Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 11
Описание файла
PDF-файл из архива "Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
- В кн.: Фимени, места или материала. Абстракция потенциальнойлософские вопросы технического знания. М., 1984; Он же. О логикеэмпирических неразличимостей. - В кн.: Синтаксические и семаносуществимости представляет собой решение отвлекатьсятические исследования неэкстенсиональных логик. М., 1989;от всей совокупности осложнений указанного рода, счиNovosyobv Μ.
On epistemological preciseness: interval approach. тать их несущественными. Тем самым шаги, осуществиScience as a subject of study. M., 1987.мость которых носит лишь воображаемый характер, начинают мыслиться совместно и равноправно с реально выMM. Новосёлов20АБСУРДполнимыми. Так, мысленно рассматривая конструктивныйпроцесс построения натурального ряда 0, 1, 2, ... (процесспринципиально незавершаемый), мы принимаем решение,что совместно и равноправно со всяким натуральным числом и мы будем рассматривать и следующее за ним числоη + 1.
Мысленно осуществляя вывод в рамках какой-либодедуктивной теории, мы принимаем решение считать, чтовслед за любым шагом этого вывода может быть совершенеще один. То же самое абстракция потенциальной осуществимости разрешает делать и в применении к любомуконструктивному процессу: вообразив выполненным определенный этап этого процесса, мы соглашаемся мыслитьпроцесс продвинутым (согласно правилам его развертывания) еще на один шаг.В логическом аспекте принятие абстракции потенциальной осуществимости ведет к обоснованию метода полной(совершенной) индукции. Наряду с абстракцией отождествления абстракция потенциальной осуществимости является необходимой предпосылкой построения абстрактной теории конструктивных процессов и конструктивныхобъектов.
Это определяет ее исключительную роль в методологии математики, в особенности в конструктивномпа-правлении, в котором в качестве объектов рассмотрениядопускаются лишь конструктивные объекты, а высказывания об их существовании понимаются как высказывания об их потенциальной осуществимости. Абстракцияпотенциальной осуществимости применяется и в рамкахтеоретико-множественной программы Г. Кантора, но вэтом случае наряду с этой абстракцией употребляется гораздо более далеко идущая абстракция актуальной бесконечности.
Кроме математики абстракция потенциальнойосуществимости играет важную роль при анализе многихситуаций, возникающих в логике и в других дедуктивныхнауках. Некоторые ее ослабления, учитывающие ограничения на длину процессов, сложность шагов и промежуточных данных и т. п., применяются в ряде смежных разделовтеории алгоритмов и теоретической кибернетики.Термин «абстракция потенциальной осуществимости» былвпервые введен в употребление А.А. Марковым в ходе анализа математических абстракций, предпринятого им всвязи с разработкой основ конструктивного направленияв математике.
Отмечая, что абстракция потенциальнойосуществимости, как и абстракция актуальной бесконечности, включает в себя известный элемент воображения,он тем не менее указывал на то, что в отношении отхода отдействительности абстракции эти находятся на двух качественно различных уровнях.судка, ни идей разума. Абсурд парадоксален. Рассудокв своем дискурсивном движении наталкивается на контрсмыслы, которые поначалу воспринимаются как абсурд,как нечто немыслимое, а затем, включаясь в логику рассуждения, расширяют границы знания и становятся «здравым смыслом».
Разум как рефлексия оснований дискурсапредставлен в антиномиях и парадоксах, формируя какабсурд то, что или составляет альтернативу принятогосмысла (контрсмысл), или находится по ту сторону смысла(бессмысленность). История человеческой мысли можетбыть рассмотрена как развертывание различных пониманий смысла и соответственно разных трактовок абсурда.Происходит как бы новое переопределение не толькосмысла, но и абсурда, новая демаркация границ междусмыслом и абсурдом: от трактовки абсурда как беспредметного слова и высказывания, не имеющего референта, кпониманию абсурда как нарушения законов логики и, наконец, к интерпретации абсурда как того, что невозможнопомыслить, что лежит за границами понимания и объективно-идеального мира смыслов, выявленного в человеческих дискурсах и в принципе возможного. Расширениеполя смыслов ведет к переосмыслению абсурда, к очерчиванию его новых границ.
Вместе с тем абсурд входит в самуструктуру логических процедур доказательства, посколькукосвенное доказательство (см. Доказательство косвенное),или доказательство от противного, не может быть осуществлено без обращения к абсурду. Однако в логике и гносеологии проблема абсурдности выражений и абсурда каквозможных пределов смысла, как столкновения смыслаи бессмыслицы разработана слабо.Для античной философии материальный феноменальныймир текуч, изменчив, как изменчивы мнения о нем, однако он умопостигаем, коль скоро в нем можно выявитьинвариантные структуры (эйдосы, числа, формы, атомы).Логика осмысленного рассуждения — логика, подчиняющаяся законам тождества и непротиворечия.
Абсурд связанс «беспредметными именами», т.е. словами, несоотносящимися с реальным предметом, с нарушением законов логики,с логическими ошибками, с неоправданным смешениемкатегорий или с их подменой, даже с логически правильным рассуждением, если оно строится на неверных илиограниченных посылках. Так, пифагорейцы, столкнувшись с проблемой несоизмеримости и тем самым с иррациональными числами при соблюдении логически правильного геометрического доказательства, объявили самупроблему сакральной тайной.
