2006 Вопросы и ответы по философии (2006 Вопросы и ответы по философии.pdf), страница 6
Описание файла
PDF-файл из архива "2006 Вопросы и ответы по философии.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Прежде всего это идея единого, уникального Бога, находящегося взапредельном (трансцендентном) мире. Такая концепция исключала многобожие в любомварианте и утверждала идею о единой сущности мира.2. Поскольку Библия понималась как полный свод законов бытия и повеленийБога, особое значение приобретала экзегетика – искусство правильного толкования иразъяснения положений Завета. Соответственно, и вся философия была «экзегетична» всвоих формах. Это означало, что очень много внимания уделялось тексту произведений,способам его толкования. Критерием истинности теории стало соответствие духу и буквеБиблии. Выстроилась сложная иерархия авторитетов, где первое место заняли текстысиноптических (совпадающих) Евангелий, затем тексты апостольских посланий,библейских пророков, учителей и отцов церкви и т.
д. Текст стал началом и концомлюбой философской теории, он анализируется семантически (слова и значения),концептуально (содержание, идеи), спекулятивно (текст как основа для собственныхразмышлений). При этом использовались все достижения формальной логики, в первуюочередь аристотелевской. Давление авторитетов породило явление «псевдоавторства»,когда автор приписывал свои тексты либо пророкам «Ветхого Завета», либо апостолам ит. д. для придания особой ценности своего труда в глазах общественности.3. Философии средневековья была присуща тенденция к назидательству,учительству. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания сточки зрения продвижения к спасению, к Богу.
Обычная форма философских трактатов –диалог авторитетного учителя и скромного, поддакивающего, алчущего знаний ученика.Главное качество средневекового учителя – энциклопедичность, подкрепляемаявиртуозным знанием текста Святого Писания и правил формальной логики Аристотелядля дальнейших выводов из священных книг. В середине века мы часто встречаемпроизведения в виде «суммы» знаний: «Сумма теологии», «Сумма против язычников» и т.д.Дидактизм, учительство предполагали предельную искренность в отношенияхучителя и ученика. Такая искренность вместе с психологической самоуглубленностьюпорождает новый философский жанр – назидательной исповеди. Примером могутслужить «Исповедь» Августина Блаженного (4-5 вв.) или «История моих бедствий» ПьераАбеляра (12 в.).
«Утешение философией» Боэция (6 в.), в которых философы обращаютсяуже ко всему христианскому миру.В целом философия средневековья была по духу оптимистична. Она чуждаласьантичного разъедающего душу скептицизма и агностицизма. Мир не представлялсяпостижимым, устроенным на рациональных основах, историчным (т.
е. имеющим началоот сотворения мира и конец в виде Страшного суда). Бог, разумеется, не был постижимсредствами интеллекта, но Его указания и пути могли быть поняты через веру, путемозарения. В результате физическая природа мира, история в отдельных проявлениях, рядморальных требований постигались умом человека, а религиозные проблемы –откровением. Соответственно, было и две истины: мирская и божественная (откровения),которые находились в известном симбиозе. «Истинная философия» пользовалась какформами интеллекта, так и интуитивного знания, озарения, божественного откровения.Поскольку «Истинная философия» – это «христианская философия», она обосновывалавозможность личного спасения, воскресения из мертвых, конечного торжества истиныхристианства в космическом масштабе.При всей внутренней цельности средневековой философии в ней четковыделяются этапы патристики и схоластики.
Критерии выделения указанных этапов всовременной истории философии разные. Однако четким хронологическим разделомможно считать 1-6 в. – этап патристики (Максим Исповедник, Августин, Боэций), и 11-15вв. – этап схоластики (Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр, Сигер Брабантский,арабская философия: Авиценна, Аверроэс). 7-10 в. – анализ возможностей слова (папаГригорий Великий, Исидор Севильский, Иоанн Скот Эриугена). Общепринятымиявляются в истории философии главные персоналии, представляющие высшие точкиразвития данных этапов.
Вершина патристики – Августин Блаженный (354-430), идеикоторого определили развитие европейской философии. Фома Аквинский (1223-1274) –пик средневековой схоластики, один из самых крупных философов всей послеантичнойфилософии. На этапе патристики происходит интеллектуальное оформление и разработкахристианской догматики и философии, в которой философские элементы платонизмаиграют определяющую роль.
