2006 Вопросы и ответы по философии (2006 Вопросы и ответы по философии.pdf), страница 7
Описание файла
PDF-файл из архива "2006 Вопросы и ответы по философии.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Все наши ощущения обусловлены связью чувствачерез посредство нервов с материальным веществом мозга. Л. лишь наметил рядосновных идей, но не дал их обстоятельного систематического развития. Наиболеесистематическим выразителем философских учений фр. мат. стал Поль Анри ДитрихГольбах (1723 - 1789). Самое крупное его произведение - “Система природы”, внаписании которой приняли так же некоторое участие Дидро, Нэжон. В основе этоготрактата мысль о сводимости всех явлений природы к различным формам движенияматериальных частиц, в своей совокупности образующих вечную несотвореннуюприроду.
Основу всех процессов природы составляет материя с присущим ей свойствомдвижения. Мат. процессы - являются строго необходимыми, случайность ицелесообразность исключается. Учение о необходимости распространяется и на человека.Из действия и противодействий всех существ получается ряд движений, подчиненныхпостоянным и неизменным законам.
Различаются 2 рода движения: 1. Движение масс,благодаря которым тела переносятся с одного места на другое; 2. Внутреннее и скрытоедвижение, зависящее от свойственной телу энергии. Г. доказывает универсальностьдвижения в природе. Сущность природы в том, чтобы действовать. Природа получиласвое движение от себя самой (никаких первотолчков), ибо природа есть великое целое,вне которой ничто не может существовать. Движение есть необходимый способсуществования материи.
Законы причинной связи также универсальны, как универсальносвойство движения в природе. Над всеми связями причин в природе господствуетстрожайшая необходимость. Случайность отрицается. В вихре пыли поднятом ветром, нетни одной молекулы пыли, которая расположена случайно, которая не имеет определеннойпричины. Из всеобщего детерминизма выводится и отрицание порядка и беспорядка вприроде. Идеи порядка и беспорядка субъективны и представляют лишь нашу оценкуситуации.Учение о природе получило развитие в работах Дени Дидро (1713 - 1784). Прошелпуть от этического идеализма и деизма до материализма в учении о бытии, психологии,теории познания.
Материалистические сочинения : “Племянник Рамо”. “РазговорДеламбера с Дидро”, “Сон Деламбера”. Внес в учение о природе элементы диалектики.По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывнозарождается и умирает. Особое внимание Д. привлекала проблема мат. истолкованияощущений. Как механическое движение материальных частиц может порождатьспецифическое содержание ощущений? Есть 2 ответа на этот вопрос. 1.Ощущениепоявляется на определенной стадии развития материи как нечто качественно новое 2.способность, аналогичная ощущению присуща всей материи.
Д. был сторонником второймысли. Д. наметил теорию о психических функциях. Наши чувства – клавиши, покоторым часто ударяет окружающая нас природа и которые сами часто по себе ударяют.Отсюда следует, что человек заключает в своей организации нечто автоматическое. Этотавтоматизм не лишен одушевленности и предполагает лежащую в основе всей материиспособность ощущения. Признание существования независимого от сознания внешнегомира, а также признание способности ощущений отражать свойства внешних вещей неозначает однако будто ощущения есть зеркальные копии предметов. По Д. междубольшинством ощущений и их причинами не больше сходства, чем между самимипредставлениями и их названиями.
Д. различает в вещах первичные качества (существуютв самих вещах и не зависят от сознания) и вторичные (заключающиеся в отношениипредмета к другим вещам или к ним самим).Человек и общество. В учении об обществе отстаивают детерминизм, т.е. учение опричинной обусловленности всех человеческих действий. Однако человек не может бытьосвобожден от ответственности за все совершаемое им по отношению к обществу.Необходимость человеческих действий нисколько не исключает возможности вменения иправомерности наказания.
Общество наказывает за преступления, т.к. они вредны. Крометого, это способ предотвращения преступлений в будущем. К тому же никакоеусмотрение необходимости совершения человеческих действий не уничтожаетчеловеческих чувств, и стало быть, не уничтожает самодеятельности, т.к. чувства естьглавные побудители к действию. Учение о нравственности должно быть основано наопыте. Человек движим стремлением к удовольствию и отвращением к страданию. Но таккак человек способен сравнивать удовольствия и выбирать наибольшие, а также способенставить цели, то для него возможны правила и понятия о действиях, лежащих в основенравственности. Предпочтения заслуживают умственные удовольствия, как болеепрочные, длительные и более зависящие от самого человека.
