2006 Вопросы и ответы по философии (2006 Вопросы и ответы по философии.pdf)
Описание файла
PDF-файл из архива "2006 Вопросы и ответы по философии.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Вопрос 1. Философия, ее специфика и место в культуре.Философия – учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях егобытия и познания. При этом целостное понимание мира предполагается в связи свключенностью в него человека не только в качестве продукта природной и социальнойэволюции, но как субъективного начала, обладающего способностью активного исознательного воздействия на окружающий мир.Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического ипрактически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формысознания. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоениедействительности.Формирует мировоззрение не только отдельной личности, но и общества в целом.Многозначность философской идеи.
Может быть продолжена в разные дажепротивоположные направления.Национальность философии. Не только допустимо, но и необходимо для того,чтобы вести речь о реальном процессе рождения и жизни философских идей в мирекультуры и цивилизации.Особый смысл понятий истины и заблуждения. Этот смысл – социальноисторический, социально-нравственный, он необходимо включает в себя оценку не тольконашей мысли, но и связанного с ней, основанного на ней нашего действия. Истина, какистинная жизнь, есть следование таким императивам и ценностям, которые неограничивают, не сужают, а расширяют и развивают сущностные силы и творческиеспособности человека.
Заблуждение, со своей стороны – неизбежное следствие того, что«ошибается» сама история.Личностность философского творчества.Назначение – научить человека самостоятельно и творчески мыслить, пониматьсмысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определятьнаправление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и своюпричастность к тому, что происходит во Вселенной.В настоящее время философская теория – это сложная система знаний, основнымсодержанием которой являются наиболее общие принципы бытия и познания, законыфункционирования и развития объективного, бесконечного в своих проявлениях мира.Она раскрывает культурно-историческое единство человечества, обосновываеткритически-рациональный подход к процессам и явлениям, необходимость разумногоначала во взаимодействии человека с миром, доказывая, что человек является неслучайным фактором в его существовании.
На первый план она выдвигает проблемыдуховного мира личности, смысла жизни, сущности человеческого бытия, сознания инравственности.Как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественноисторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенныхсоциальных задач и выполняет при этом многообразные функции.1. Важнейшей из них является мировоззренческая, которая определяетвозможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире вцелостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии.2.
Методологическая функция философии состоит в логико-теоретическоманализе научно-практической деятельности людей. Философская методологияопределяет направление научных исследований, дает возможностьориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов,происходящих в объективном мире.3. Гносеологическая (познавательная) функция философии обеспечиваетприращение новых знаний о мире.4.
Социально-коммуникативная функция философии позволяет использовать ее видеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формируетуровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества вцелом.Философия формировала свои принципы и заключения на базе конкретнонаучного материала и создавала методологический фундамент для его интерпретации;специальные научные дисциплины всегда нуждались в философском осмыслении знанийи новых открытий, накапливаемых в процессе их собственного развития.Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: чтопредставляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире?Что лежит в основе всего существующего: материя или дух? Подчинен ли мир какимлибо законам? Может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой этопознание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими.Основной вопрос философии делит философов на материалистов, признающихпервичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание- вторичным, производным от материи, и идеалистов, считающих, что дух, сознаниепредшествуют материи, творит ее.
Две разновидности идеализма: объективный исубъективный. О.И. признает основой всего существующего объективное, независимое отчеловека духовное начало - мировой дух, внечеловеческий разум. С.И. считаетпервичным сознание человека, которое признается единственной реальностью, при этомдействительность является результатом духовного творчества субъекта. Идеализм близокк религии, философия интерпретирует Бога, но не исключает обоснования своихположений рациональными средствами, используя логические приемы аргументации.Вопрос 2.
Формирование философии. Философия и мифология.Философское мировоззрение формировалось исторически. Мировоззренческиеустановки на дофилософском уровне у первобытного человека были представлены вформе мифов, преданий, сказаний и т.д. Они были своеобразным выражением ихранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации.Мифологическое мировоззрение – такое мировоззрение, которое основано не натеоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональномпереживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватнымвосприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов исвоей роли в них.
Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающих его от науки,заключается в том, что миф объясняет «все», ибо для него нет непознанного инеизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичнойформой мировоззрения.Близкое к мифологическому – религиозное мировоззрение. Также апеллирует кфантазии и чувствам. В отличие от мифа религия не «смешивает» земное и сакральное, аглубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Вцентре любого такого мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного путижизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится втрансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь.
Религияближе к философии, чем мифология. Есть и различие. Религия – сознание массовое.Философия – сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумногообоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия– всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Религия и мифология – естественноелогическое и историческое предшествие философии. Продолжают сопутствоватьобщественному развитию.Разновидностью мифов в области общественных процессов являлись утопии какпредставления об идеальном обществе, государстве, социально-политической системе ит.д.Структура философии. Уже античная философия, становясь самостоятельнойсистемой знаний, обретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. У стоиков(IV в. до н.
э.): 1) логика; 2) физика, или учение о природе; 3) этика, учение о человеке.Последняя – самая важная. Схема сохранила свое значение и по сегодняшний день. ВXVII в. в лоне общих систем философии получила разработку и развитие теория познания(гносеология). Она рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственныйуровень познания. То, что античные философы именовали физикой, в философии болеепоздних веков получило иное название – онтология.Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знанияосуществил И. Кант.
В «Критике способности суждения» говорится о трех частяхфилософии, соотнося их с тремя «способностями души», понимая под последнимипознавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущиечеловеку от рождения. Кант понимает философию как учение о единстве истины, добра икрасоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическую трактовку как толькотеорию или методологию научного знания, высказывавшуюся сначала просветителями,затем позитивистами.Гегель строит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук». Как истоики, и Кант, Гегель тоже называет три части философского знания, обозначенные им встрогой последовательности: 1) логика, 2) философия природы и 3) философия духа.
(Кпоследней – комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, обискусстве, религии, и самой философии.Сейчас социальная философия (философия истории) и философия науки, этика иэстетика, философская культорология и история философииФ. (любовь к мудрости) зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира(Индия, Китай, Египет). Классическая форма - в Др. Греции. Первый человек,называющий себя философом - Пифагор.
В качестве особой науки выделена Платоном.Сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общихзнаний о мире, имеющей задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы оприроде, обществе, человеке. Формируются разделы ф.: онтология (о бытии и егосущности), гносеология (о познании) - основные вопросы; логика (о мышлении, егозаконах и формах), этика (о морали), эстетика (о прекрасном), социальная ф. (очеловеческом обществе), история ф. (зарождение, становление, развитие ф. мысли).Проблемы ф.: начальный период характеризуется космоцентризмом - стремлениемпонять мир как целое, его происхождение и сущность.