2006 Вопросы и ответы по философии (2006 Вопросы и ответы по философии.pdf), страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "2006 Вопросы и ответы по философии.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Основные идеипоявились в 3 в. н. э. Расцвет школы относится к 6-8 вв. Конкретизируя буддийскоепредставление о единств. значимости психического бытия личности и возражая противабсолютизации концепции шуньяты (пустоты) в мадхьямике, Й. Развивает идеюисключительной значимости виджняны (чистого сознания, собственно разума): Й.приписывают высказывание «все нереально, но факт сознания нереальности реален».Основой Й. стала концепция алаявиджняны (сокровищницы сознания, «накопленногосознания»), своеобразного абсолютного сознания, содержащего «семена» всехпсихических и физических дхарм, имеющего, однако, природу не универсального, аиндивидуального сознания.
Разработка Й. медитативной практики как основного средствадостижения «освобождения» способствовала развитию гносеологической проблематики:теория познания была отделена от этики, что послужило частичному утверждению в Й.более рационалистических форм познания. Разрабатываемая в Й. буддийская логикаисследовала главным образом достоверность самого познавательного отношения «Я» имира.Вопрос 4. Конфуцианство.Конфуций (латинизированная форма от китайского Кун Фу-цзы – учитель Кун),Кун-цзы, Кун цю, Кун Чжунни (552/551 в царстве Лу – 479 до н. э., там же), китайскийфилософ. Происходил из родовитой, но обедневшей семьи.
Уже в молодости сталпрофессиональным преподавателем, имел более 3 тыс. учеников (72 из них – особенноблизкие, 12 – были при нем безотлучно). Его педагогическая доктрина строилась напринципе равных возможностей – «обучения вне зависимости от рода» обучаемого ипредполагала минимальную плату – «связку сушеного мяса». В 50 лет К. попыталсясделать карьеру государственного деятеля, в 496 году он стал первым советником в Лу, ноиз-за дворцовых интриг был вынужден покинуть родину. Путешествуя 13 лет по другимцарствам Китая, пытался внушить их правителям свои идеи. Последние годы жизнипровел в Лу.
Свою миссию К. видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры(вэнь), занимаясь редактированием письменного наследия прошлого, прежде всего «Шуцзин» и «Ши цзин» (Тринадцатиканоние). В 479 году он прервал свои задания, чувствуяприближение конца. В беседах с учеником Цзы Кунгом он, однако, все время возвращалсяк древним временам.
Он снова и снова сетовал на то, что «не нашлось ни одногоправителя, который захотел бы стать его учеником». Под конец он в тоске воскликнул:«Кто после моей смерти возьмет на себя труд продолжать мое учение?» Это были егопоследние слова. Ученики похоронили своего Учителя там, где он сам незадолго досмерти выбрал место для своей могилы: на берегу небольшой речки, под сеньюблагородных кипарисов. На пьедестале памятника Конфуцию – в главном здании храма ипантеона Конфуция, занимающем более 20 гектаров, - имеется надпись следующегосодержания: «Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец Конфуций – местоуспокоения его духа».Взгляды К. отразились в составленном в 5-4 вв. до н.
э. и обретшем современнуюформу на рубеже н. э. сборнике «Лунь юй» («Суждения и беседы»), содержащемвысказывания К. и его учеников. В центре учения К. – человек, понимаемый прежде всегокак член общества, которое уподобляется большой семье. Все проблемы человеческогосуществования и познания мира осмысляются К.
в социально-этической плоскости.Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, К. разделялтрадиционное представление о небе (тянь) как высшей мироуправляющей силе;ниспосылаемое небом «предопределение» (мин) доступно человеческому познанию.Познавший волю неба становится, по К., «благородным мужем» (цзюнь цзы), т.е.нормативной личностью, сочетающей духовно-материальные качества с правом навысокий социальный статус. Антагонист благородного мужа – «маленький человек»,руководствующийся выгодой, низкопоставленный и привязанный к конкретному делу.Человеческую природу (син) К., видимо, считал этически нейтральной («по природе людиблизки друг другу, а по привычкам – далеки»), так что для формирования личностинеобходимо «преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли)», т.е.
