Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 105
Описание файла
PDF-файл из архива "Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 105 страницы из PDF
P.,1956; Ludwig W. Aratos, RE, Suppl. X, 1965, col. 27-30; Erren M.Die Phainomena des Aratos von Soloi. Untersuchungen zum Sachund Sinnverstandnis. Wiesbaden, 1967.А. В. ПахомоваАРГУМЕНТАЦИЯ — способ подведения основания подкакую-либо мысль или действие (обоснование их) с цельюпубличной защиты, побуждения к определенному мнениюо них, признания или разъяснения; способ убеждения коголибо посредством значимых аргументов. В этом смыслеаргументация всегда диалогична и шире логического доказательства (которое по существу безлично и монологично),поскольку она ассимилирует не только «технику мышления»(собственно логику), но и «технику убеждения» (искусствоподчинять мысль, чувство и волю человека).Основные аспекты аргументации: «фактуальный» (информация о фактах, используемых в качестве аргументов), «риторический» (формы и стили речевого и эмоциональноговоздействия), «аксиологический» (ценностный подбор аргументов), «этический» (нравственная приемлемость и дозволенность аргументов) и, наконец, «логический» (последовательность и взаимная непротиворечивость аргументов, ихорганизация в дедуктивный вывод).
Эти и другие аспектыаргументации рассчитаны на то, «чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию» {Ленин В. И. ПСС, т. 21,с. 21). Поэтому они взаимно дополняют друг друга (первый определяет «материю» аргументации, а остальные — ееформу, «форму оказывания»). Однако их значимость можетварьировать в зависимости от конкретной ситуации. Напр.,в обиходе чисто логические средства аргументации используются редко. В свою очередь правильный логический вывод не зависит от интуитивной убедительности посылок иаксиом. Его принудительность (обязательность, общезначимость) — во взаимной связи суждений, согласно правилам вывода.
Если же при этом имеет место убежденность вистинности посылок и аксиом, то логический вывод становится логическим доказательством, т.е. самым сильным вариантом аргументации.Т. о., понятие аргументации, равно как и понятие доказательства, может рассматриваться с различных точек зрения.В его содержании естественно резюмируется то, что (напротяжении истории) люди думали о процессах интеллектуального общения, как они описывали дискурс и какиерациональные средства и системы изобретали, когда ониразмышляли о языке и актах коммуникации. В античностиаргументация — это опора спекулятивной мысли в качестве беседы, диалога, дискуссии. Аргументация зачисляласьпо ведомству диалектики и риторики. Первая понималаськак искусство спора, вторая — как искусство красноречия,«соответствующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может считаться достоянием всех и каждого и которые не относятся к областикакой-либо отдельной науки» (Аристотель.
Риторика. —В кн.: Античные риторики. М., 1978, с. 15).Но поскольку обе означали способность находить те илииные способы убеждения относительно каждого обсуждаемого предмета, естественно возникал вопрос: каковы же вообще могут быть способы убеждения и какие из них допустимы, а какие недопустимы с точки зрения определенных,напр. нравственных, критериев?Уже Платон отмечал разницу между понятием «убеждать» спомощью разумного (скажем сегодня, логически верного)довода, обращенного к рассудку, и понятием «внушать» спомощью доводов, обращенных к сердцу, чувству, интуиции.Аристотель пошел еще дальше, делая различие между «техническими» и «нетехническими» средствами убеждения.162АРГУМЕНТАЦИЯК последним он относил свидетельские показания (всуде), признания, сделанные под пыткой, письменныедоговоры и пр.
Техническими Аристотель называл такиеспособы убеждения, которые созданы наукой с помощьюопределенного метода, или же такие, которые связаныисключительно с нашей речевой практикой, с дискурсом.Эти технические способы убеждения заключаются, пословам Аристотеля, в действительном или же кажущемсядоказывании.Разделение «доказывания» на действительное и кажущееся было поворотным пунктом в истории аргументации.В этом отношении Аристотеля можно считать первымтеоретиком, осуществившим переход от расплывчатойидеи аргументации к строгому определению понятий, котделению «аргументации вообще» от точного понятиялогического доказательства.
Даже в области риторики,говорил Аристотель, только доказательства существенны,поскольку «мы тогда всего больше в чем-либо убеждаемся,когда нам представляется, что что-либо доказано» (Аристотель. Риторика. — Там же, с. 17).Аристотель стал создателем первой научной теории аргументации, которую теперь называют силлогистикой икоторая (в несколько модифицированном виде) являетсянеотъемлемым фрагментом современной формальной логики. При этом основная мысль Аристотеля заключалась втом, что аргументация может считаться «хорошей» и, т. о.,приемлемой, если она общезначима.Между тем проблема общезначимости в строгом смыслеразрешается только там, где возможна речь о логическомдоказательстве (см. Доказательств теория).
Взятая в более широком контексте, аргументация далеко не всегдаотвечает условиям «принудительной строгости»<b>Текст обрезан, так как является слишком большим</b>.