Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 9
Описание файла
PDF-файл из архива "Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Этим подтверждается относительность «существадела», представленного посредством абстракции, ведь свойства объектов сами по себе ни существенны, ни посторонни и могут быть такими лишь для чего-то и по отношениюк чему-то. Кроме того, отвлечением абстрактный образ реализуется с полнотой, не превышающей полноту наличныхданных. А этого явно недостаточно для порождения абстрактных объектов высокого порядка, создаваемых специальноad usum theoreticae. Так, первые эмпирические понятия офигурах материальных тел в наблюдаемом пространстве —«абстракцию чувственной фигуры» - создают индуктивно, отвлекаясь от всех свойств этих тел, кроме форм и размеров.
Но геометрические образы в собственном смысле17АБСТРАКЦИЯполучают логической реконструкцией индуктивных понятий, пополняя эмпирические свойства теоретическими — точечным (в теоретико-множественном смысле)«устройством» фигур, возможностью их непрерывных(конгруэнтных, аффинных, топологических) преобразований, вообще всеми свойствами, которые необходимы дляформулировки или доказательства геометрических теорем. Очевидно, что абстрактные объекты такого порядкатолько генетически связаны с отвлечением.
Их содержаниене исчерпывается данными опыта. Тут речь идет об определенном истолковании реальности, о понимании ее «в законах», что само по себе невозможно без порождения новойсематики, без прибавления к данным опыта новой информации, логически не вытекающей из этих данных. Но кольскоро абстракция заявлена как научная, она ограниченав своем произволе не столько соответствием фактам,сколько тем, что она «не может вводить никаких логических противоречий» (Ф.
Клейн). Соблюдение указанногоограничения на применение абстракций существенно отличает норму науки от нормы искусства, где допустимо нетолько «отойти от факта», но и пойти на внутреннее противоречие в изображении фактов ради решения определенной художественной задачи.Не секрет, что в системе научных представлений абстракция не всегда подчиняется логике эмпирических фактов.Более того, основанием для принятия той или иной абстракции может служить и догма. Таков, в частности, постулат античной науки о совершенстве кругового движения(«догма об окружности»), который поставил абстракциинад фактами астрономических наблюдений и надолго определил не только характер первых теорий небесной механики, но и подход к математическому описанию физических явлений посредством экспонент.
И все же в целомв научном отношении в абстракции преобладает иде-ология эмпиризма. Для теоретического естествознания этоочевидно. Но и математик, когда возникает потребностьв обосновании какой-либо абстракции, не пренебрегаетвозможностью представить эту абстракцию «с нагляднойстороны», отыскать ее прообраз в чувственном опыте.Это не означает, конечно, действительного исключенияабстракции, но позволяет понять генезис абстракции, еесвязь с тем, что уже точно может быть «привязано» к эмпирическому факту.Абстрагируя от эмпирических данных, получают абстракции первого порядка.
Их называют также реальными.Каждый последующий шаг от этих абстракций порождаетабстракции более высокого порядка, чем первый. Их называют идеальными. Эта шкала порядков не является, конечно, абсолютной, как не является абсолютным и критерий, позволяющий раз и навсегда отличать абстракции отнеабстракций. По крайней мере в сфере научного познания «эмпирическое» (конкретное) и «теоретическое» (абстрактное) — это соотносительные понятия, и альтернативамежду ними возможна только через абстракцию. Правда, впроцессе познания конкретное всегда имеет экзотерический смысл.
Оно рассматривается и объясняется в аспекте«абстрактной реальности», поскольку любой «факт тольков абстракции может быть знаем мыслью» (А. И. Герцен).В свою очередь, абстрактное, напротив, всегда эзотерично. Оно — атрибут мышления, представляющийидеальный момент реальности как содержание понятий. Объективность этой идеальности выясняется, какправило, в приложениях, т.е. вообще всюду, где абстракции применяются. Тогда гносеологическое отношениеоборачивается: индуктивный путь «опыт — абстракция»заменяется дедуктивным путем «абстракция — опыт».
Вотпочему, восходя к абстрактным объектам высокого порядка, необходимо позаботиться о том, чтобы обратный путьих «исключения» был каким-либо образом обеспечен. Длянаучного познания возможность обернуть отношение,сделать абстракцию самостоятельным исходным пунктомисследования, независимо от того, найден ее эмпирический эквивалент или нет, является важнейшим условиемразвития. То же самое можно сказать и о логике, котораялишь в сфере абстракций чувствует себя на «родной почве». Эта возможность позволяет не только совместить наблюдение и опыт с логической дедукцией ,ноивосполнитьпри случае принципиальное отсутствие экспериментальной основы, которую тогда «должна заменить сила абстракции» (К.
Маркс). А отсюда уже прямой путь к аксиоматическомуметодув науке, который в свою очередь становится инструментом абстракции и анализа и в качествесодержательной аксиоматики, сохраняющей явную связьс эмпирическим опытом, и в качестве аксиоматики формальной, не сохраняющей такой связи. В последнем случае значение метода особенно очевидно, ведь переход отсодержательной аксиоматики к формальной — это далекоидущее обобщение, требующее, как правило, абстракцийболее высокого порядка, чем те, которыми обходятся присодержательном истолковании понятий. Поэтому толькоформальной аксиоматикой выявляется различие междуинтуитивным смыслом абстракции, подразумеваемым вязыке исследователя, и их обобщенным смыслом, закодированным в языке формальной теории.
