Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 12
Описание файла
PDF-файл из архива "Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Человеческое познание, если оно неосновано на откровении и авторитете, всегда правдоподобно, условно и модально. Человеческое рассуждениеможет привести и приводит к абсурду и противоречивымвысказываниям, но усилия человеческого ума не тщетны,а весьма значимы, коль скоро очерчивают и расширяютобласть познанного и познаваемого. Вера — это акт, преодолевающий ограниченность и противоречивость человеческого ума, но она нуждается в рациональном дискурсеи предполагает его.
Вера сама парадоксальна, коль скоропредполагает существование квазипредметности символа,имеющего двоякую направленность на сакральное и одновременно на мирское (см. Эквивокация), обращается кмифологемам (событиям, существующим вне времени ине локализуемым в пространстве — распятие, преображение и др.). Ансельм Кентерберийский, обсуждая вопросо том, как можно рассуждать о неизреченном, обращаетвнимание на то, что человеческое познание, использующее чувственные знаки, существует в трех формах: 1) обозначение именем, которое воспринимается чувственнымобразом, 2) представление об имени, существующее внутри нас нечувственным образом, 3) созерцание вещи припосредстве телесного образа, создаваемого воображением,или через понимание смысла, ее всеобщей сущности. Ужев том, что используются косвенные обозначения «черезиное», «через какое-нибудь подобие или образ» {АнсельмКентерберийский, Соч.
М., 1995, с. 119), заключена возможность заблуждения я невозможного противоречия, которое обнаруживается в рассуждении и сталкивается с необъяснимой, непроницаемой, непостижимой тайной (тамже, с. 51,109). Ансельм различает собственное и косвенноезначение слова, не отождествляя референт со значениемслова: референт относится к объекту речи, референтноезначение — к речи.
Поэтому название вещи для него тождественно слову, употребленному в речи. Петр Абеляр,проводя различие между чувственным образом вещи ипонятием о ней, видит в понятии деятельность души, результат акта понимания. Рассудок создает вымышленную,воображаемую реальность, но нельзя уподоблять понятиечувственному образу вещи. По Абеляру, существуют тривида значений: 1) интеллектуальное, конституируемоеумом; 2) воображаемое, созданное воображением; 3) реальное, которое играет решающую роль в различении содержательных и пустых понятий.
В споре об универсалиях,противоборстве реализма, номинализма и концептуализмапо-разному трактовалась область смысла и соответственно бессмысленного. При обсуждении смысла предложения Абеляр обращает внимание на то, что его значение неможет быть выражено некоей внешней вешью и мыслительным актом, а представляет собой статус некоей квазивещи - объективированного представления, данного вречи и соотносимого с реальным, возможным и невозможным положением вещей.В новоевропейской философия приоритет отдавался рациональному дискурсу и его регулятивам. Абсурд выносился за границы интеллекта и объяснялся деятельностьюфантазии. С этим связано разграничение Декартом и Спинозой воображения и интеллекта. Интеллект создает абсурдные, но осмысленные выражения, не соотносимыес предметами.
Свет разума проникает повсюду, не оставляя22АБСУРДместа для всего неясного, темного, смутного. Посколькусреди процедур доказательства приоритет отдавался прямому доказательству, сведение к абсурду и доказательствоот противного оцениваются весьма низко. Так, А. Арно иП. Николь, противопоставляя доказательства через началавещи и через какую-либо нелепость, считают, что сведениек абсурду и косвенные доказательства «могут убедить ум,но отнюдь не просвещают его».
«Мы не утверждаем, чтоподобные доказательства надо отвергнуть», но они представляют собой «скорее разъяснение, чем новое доказательство», разъяснение существования вещи, а не объяснение его причин (Арно Α., Николь П. Логика, или искусствомыслить. М.. 1997, с.
266). В философии французского инемецкого романтизма в противовес панлогизму Фихтеи Гегеля, попытавшихся включить противоречие, ранееоценивавшееся как абсурд, в структуру спекулятивнодиалектического умозаключения, вводилось иррациональноеначало, неподвластное разуму (учение о сигнатурах и иероглифичности бытия в «магическом идеализме» Новалиса,мысли Шеллинга о «темном основании», коренящемсяв бессознательности бога и души, в мифе, о «безосновном», о «бездне» неразличенности и исчезновении всехпротивоположностей как первоначале всего сущего).В логике и гносеологии 2-й пол. 19 — нач.
20 в. X. Зигварт,Дж. С. Милль) обсуждается проблема «предметности»и «беспредметности» логических актов, причем проводитсяразличие между абсурдом как отсутствием значения и абсурдом как беспредметностью. По Зигварту, абсурдныевыражения (напр., «круглый квадрат») не имеют смысла ине соотносятся с какими-либо предметами, это не понятия, а лишь слова, которые подлежат устранению из науки.Однако вместе с этими словами из научного знания элиминируются не только собственно абсурдные выражения, нои опосредованно абсурдные, полученные с помощью процедуры косвенного доказательства.