Нуждаясь в помощи других,человек должен в свою очередь делать полезное для других. Так образуется общийинтерес, от которого зависит частный интерес. Правильно понятый личный интереснеобходимо ведет к нравственности. В силу общественного договора мы должны делатьто, что мы желаем, чтобы для нас делали другие. При этом вытекающие из общегодоговора имеют силу по отношению ко всякому человеку. Не существует такого образаправления, который вполне бы удовлетворял требованиям разума. Средство избавленияот недостатков Просветители видят в просвещении общества. Гельвеций считает цельювоспитывать переделку первоначального самобытного склада личности.
Гольбах видит вчеловеке существо, из которого воспитанием можно сделать все, что угодно. Доказываютнезависимость этики от религии и возможность существования высоконравственногообщества атеистов. Движущая сила человеческих действий - эгоизм, или личный интерес.Основанием нравственности служит опыт, нравственного чувства не существует. Когдакажется, что люди стремятся к добру, в основе этого лежит правильно понятый личныйинтерес. Критерий нравственности и ума - польза. Это относится и к обществу в целом.Тот, кто приносит пользу – честный, смелый, добродетельный. Добродетель есть желаниеобщего блага.
Так как влияние законодательства на общество очень велико, то вопрос огосударственном строе - важен. Различия между народами обусловлены прежде всегополитическим строем. Гельвеций: только в демократическом правлении власть имеет ввиду пользу всего общества, а каждый гражданин служит своей деятельностью общимцелям.Проблема человека занимает одно из центральных мест в философиифранцузского Просвещения. Решалась она преимущественно с позиций открытогоматериализма (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах) или же с позиций деизма, точнеедеистской формы материалистической философии (Вольтер, Руссо). Свое пониманиечеловека французские материалисты противопоставляли религиозно-философскойантропологии, решительно отвергали дуалистическую трактовку природы человека каксочетания телесной, материальной субстанции и нематериальной, бессмертной души. Чтокасается философов-деистов, то Руссо, например, допускал бессмертие души и загробноевоздаяние, тогда как Вольтер отрицал, что душа бессмертна, а по поводу того, возможнали "божественная справедливость" в загробной жизни, предпочитал хранить"благоговейное молчание".
Стремление к последовательно материалистическомурешению проблемы человека получило яркое выражение в сочинениях Ламетри, Дидро иГельвеция, извлечения из которых публикуются в настоящем издании. Лейтмотивом ихфилософской антропологии является положение о материальном единстве человека,теснейшей зависимости "способностей души", всех психических процессов, начиная сощущения и кончая мышлением, от нервной системы и мозга, от состояний "телеснойсубстанции". В соответствии с такой точкой зрения смерть тела рассматривалась какпричина прекращения всей психической деятельности человека, как естественное изакономерное завершение земной жизни, единственно возможной и реальной.Материалистическое решение психофизической проблемы, отвергавшее теологическийспиритуализм и религиозно-философский дуализм, отличалось вместе с теммеханицизмом.
Однако механицизм французских материалистов не следует трактоватьбуквально, упрощать их воззрения на человека. Последний понимался не как обычныймеханизм или машина, а как инструмент природы, наделенный способностью ощущать,чувствовать и мыслить. Поэтому особый интерес проявляли философы-материалисты кфизиологии, к изучению нервной системы и мозга как материального субстрата психики.В еще большей степени, чем Вольтер, французские материалисты подчеркиваличувственно-эмоциональную природу человека, роль личного интереса в деятельностилюдей. Особенно характерно это для Гельвеция.
"Чувственные впечатления, себялюбие,наслаждение и правильно понятый личный интерес, - писал Маркс о Гельвеции, составляют основу всей морали. Но было бы ошибкой считать, что человек Гельвеция это закоренелый эгоист и себялюбец. Ведь речь шла у него о "правильно понятом личноминтересе", который предполагает разумное сочетание интереса отдельной личности, или"частного интереса", с интересом общества, или "общественным интересом". Подобный"разумный эгоизм" вовсе не исключал стремления человека к "общему благу", к"общественному счастью".