«внешней»,ритуализованной этико-социальной норме, в результате чего в Поднебесной утверждается«гуманность» (жэнь) – внутренняя морально-психологическая установка на «любовь клюдям». Этика К. подчинена принципам «срединности» (чжун юн – «золотая середина») и«взаимности» (шу – «золотое правило морали»). Заложенная в последнем идеяэквивалентного соответствия выразилась в концепции «выправления имен»,выдвигающей требование адекватности между номинальным и реальным, между словом иделом. Общество, по К., должно управляться только с помощью моральных норм, а неадминистративно-правовых (легизм) или утилитарно-экономических (моизм) методов, атакже и не природными силами (даосизм). Отсюда первостепенная важностьмежличностных отношений («государство – одна семья») для социально-политическойдоктрины К.
Утверждение конфуцианства в Китае как государственной идеологииспособствовало развитию своего рода культа К. в качестве культурного героя, духовноговождя нации, «некоронованного» правителя и святого мудреца. В 555 году был изданимператорский указ о возведении в каждом городе храма в честь Конфуция и орегулярных жертвоприношениях в этих храмах.
Вначале на главном алтаре таких храмовстояли поминальные таблички с именем Конфуция. Затем таблички были замененыскульптурами. В 1985 году в КНР создан Научно-исследовательский институт поизучению К.Конфуцианство (кит. – жу, жу цзя (цзяо), жу сюэ, жу цзя сюэ шо – (учение) школыученых-интеллигентов), древнейшая философская система и одно из трех главных этикорелигиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока. Возникло вКитае на рубеже 6-5 вв.
до н. э. В оригинальном наименовании К. (жу) отсутствуетуказание на имя его создателя – Конфуция, поскольку он подчеркнуто идентифицировалсвое учение с мудростью «святых-совершенномудрых» (шэн) правителей древности,выраженной главным образом в «Шу цзине» и «Ши цзине». Хранителями древнеймудрости во времена Конфуция были ученые-интеллигенты – жу, специализировавшиесяв воспроизводстве письменных памятников и создании астрономо-астрологическихтрактатов.
Они жили в районе царства Лу, родины Конфуция, и, возможно, являлисьпотомками правящей верхушки государства Шань-Инь, покоренного менее культурнымичжоусцами в 12-11 вв. до н. э. Конфуций выдвинул идеал государственного устройства, вкотором при наличии обожествляемого, но практически почти бездействующегоправителя реальная власть принадлежит жу, соединяющем в себе свойства философов,литераторов, ученых и чиновников. Т.о., с самого своего рождения К. отличалосьосознанной социально-этнической направленностью и стремлением к слиянию сгосударственным аппаратом. Этому соответствовало истолкование государственной ибожественной («небесной») власти в семейно-родственных категориях: государь – «сыннеба» и одновременно «отец и мать народа».
Государство отождествлялось с обществом,социальные связи – с межличностными , основа которых усматривалась в семейнойструктуре, особенно в отношениях между отцом и сыном. С точки зрения К., отецсчитался богом («небом») в той же мере, в какой бог («небо») – отцом.Развиваясь в виде социально-этической антропологии, К. сосредоточило своевнимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемыхкачеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т. п.Конфуций принял традиционную веру в божественно-натуралистичное, судьбоносноенебо и в духов предков, что в дальнейшем позволило К. освоить религиозные функции.Вместе с тем всю относящуюся к сфере «неба» (тянь) сакральную и онтологокосмологическую проблематику Конфуций стал рассматривать с точки зрения значимостидля человека и общества.
Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия«внутренних» импульсов человеческой натуры, охватываемых понятием гуманности(жэнь), и «внешних» социализирующих факторов, охватываемых понятием этикоритуальной благопристойности (ли). Смысл человеческого существования, по Конфуцию,- утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этического порядка –пути (дао), важнейшие проявления которого суть гуманность, должная справедливость(и), взаимность, разумность, мужество, уважительная осторожность, сыновняяпочтительность (сяо), братская любовь, собственное достоинство, верность, милостивостьи др. Конкретным воплощением дао в каждом отдельном существе и явлении выступаетблагодать-добродетель (дэ). Иерархизированная гармония всех индивидуальных дэобразует вселенское дао.После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовалиразличные направления (к 3 в.
до н. э. их было уже не менее восьми). Двепротивоположные друг другу интерпретации К. в 4-3 вв. до н. э. предложили Мэн-цзы иСюнь-цзы. Первый выдвинул тезис об изначальной доброте человеческой природы (син).Зло – результат ошибок людей и для его искоренения следует восстановитьпервоначальную природу человека. Согласно второму, человеческая природа изначальназла, т. е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждением, поэтому благиекачества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения.
Мэн-цзысформулировал теорию «гуманного управления» (жэнь чжэн), основанную на приоритетенарода над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя.Эта теория противопоставлялась «деспотическому правлению» с использованием силы, атакже понятиям «выгода», «богатство», «польза» и т. п. Сюнь-цзы сравнивал правителя скорнем, а народ – с листьями и считал задачей идеального государя (вана) «завоевание»своего народа.
Другая метафора: правитель – лодка, народ – вода, которая может и нестилодку и опрокинуть ее, подчеркивается этим необходимость для правителя добиватьсярасположения народа. Отрицал существование духов и демонов, отбрасывал веру всверхъестественное, выступал против ряда распространенных в его время религиозныхобрядов.Во 2 в.
до н. э., в эпоху Хань, К. обрело статус официальной идеологии и, победивглавного конкурента в области социально-политической теории – легизм, неявноинтегрировало ряд его идей, в частности признало компромиссное сочетание этикоритуальных норм (ли) и административно-юридических законов (фа).Черты всеобъемлющей системы К.
обрело благодаря усилиям «Конфуция эпохиХань» - Дун Чжуншу, который, использовав концепции даосизма и школы инь ян цзя,детально разработал онтолого-космологическую доктрину К. и придал ему некоторыерелигиозные функции (учение о духе и воле неба), необходимые для официальнойидеологии централизованной империи. Был министром, инициатором введениягосударственных экзаменов на чиновничьи должности.
В целом в эпоху Хань (конец 3 в.до н. э. – начало 3 в. н. э.) было создано «ханьское К.», основное достижение которого –систематизация идей, рожденных «золотым веком» китайской философии (5-3 вв. до н.э.), и текстолого-комментаторская обработка соответствующей классики.Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые века н. э. и связанное сэтим оживление даосизма стал даосско-конфуцианский синтез в «учении о таинственном»(сюань сюэ). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизмаи даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа К.
Провозвестниками этогодвижения, вылившегося в создание неоконфуцианства, явились Ван Тун (584-617), ХаньЮй и Ли Ао (8-9 вв.). Возникшее в эпоху Сун, в 11 в. неоконфуцианство поставило передсобой две главные задачи: восстановление аутентичного К. и решение с его помощью наоснове нумерологической методологии (сян шу чжи сюэ) комплекса новых проблем,выдвинутых буддизмом и даосизмом. В неоконфуцианстве разработаны недостаточноразвитые в первоначальном конфуцианстве онтологические, космологические и гносеопсихологические проблемы. Заимствуя у даосизма и буддизма некоторые абстрактныепонятия и концепции, неоконфуцианство подвергло их этической интерпретации.Определяющая для конфуцианства этическая доминанта стала в неоконфуцианствеэтическим универсализмом, в рамках которого любой аспект бытия трактовался вморальных категориях.Эти задачи первым решил Чжоу Дуньи, идеи которого в 12 в.