Отсюда, какследствие, неоднозначность абстракции, неуловимая наиндуктивном пути.Философская идея намеренной неполноты знания, обусловленной отвлечением, при последовательном проведении абстрактной точки зрения дополняется требованиемего полноты относительно области значения абстракции.Вопросу о содержании этой области, ее глубине или о ееграницах не всегда, разумеется, удается найти априорныйответ. Но именно проблема полноты абстракции естественно приводит к гносеологическому понятию интервалаабстракции как характеристике свободы (допустимости)отвлечения или как меры информационной емкости абстракции, выражающей своего рода «замысел абстракции»,условия ее «модельной реализуемости».
В этом смысле интервал абстракции не зависит от «внешней» (эмпирической) детерминации, а определяется собственной логикойабстракции как «тема, образующая основу для выполнения» (Гегель).Выработка и анализ абстракций являются специальнойцелью и задачей науки, по крайней мере поскольку «всякая наука исследует общее» (Аристотель). Стремление кобщности созвучно стремлению к порядку. И если однаиз задач науки — «открывать» факты, то другая, не менееважная, — приводить факты в порядок. Поэтому поискобобщающих точек зрения начинается с поиска закономерностей, которые фиксируются в абстракции «научныйзакон», что дает «как бы естественную систему координат,относительно которой мы можем упорядочивать явления»(В. Гейзенберг). Упрошенный образ действительности без«побочных черт» или «массы подробностей» — это только18АБСТРАКЦИЯ АКТУАЛЬНОЙ Б Е С К О Н Е Ч Н О С Т Иначальное дело абстракции, которая в ее подлинно научном проявлении идет значительно дальше того, чтоможно извлечь из данных опыта.
Тезис, что познаниечерез абстракцию искажает (огрубляет) реальность, наталкивается на возражение, что подлинные интересыпознания устремлены, как правило, «по ту сторону» наличного опыта к инвариантному «существу дела», представленному в абстракции. Сам по себе чистый акт отвлечения только предваряет поиск таких инвариантов,маскируя дальнейший нетривиальный процесс мысленного анализа отношений между абстракцией и реальОностью.По-видимому, нет области знания, где абстракция не служила бы рациональной основой познания, хотя в различных областях применяемые абстракции и особенности ихиспользования, конечно, различны. Самой развитой системой абстракций обладает математика, которая по существу является наукой об абстракциях. Естествознание втой мере, в какой оно пользуется математикой, заимствует из ее абстракций, добавляя к заимствованным и свои.Но вместе с тем существуют и общенаучные абстракции,необходимые как на первых шагах образования понятий,так и на всех уровнях формирования знаний о природнойи общественной жизни.
Вот почему абстракции — этоне «строительные леса», которые после постройки какойлибо отрасли знания можно и даже нужно отбросить. Этоне только форма, но и сама суть науки.в дальнейшем начинают трактовать в качестве актуального, «готового» объекта рассмотрения. Так, отправляясь отпроцесса последовательного порождения натуральных чисел 0, 1,2, .., в результате применения к нему абстракцииактуальной бесконечности приходят к актуально бесконечному объекту — натуральному ряду, который в дальнейшемвыступает в качестве наличного объекта, равноправногос составляющими его числами. В более сложных случаяханалогичной процедуре подвергаются «процессы» существенно более сложных типов. В результате объектами рассмотрения становятся актуально бесконечные множестваэлементов произвольной природы, что приводит к необходимости изучения понятия множества как отдельного абстрактного понятия.В отличие от таких абстракций, в основе которых лежаттолько акты «чистого» мысленного отвлечения, абстракция актуальной бесконечности существенным образомиспользует акты творческого воображения, решительногоотхода от действительности, и это создает определенныеметодологические трудности, в частности трудности истолкования суждений о возникающих в результате такого абстрагирования объектах.
Эти трудности, связанныес косвенным характером «осязаемости» полученных сприменением абстракции актуальной бесконечности объектов, оказываются особенно ощутимыми в тех случаях,когда абстракция актуальной бесконечности применяется многократно и в сочетании с другими идеализациями.В логическом аспекте принятие абстракции актуальнойЛит.: Мировоззренческие и методологические проблемы научнойбесконечности ведет к обоснованию классической арисабстракции. М., 1960; Горский Д. П. Вопросы абстракции и обтотелевской логики, и в частности исключенного третьегоразование понятий. М., 1961; Розов М. А. Научная абстракция иее виды.
Новосибирск, 1965; Петров Ю. А. Логические проблемы закона.абстракций бесконечности и осуществимости. М., 1967; ЯновОсобую роль абстракция актуальной бесконечности играетская С. А. Методологические проблемы науки. М., 1972; Лазав канторовской «архитектурной программе для математирев Ф. В. О природе научных абстракций. М., 1971; Он же. Абки», предусматривающей построение математики в видестракция и реальность.— «Вестник МГУ», 1974; № 5; Виленкиннадстройки над созданной им множеств теорией (точН.