На этапе схоластики – систематическая разработкахристианской философии под огромным влиянием философского наследия Аристотеля.Догматы церкви приобретают законченную рационально оформленную систему.Вопрос 7. Наукоцентризм философии Нового времени.Эпоха Возрождения – период перехода от средневековья к Новому времени. Онаохватывает приблизительно три века с 14 до 17 вв. Поиск новых жизненных ориентиров,соответствующих новым социальным условиям, начавшись в Италии, в ее городахгосударствах, в чем-то аналогичным городам-государствам Древней Греции, переноситсязатем во Францию, Германию, в другие страны севера Европы. Духовное брожение,охватившее европейские страны, стимулируется и, в свою очередь, стимулирует процессыразрушения феодальных порядков, становления национальных государств, церковныхреформ.
Это эпоха возникновения нового искусства, первых шагов современногоестествознания, новых политических и социальных концепций, социалистических утопий.И хотя эпоха Возрождения не оставила великих философских систем, а философскоетворчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания»,она обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму, заложила основыфилософии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок.
Мыслители эпохиВозрождения – Коперник, Бруно, Галилей, Монтень, Кампанелла и др.Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты философией Нового времени.Прогресс опытного знания, науки требовал замены схоластического метода мышленияновым методом познания, обращенным к реальному миру. Возрождались и развивалисьпринципы материализма и элементы диалектики; но материализм того времени был вцелом механистическим и метафизическим.Родоначальником материализма Нового времени был Ф.
Бэкон, считавший высшейцелью науки обеспечение господства человека над природой. Гоббс (согласен с Декартом,но основания математики пытался найти в опыте; люди равны) явился создателем первойвсесторонней системы механистического материализма. Если Бэкон и отчасти Гоббсразрабатывали метод эмпирического (т. е.
опытного) исследования природы, то Декарт,основоположник рационализма, стремился разработать универсальный метод для всехнаук. Характерная черта учения Декарта – дуализм «мыслящей» и «протяженной»субстанции. Спиноза противопоставил дуализму Декарта материалистический монизм.Локк развил сенсуалистическую теорию познания. Идеи, противоположныематериализму, развивались субъективным идеализмом в разных его вариантах (Беркли иЮм). Объективно-идеалистическое учение разработал Лейбниц, высказавший рядглубоких диалектических идей.Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном.Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных,изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о сущности ихарактере самого познания, что приводит к повышению значимости гносеологическойориентации новой философии. Стремление к систематизации, количественный рост иусилившаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления,не только ищущего причинно следственного (связанного с законами) объяснениявзаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося ксозданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные.Стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет кповышению роли рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственногоэмпирического познания мира развивается и точное, рациональное математическоемышление.Вопрос 8.
Французский материализм XVIII в.Вторая половина 18 в. явилась эпохой резкого обострения кризиса феодализма воФранции, вылившегося в буржуазную революцию; важнейшую роль в ее идеологическойподготовке сыграли философы-материалисты Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Дидро,которые выступили против религии и идеализма. Характерная черта французскогоматериализма 18 в. – абсолютизация роли идей в развитии общества, идеалистическоепонимание истории.Фр. материалисты 18 в. - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах - несут свои идеи вширокие круги городского общества. Большое влияние на становление материализма воФранции оказало развитие философии в Англии в 17в.
(Толанд, Тиндаль, Шефтсбери).Также огромное влияние оказала философия Локка, особенно об опытном происхождениизнания. Другим важным источником материалистических идей были для нихмеханистический материализм физики Декарта, учение Спинозы о природе, субстанции...Открытия Ньютона, Эйлера, Лапласа, Лавуазье, Бюффона и др. естествоиспытателейобразуют естественнонаучную основу философских обобщений французскихматериалистов 18в.Природа.
Зачинатель французских материалистов - Жульен Офре де Ламетри (1709- 1751) в общей форме высказал почти все идеи, которые были затем развиты Гельвецием,Дидро, Гольбахом. Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что материясвязана с движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в природекоторой корениться не только способность к движению, но и всеобщая потенциальнаяспособность к чувствительности или к ощущению. Указывал на материальный характеродушевленности животных и человека.