Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 13
Описание файла
PDF-файл из архива "Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
После беспредметной живописи возникли сюрреалистическое искусство (С. Дали, Магритт),театр абсурда, поэзия абсурда, абсурдистское кино, абсурдистская литература (творчество А. Бретона, Ф. Кафки, Г.Броха, А. Камю, С. Беккета, Э. Ионеско, обернуты и др.).Абсурдистская художественная практика в противовесэстетическим канонам рационализма (от картезианскогоклассицизма до натуралистического реализма) с самогоначала отвергла средства логики (такие, как абстрактныепонятия), считая их чемто искусственным, не принималасоотносимость слова даже с образом и интенциональнымсмыслом, отрицала взаимоинтенциональность диалога,превращая его в соединение внутренне замкнутых монологов; обращалась к символизму теургии и мистериям гностицизма, осуществляла «инсталляцию» обычной вещи внеобычные контексты, позволяющую обнаружить новые,неожиданные горизонты смысла и увидеть за этим абсурдным на первый взгляд контекстом смысл самой вещи.Те формы философствования, которые развивались ещев 19 в.
и подчеркивали иррациональность жизни, ее изначальную стихийность, бессознательность и неподвластность рациональности С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Э. фон Гартман), оказались востребованнымив 20 в. В философии 20 в. абсурдность жизни трактуетсякак онтологический факт. Абсурд стал характеристикойбытия, а не просто некоторых форм суждений и высказываний. Перенос проблемы абсурда из логико-гносеологической плоскости в плоскость онтологии был осуществленЛ. Шестовым, А. Бергсоном, Г. Зиммелем, Т. Лессингом,а осмыслен как абсурд прежде всего А. Камю.
В «Мифе оСизифе» (носящем подзаголовок «Эссе об абсурде») Камюисходит из абсурдности сушествования, которая отнюдьне требует того, чтобы от нее бежали — к надежде или ксамоубийству. Абсурд обнаруживает себя в скуке, в ощущении человеком чуждости мира, в отвращении, тревоге,потерянности, в анонимном существовании, в чувстве отчаяния. Камю подчеркивает, что абсурд — единственнаяданность {Камю Л.
Бунтующий человек. М., 1990, с. 40),что мир иррационален, а бунт против него столь же абсурден. Констатируя абсурдность и вместе с тем величие уделачеловека, Камю подчеркивает, что необходимо следоватьне логике, а голосу совести, что уже осознание абсурдности жизни есть шаг на пути к построению собственногосмысла.
Если в «Мифе о Сизифе» Камю делал акцент наабсурдности бытия, то в «Бунтующем человеке» выявляетпротиворечивость абсурда, который ведет к отказу от выбора ценностей (жизнь же самоценна и заключается в непрерывном выборе ценностей), к молчанию, коль скороречь «вносит связность в бессвязность», к тупику. Акцентсмещается на бунт, который «порождается осознаниемувиденной бессмысленности, осознанием непонятногои несправедливого удела человеческого» (там же, с. 124—126). М. Хайдеггер, желая подчеркнуть неподвластностьчеловеческого сушествования разуму, называет экзистенциалами априорные структуры существования, такие,как забота, страх, бытиев-мире, настроенность и др.
ПоК. Ясперсу, подчеркивавшему трагический разлад человека и мира, абсурд обнаруживается в пограничных ситуациях.Лит.: Мордухай-Болтовский Д. Д. Ненатуральное и апогогическоедоказательство в прошедшем и будущем. - В кн.: Философия.Психология. Математика М., 1998; Франкль В. Человек в поискахсмысла. М., 1990; Неретина С. С. Верующий разум. Архангельск,1995; Померанц Г. Язык абсурда.
- В кн.: Он же. Выход из транса.М., 1995; Стафецкая М. Феноменология абсурда. -В кн.: Мысльизреченная. М., 1991; Шестов Л. Sola Fide. - В кн.: Только верою.Париж, 1966; Lessing Th. Gcschichte als Sinngebung des Sinnlosen.Lpz., 1919; Husserl E. Logische Unterschungen, Bd. 1-2. 1928;Grahay F. Le Formalisme logico-mathematique et probleme dunonsense. P., 1957.А. П. ОгурцовАБУБАЦЕР - см. Ибн Туфайл.АБХАВА (санскр.
