Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 10
Описание файла
PDF-файл из архива "Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Я., Шрейдер Ю. А. Понятие математики и объектов науки.—нее было бы, следуя самому Кантору, говорить об учении«ВД», 1974, № 2; Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очеркистории и теории. М., 1984; Новосёлов Μ. Μ. Об абстракциях не о множествах). Согласно этой программе, получившей вразличимости, индивидуации и постоянства. — В кн.: Творческая математике самое широкое распространение, всякий математический объект рассматривается как множество,природа научного познания, М., 1984; Он же. Абстракция инаучный метод. — В кн.: Актуальные вопросы логики научногоудовлетворяющее определенному условию, и это обстояпознания.
М., 1987; Schneider Η. J. Historische und systematischeтельство делает абстракцию актуальной бесконечностиUnteisuchungenz ur Abstraction. Erlangen, 1970; VuilkminJ. Lalogiqueосновным в рамках данного подхода объекгообразуюet le monde sensiable. Etude sur les theories contemporaines deщим фактором. Однако в связи с упоминавшимися вышеl'abstraction. P., 1971; Logic and abstraction. Goteborg, 1986;труд-ностями неограниченное ее применение в качествеPollard St.
What is abstraction? - «Nous», 1987, vol. 21, N 2; Roeper P.право-мерного средства образования математических поPrinciples of abstraction for events and processes. - «J. of philos. Logic»,нятий неоднократно вызывало возражения со стороны1987, vol. 16, N3.ряда выдающихся математиков (К. Ф.
Гаусс, Л. Кронекер,Μ. Μ. Новосёлов Д. Гильберт, Г. Вейль и др.). Альтернативные по отношениюк канторовской программы построения математики наАБСТРАКЦИЯ АКТУАЛЬНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ базе использования одной лишь абстракции потенциальоснованный на акте творческого воображения способной осуществимости были предложены Л. Э. Я. Брауэромобразования абстрактных понятий, лежащий в основе(см. Интуиционизм) и А. А. Марковым (см. Конструктивформирования одной из наиболее сложных разновидное направление). Без использования абстракции актуностей идеи бесконечности — идеи актуальной бесконечальной бесконечности обходится также и доказательствности. В простейшем случае — при рассмотрении какоготеория Д.
Гильберта.либо необрывающегося конструктивного процесса, порождающего объекты определенного типа, — абстракция актуЛит.: Бесконечность в математике (А. Н. Колмогоров). - БСЭ, т. 3.альной бесконечности состоит в отвлечении от принципиМ., 1970; Рейтинг А. Интуиционизм. Введение. М., 1965; Марков А. А. О конструктивной математике. - Труды математическогоальной незавершаемости этого процесса. Представив егоинститута им. В. А. Стеклова, т.
67. М,—Л., 1962; Кантор Г. О разкак бы «продолженным до конца» и тем самым завершивличных точках зрения на актуально бесконечное. — В кн.: Он же.шимся, вводят в рассмотрение его воображаемый резульТруды по теории множеств. М., 1985.тат —множество (совокупность) всех порожденных имобъектов. При этом возникшее таким образом множествоН. М. Нагорный19АБСТРАКЦИЯ НЕРАЗЛИЧИМОСТИАБСТРАКЦИЯ НЕРАЗЛИЧИМОСТИ - абстракция,принятая в рамках интервального анализа, с целью уточнения понятий о тождестве и различии в ситуациях, когдаотсутствует априорная информация об индивидуации объектов универсума (предметной области), а процессы ихотождествления или различения определяются конечнойинформацией об их наблюдаемых состояниях. Обычно этоозначает зависимость суждений о тождестве и различииот информационных условий познания — разрешающейспособности актов восприятия, свойственных наблюдателю или какой-либо иной информационной системе.При этом тождество по неразличимости, принимая вовнимание неизбежную «энтропию опыта», естественно,не является инвариантной величиной.
К примеру, человеческий глаз воспринимает и различает только конечное число градаций яркости, не замечая тех объективноразличных градаций, которые заключены в пространствеменьшем, чем пространственный порог разрешения дляглаза. Ситуация такого рода является основной гносеологической ситуацией в любых познавательных актах,в которых исследуемый объект представлен не «сам посебе», а некоторым конечным вектором его измеримыхпризнаков.
