности европейскойцивилизации. В этих условиях неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии кчрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабильности.
Сохраняявнешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельныхстрат и слоев, эти ориентиры были четко направлены на сохранение в обществе и гражданином чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которыхникакое экономическое и техническое развитие общества не заполнит образовавшегося влюдских душах духовного вакуума.Основная ответственность за сохранение в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан. Такая позиция должна была поддерживать внем жизнестойкость и инициативу и одновременно препятствовать превращению государства в «дойную корову», развращающую человека своей помощью. Эта модель отличаласьот либеральной, сориентированной на предоставленного самому себе индивида, которомунадлежит самостоятельно отыскивать смысл бытия, «договариваться» с государством ит.д.Государство неоконсерваторов должно было основываться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные усло-вия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой и т.д.Наряду с признанием того, что предпочтительным политическим устройством для такоймодели взаимоотношений гражданина и государства является демократия, теоретики неоконсерватизма (Д.
Белл, 3. Бжезинский, Н. Кристалл и др.) уделяли большое вниманиеразработке программ, преодолевающих дефицит управляемости обществом (из-за чрезмерного вовлечения в политику населения), защищающих государство от социальных«перегрузок», модернизирующих механизмы защиты элитизма, совершенствующих средства урегулирования конфликтов и проч. При этом в американских версиях неоконсерватизма акценты, как правило, делались на определении путей эволюции государственностии организации власти, в то время как в западноевропейских течениях предпочтение отдавалось сохранению социокультурной среды, усовершенствованию нравственных традиций общества и стимулированию социальной активности индивида.Предлагаемые неоконсерватизмом программы экономического роста и сохранения политической стабильности, предполагавшие разрешение проблем, вызванных ростом благосостояния, новое понимание роли планирования, регулирования уровня занятости и т.д.,не могли решить многие вопросы общественного развития государств, втягивавшихся впостиндустриальный период эволюции, таких как инфляция, обнищание населения и т.п.Однако по сравнению с его способностью дать человеку относительно целостную картинумира, отвечающую его основным нуждам и запросам, все эти частности отходили на второй план.
Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством.Неоконсерватизм вобрал в себя те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом виткеиндустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда другихучений.
И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либеральноконсервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейнойориентации все больше расширяется во всем мире.33. Формы государственного устройства. Республиканская и монархическая формы правления.Являясь одни из аспектов формы государства, государственное устройства играеточень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия между субъектами, определяя внутреннюю структуру государства.
В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, на которые делитсягосударство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами. Характер подобных связей зависит от правового статуса, какгосударства в целом, так и каждый из его территориальных единиц. Таким образом подформой государственного устройства понимают административно-территориальнуюорганизацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством исоставляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Форма государственного устройства тесно связанна не только с публичной властью, но и с территориальной организацией населения - еще однимсущественным свойством государства.
Вовремя и правильно решенные вопросы гос дарственного устройства обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование: напротив, найденные формы устройства государства, не отвечающие егохарактеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик,автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовыеобъединения, союзы суверенных государств).2.1. Унитарное государствоУнитарное считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальнойструктуре других государств, отличается полным политическим единством.
Оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы или области, отличающиесяизвестным своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, своего особогосудоустройства (правда, есть унитарные государства, имеющие в своем составе автономии: Италия, Испания, Китай и др.). Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.