Милль проводит различие между соозначающими и несоозначающими (именамисобственными) словами: первые имеют значение, вторые —нет, но имеют референт. Ф. Брентано и А. Мейнонг проводят различие между объектами и чистыми предметами,с которыми имеют дело первичные акты переживания —представление, мышление, чувство и желание.
Г. Фрегепроводит различие между значением и смыслом. Такимобразом, логическая структура смысла дифференцируется — проводятся тонкие дистинкцни между уровнями предметности, с которыми соотносятся осмысленные высказывания, вычленяются и различные уровни смысла. Э. Гуссерль в «Логических исследованиях», обсуждая проблему осмысленныхи бессмысленныхвыражений, принимает различение идеальной предметности и предметов, с которым соотносится знак, но исходит из интендиональностиактов, придающих значение выражению, и проводит дальнейшее различение между самим выражением, интенциейзначения и осуществлением полноты значения.
Обычно ис токи абсурда и бессмысленности выражений объяснялисьобразами фантазии, соединенной с интеллектом. Подобное объяснение для Гуссерля неприемлемо, поскольку длянего акт понимания смысла осуществляется без созерцания. Бессмысленность, нелепость, абсурдность выражений связываются с объективно несовместимым.В логике и гносеологии 20 в., в частности в программеверификационизма. проводилось различие между объектным языком и метаязыком, между протокольными и бессмысленными предложениями (к последним относилисьсуждения метафизики), вводился критерий проверяемости для определения осмысленности высказываний.
Цельпрограммы верификационизма — элиминировать из языканауки бессмысленные высказывания, построить искусственный однозначный язык, лишенный бессмысленныхвыражений. Эту радикальную программу осуществитьне удалось. В естественном языке возможны абсурдные,бессмысленные сочетания слов, что свидетельствует обего несовершенстве с логической точки зрения. В последующем (прежде всего в аналитике естественного языкау Л. Витгенштейна) значение выражения было отождествлено с его употреблением в языке. Причем различалосьстрогое и нестрогое (метафизическое) употребление выражений, проводился анализ интенсиональных и экстенсиональных контекстов. Абсурд связывается с различнымитипами парадоксов.
Критика К. Поппером верификационизма разрушила прежние логикогносеологические дистинкции и задала в программе фальсификационизма новый ориентир в демаркации между имеющими смысл ибессмысленными высказываниями. В современной постмодернистской философии осознается, что абсурд нельзяотождествить ни с беспредметностью, ни с ложностьювысказывания, что разграничение смысла и нонсенсаневозможно обосновать с помощью различения истиныи лжи, наоборот, истинность предположения «измеряется именно смыслом, ложность же связана с воплощеннойбессмыслицей» (ДелезЖ.
Различие и повторение. М., 1998,с. 192). Ж. Делез, обсуждая проблему абсурда, возникающую в логике, проводит различие между двумя фигураминонсенса и соответственно между двумя формами абсурда. Невозможные объекты (квадратный круг, материалбез протяженности) не принадлежат ни к реальному, ни квозможному бытию, а относятся к сверхсуществующему,где не действует принцип непротиворечия (Делез Ж. Логика смысла. М., 1998, с. 58, 100). Для Делеза абсурд, бессмыслица является «как бы секретом смысла», а механизмабсурда — высшей целью смысла. Тем самым более фундаментальными структурами по сравнению с истиной и ложностью оказываются смысл и бессмыслица.Поворот логики и гносеологии к проблеме осмысленностивыражений, к трактовке абсурда как способа прояснениясмысла связан с отказом от прежних оппозиций (таких,как «язык-мышление», «слово-понятие», «знак-значение»)и с введением новых, более дифференцированных оппозиций (таких, как денотат и значение, значение и смысл,язык и речь, экстенсиональный и интенсиональный контексты, концепт и понятие), различных уровней предметности - от интенционального значения до идеальнойпредметности.
При всех постоянно усложняющихся процедурах выявления смысла проблема абсурда рассматривалась логиками лишь в контексте осмысленности высказываний (нередко сужающегося до анализа его предметныхреферентов и трактовки абсурда как беспредметности), ноне в качестве потаенного механизма, позволяющего понять,что же такое смысл.В 20 в. стало ясно, что логико-гносеологический аспектабсурда — это важный (коль скоро на нем основываютсявсе процедуры доказательства от противного и сведенияк абсурду, используемые в математике и в научномзнании), ко далеко не единственный аспект проблематикиабсурда. Сфера дискурса, обращающегося к абсурду,*АБУБАЦЕРсущественно расширилась: появились не только новыеформы речевого дискурса (прежде всего практика психоаналитической терапии, осуществляющейся в диалоге «врач—пациент»), но и новые формы художественныхпрактик, непосредственно обращавшихся к абсурду как ксвоему регулятиву.