abhava — небытие, несуществование) — виндийской философии небытие, отсутствие, отрицание какв онтологическом, так и в гносеологическом аспекте. Размышления индийских мыслителей об абхаве были ответом на вопрос об объекте отрицательных суждений. В мимансе под абхаве понималось не просто отсутствие такогообъекта, но и особая познавательная способность, позволяющая его постигнуть. Сторонники мимансака Кумарилы Бхашты утверждали, что отрицательные сужденияне связаны ни с какой другой праманой (источником достоверного познания): с восприятием, поскольку не происходит контакта объекта с органами чувств, с логическим выводом, поскольку невосприятие объекта не может служитьоснованием {хешу) вывода (тумана). Это доказывало,с их точки зрения, что абхава представляет особую праману(получившую название анупалабдхи —невосприятие).Синкретическая ньяя-вайшешика наделяла абхаву реальным существованием, но не в качестве отдельной праманы, а в виде особой онтологической категории (падартха),которая трактовалась как конкретное отрицание, предполагающее адъюнкт — то, что отрицается (пратийогин), ивместе с тем отношение, из которого отрицаемое исключается, т.е.
место, где его нет, — субъюнкт (ануйогин). Наиболее важные виды абхавы в ньяя-вайшешике: сансаргаабхава — отсутствие одной вещи в другой (напр., запахау цветка); аньонья-абхава — одна вещь не является другойвещью (напр., горшок — цветком); праг-абхава — предшествующее небытие, т.е.
отсутствие вещи до ее возникновения; дхванса-абхава — отсутствие вещи после ее разрушения и атьянт-абхава — отсутствие отношения междувещами в течение всего их существования (напр., отсутствие рогов у зайца). К этому основному списку иногдадобавляют апекша-абхаву — ограниченное отсутствие исамартхья-абхаву — отсутствие потенции.
В противовесКумариле Бхатте ньяя-вайшешика отвергает существование особого источника для познания отрицательных сущностей, подчеркивая при этом, что познание абхавы является по сути таким же, как и познание положительногосуществования, за тем исключением, что в данном случаеорганы чувств вступают в контакт не с объектом, а с местом, характеризуемым его отсутствием. Таким образом, отсутствие горшка служит таким же рештьным свойствомковрика, на котором его нет, как и цвет, размер и другиекачества последнего. Все отрицательные суждения относятся в ньяя-вайшешике к рубрике логического вывода.С точки зрения буддистов, восприятие абхавы является24«АБХИДХАРМАКОША»по сути восприятием пустого места, на котором нет отрицаемого предмета.
К этой позиции близки и последователиПрабхакары Мишры.В навья-нъяе ставится вопрос о возможности для одного отрицания быть адъюнктом другого отрицания. В отличие от«старой» ньяи, считавшей, что небытие небытия дает положительный результат, навья-ньяя утверждает, что отрицательное не может быть тождественно положительному,поэтому отрицание отрицания первого отрицания будетравно первому отрицанию. Навья-ньяя разрабатывает также вопросы структуры и классификации отрицательныхсуждений и семантический анализ отрицательной частички «не» (особенно Гангеша и Рагхунатха).Лит.: Matilal B.K. The Navya-Nyaya Doctrine of Negation.
TheSemantics and Ontology of Negative Statements in Navya-NyayaPhilosophy. Cambr., 1968; Chakrabarty K.K. The Nyaya-VaisesikaTheory of Negative Entities. — «Journal of Indian Philosophy»(Dordrecht), 1978, vol. 6, N 2.В.Г. ЛысенкоАБХИДХАММА-ПИТАКА-см. Тршштака.АБХИДХАРМА (санскр.abhidharma,палиahhidhamma) — философская «суперструктура» буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизациябуддийской учительской традиции, в построении которойучаствовал целый ряд школ и направлений, но сохранившаяся преимущественно в традициях тхеравады и сарвастивады. Согласно «Махаянасутраланкаре» (XI. 3), абхидхарма — это средство правильного понимания значения сутр(наставлений Будды); по автокомментарию Васубандхук «Абхидхармакоше» (Абхидхармакоша-бхашья I. 2), это«незапятнанная» мудрость, позволяющая анализироватьдхармы (dharmapravicaya).Истоки абхидхармы восходят уже к тем сутрам, в которыхпредставлены перечни топиков учения, своего рода таблицы, организованные по различным нумерологическимпринципам, предназначенные для запоминания и усвоения.