Область существования,оказавшись иррациональной, опрокинула образцы умопостигаемое™, которые они усматривали в числе и числоЛит.: Марков А.А. Теория алгорифмов. - Тр. математического инвых соотношениях. Позднее те ограничения, которые приститута им. В. А. Стеклова, т. 42. М—Л., 1954; Он же. О конструкнимались в античной математике в качестве ее оснований,тивной математике. - Там же, т. 67. М.—Л., 1962; Он же. О логикебыли сняты, понимание числа было расширено и в негоконструктивной математики. М., 1972; Марков Α.
Α., Нагорный Η. Μ.были включены иррациональные числа. То, что считалосьТеория алгорифмов. М., 1984 (2-е изд. М., 1996); Щанин Я. А.нелепостью, иррациональностью, нарушением каноновКонструктивные вещественные числа и конструктивные фунлогики, оказалось тем, что имеет вполне рациональныйкциональные пространства. — Тр.
математического институтасмысл, хотя сохранилось обозначение этих чисел как ирим. В. А. Стеклова, т. 67. М.-Л., 1962.Η. Μ. Нагорный рациональных.Проблема абсурда возникла прежде всего при разграничении истинных и ложных рассуждений, которое былоАБСУРД (от лат. absurdus — нелепый) — граница, изнанстоль важно для практики риторического и судебного диска, оборотная сторона смысла, его превращенная форма.курсов.
Для античной философии абсурд —это симптомПопытка дать категориальное определение абсурда невыи предвестник ложности рассуждения: истинность — вополнима и сама по себе абсурдна, поскольку абсурдплощение смысла, а ложность — бессмыслицы. Античнаяне улавливается в сети ни здравого смысла, ни понятий рас21АБСУРДмысль широко использовала обращение к абсурду какк контрсмыслу в доказательстве от противного. При этомистинность и ложность приобретали у досократиков онтологический смысл, будучи соотнесены с бытием и небытием. Элеаты, подчеркивавшие значение принципа непротиворечия (вспомним максиму Антисфена «невозможнопротиворечить»), считали, что предмет допускает лишь одноопределение, противоречивые суждения о нем в принципенемыслимы и беспредметные высказывания — это абсурд.Но обсуждение проблемы абсурда не ограничилось лишьэтой формой абсурда.
Софисты, занимаясь прежде всегориторической практикой, стремились выявить противоречия в рассуждениях, допускали равнозначность истинных иложных суждений. Отрицая значимость принципа непротиворечия, они проводили мысль о том, что одно и то же рассуждение может быть и истинным, и ложным. Софистикаимела дело прежде всего с риторическим дискурсом, хотяи логический дискурс обязан софистам разработкой процедуры косвенного (апогогического) доказательства, основанного на приведении к абсурду. В этом доказательствеположение А доказывается опровержением противоположного (не-4) с помощью вывода из него невозможного, абсурдного следствия. Столкновение с абсурдом оказываетсясвидетельством истинности доказываемого, исходного положения. Здесь уже абсурд — это контрсмысл, включаемыйв саму ткань косвенного доказательства.
В зарождении и утверждении апогогического доказательства и редукции к абсурду в качестве научного метода большое значение имелорасширение дискурсивной практики, включение в нее техформ, которые развивались вне науки и ранее не включались в сферу философского анализа: доказательство от противного и сведение к абсурду широко использовались в судебной практике (см., напр.: Лисий.
Речи. М., 1933, с. 34—35)и риторике софистов и скептиков. Апогогическое доказательство, возникшее у элеатов и Платона, ставшее у софистов способом доказательства чего угодно, не без сопротивления было включено в состав нормальных процедурдоказательства. И все же именно потому, что оно всегдасталкивается с абсурдом, с невозможным, вводит в структуру рассуждения абсурд, оно оценивалось ниже, чем прямое доказательство. Аристотель, хотя и признает значениекосвенного доказательства, все же приоритет отдает прямому доказательству.
Скептики использовали косвенноедоказательство и сведение к абсурду в целях доказательстваневозможности ни обоснования, ни существования научного знания. И все же редукция к абсурду и доказательство от противного вошли в состав научных методов доказательства. Евклид широко использовал метод косвенногодоказательства и сведение к абсурду. Существует (согласноД.Д. Мордухай-Болтовскому) три типа апогогических доказательств у Евклида и соответственно три рода абсурда,связанные с противоречием 1) с уже признанной аксиомойили уже доказанным положением, 2) с условием теоремы,3) со сделанным предположением.
Неявно косвенное доказательство предполагает применение принципа исключенного третьего. Доказательство от противного и редукция к абсурду сыграли большую роль в утверждении методов исчерпывания (Архимед, Евдокс).В средневековой философии абсурдность, противоречивость и парадоксальность рациональных рассуждений преодолевались актом веры (можно напомнить приписываемый Тертуллиану афоризм: «Верую, потому что абсурдно», хотя вера для него изначальна и не связана с выходом из парадокса).