В этом смысле (с учетом квантовых эффектов) абстракция неразличимости служит обобщениемклассической философской (логической) идеи о тождестве неразличимых (принципа тождества неразличимых)на эмпирические условия познания, чем и оправдываетсявведение специального термина «абстракция неразличимости» (М.М.
Новосёлов, 1970).Во многих важных случаях отношения неразличимостиможно определять через функции расстояний, что согласуется с практикой приближенных методов вычислений,когда неразличимость задается интервалом неопределенности, который — в качестве условия на отождествление —выражает меру неразличимости объектов: «внутри» интервала неопределенности допустимо абстрагироваться отвозможного различия объектов, рассматривая просто парынеразличимых, наделенные точностью. Опираясь на принцип замены равного равным в интервале неопределенности, этот интервал можно рассматривать как адекватное выражение идеи тождества ε-неразличимых, связываяс этим понятием и понятие о соответствующей абстракцииε-неразличимости.Дальнейший анализ этой абстракции позволяет, с однойстороны, ввести методологически важное понятие о гносеологической точности научных теорий, основанных наданных опыта, с другой — представить совокупность отношений эмпирических неразличимостий (ε-неразличимостей) как модель псевдобулевой алгебры, или, иначе, ввиде импликативной (скулемовской) структуры с относительным псевдодополнением, или, что то же, как одну из«космоса» промежуточных (между классической и интуиционистской) логик с минимальным отрицанием.АБСТРАКЦИЯ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ - способ формирования общих абстрактных понятий, состоящий в том,что при рассмотрении каких-либо реальных, осязаемыхисходных объектов принимаются во внимание лишь теих различия, которые по тем или иным причинам оказываются для нас существенными, и игнорируются другие несущественные.
Объекты, различающиеся лишь несущественным образом, начинают считать одинаковыми.В речевом аспекте абстракция отождествления проявляется в том, что о двух одинаковых реальных объектах, отождествляя их, мы начинаем говорить как об одном и том жеабстрактном объекте, закрепив за ним соответствующийтермин. Так, напр., отождествляя одинаковые реальныебуквы (слова, алфавиты), мы приходим к понятию абстрактной буквы (абстрактного слова, абстрактного алфавита). В связи с этим в гносеологическом плане абстракцияотождествления оказывается важнейшим объектообразуюшим фактором. Особенно интересен случай, когда, применяя абстракцию отождествления к реальным объектам,отвлекаются от временной их изменчивости, создавая темсамым устойчивые, как бы «вечные», «неразрушимые»абстрактные объекты. Такого рода применения абстракций отождествления особенно типичны для математики,объекты рассмотрения которой в известном смысле «вечны» и «неразрушимы», в отличие от объектов реальных:конкретный реальный объект (напр., стол) можно разрушить, в то время как натуральное число разрушить нельзя.С лингвистической стороны это находит выражение в том,что в «сверхточных» математических языках (напр., в формализованных языках с их точным синтаксисом и семантикой) временной аспект отсутствует вообще, а в привычныхдля математика фрагментах «обиходного» языка глаголы,применяемые, напр., в прикладной деятельности либо впреподавании, как правило, употребляются в настоящемвремени: о числе «нуль» невозможно сказать, что оно «существовало» или же «будет существовать»; приемлемымобразом звучит лишь утверждение, что оно «существует».Но это существование на самом деле «длящееся»: числоэто существует «сегодня и всегда».
Обсуждение данногофеномена тесно связано с рядом важнейших общих философских проблем, напр. с проблемой понимания самогофеноменавремени(азначит,иприродыпричинно-следственных связей).Н.М. НагорныйАБСТРАКЦИЯПОТЕНЦИАЛЬНОЙОСУЩЕСТВИМОСТИ — метод мысленного отвлечения, лежащий в основе идеи т.
н. потенциальной бесконечности.Представление о неограниченном развитии какого-либоконструктивного процесса, являющееся конкретным воплощением этой идеи, требует совершения всевозрастающего количества конструктивных актов, и попытки реального их осуществления, даже в том случае, когда начальныеЛит.: Новосёлов Μ. Μ.
Об абстракциях неразличимости, индивиду шаги процесса осуществимы фактически, рано или поздносталкиваются с препятствиями чисто материального хаации и постоянства. - В кн.: Творческая природа научного познарактера: для совершения очередного акта недостает врения. М., 1984; Он же. О гносеологической точности.